Правила заправки транспортных средств на азс

Как заправить автомобиль — пошаговое руководство

С развитием технического прогресса и увеличением благосостояния граждан автомобильная промышленность не устает поражать своим разнообразием. Сегодня успешный человек, не пользующийся автомобилем – скорее нонсенс, чем норма.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

С появлением транспортного средства у новичка возникает масса вопросов о благополучии его авто: как ухаживать за машиной, в какой автосервис обратиться, где и как заправиться. В любом крупном населенном пункте выбор АЗС огромен, следовательно, выбрать наилучшую достаточно сложно. Даже автовладельцы со стажем не смогут точно определить, где гаратированно заправляться качественным топливом, что уж говорить о новичках.

Чтобы ориентироваться в вопросах заправки авто, необходимо понимать некоторые ключевые моменты. Рассмотрим их подробнее.

Когда и как часто необходимо заправлять авто?

Любая шкала показателя уровня бензина в баке разделена на равные отметки. Из технической документации на свое транспортное средство необходимо выяснить вместимость бензобака и путем нехитрых математических вычислений узнать, чему равно одно деление шкалы.

Это нужно для того, чтобы понять, сколько литров бензина остается в баке, когда стрелка приближается к критической отметке:

  1. Специалисты утверждают, что автомобиль требует срочной заправки, когда в баке остается менее 5 литров бензина. Желательно не дожидаться загоревшегося индикатора и «подкормить» машину заблаговременно.
  2. Некоторые модели авто оснащены специальной красной (критической) зоной, которая упрощает жизнь водителям и, в частности, новичкам. Приближение стрелки шкалы индикатора к этой красной зоне сигнализирует о желательной заправке. Рекомендуется посетить АЗС именно в момент приближения к красной зоне из-за возможной последующей поломки инжектора, стоимость ремонта которого достаточно высока.

В случае возникновения критической ситуации (падение стрелки нижу минимального уровня) и подозрительных маневров авто (потеря плавности движений, резкие рывки) желательно остановиться и заправиться. Если поблизости нет АЗС, бензин следует наливать вручную из канистры.

Если такой возможности нет, рекомендуется буксировать ТС до ближайшей заправки (эвакуатором или на сцепке). Чтобы не возникало таких непредвиденных ситуаций во время поездок за пределами населенных пунктов, уровень бензина в баке при выезде из города должен всегда быть на максимальном уровне.

Нередко новичков удивляет повышенный расход бензина. Дело в том, что потребление топлива напрямую связано с интенсивностью езды:

  1. Расход топлива в городе чуть выше, чем во время движения по трассе. Такого рода характеристики указаны в технической документации на автомобиль.
  2. Еще одной причиной повышения расхода бензина может являться неисправность топливной системы. В этом случае топливо расходуется в разы больше, чем указано в инструкции по эксплуатации ТС.

Как выбрать заправку и марку бензина?

Наиболее оптимальный способ выбора заправки – опыт водителей со стажем или рекомендации автомастеров. Еще один вариант в случае отсутствия предыдущих – тематические форумы в сети, на которых водители делятся опытом. Но, как известно, сколько людей — столько и мнений.

В данном случае следует отдать предпочтением мнению большинства:

  • не рекомендуется заправляться на АЗС, цены на которой ниже рыночных. Чтобы понять, почему, следует поразмыслить: почему цена на данной заправке ниже? Какой смысл работать в убыток? Сэкономив на таких станциях, водитель в дальнейшем оплатит ремонт топливной системы или двигателя своего авто в разы дороже;
  • информация о марке бензина для каждого автомобиля содержится в инструкции по эксплуатации. В случае отсутствия этого документа рекомендуется посетить автофорумы в сети или проконсультироваться на СТО;
  • основными марками топлива считаются 92-й, 95-й и премиум бензин. Выбирая из них, следует полагаться на октановое число, указанное производителем автомобиля. Если данной информации нет, а водитель хочет получить максимальную отдачу от своего «железного коня», рекомендуется использовать премиум марку;
  • в случае ограничения в средствах следует заливать 92-й бензин. Но важно понимать, что 95-й дает лучшие характеристики ТС, по сравнению с 92-м: быстрый разгон, хорошую езду, длительный износ свеч. Каждый водитель самостоятельно выбирает, каким бензином заправляться.

Газовые заправки

В нашей стране газовые заправки не так популярны, как бензиновые. Выбрать лучшую из всех предложенных – значит попасть пальцем в небо. Ситуация примерно такая же, что и с бензиновыми АЗС – разное качество метана, уровень обслуживания, цены.

Лучшими помощниками в этом вопросе станут:

  • друзья;
  • мастера из автосервиса;
  • автовладельцы на форумах.

Чем опасна езда с полупустым баком?

Регулярное повышение цен на топливо вынуждает водителей экономить. Как следствие, они предпочитают заправлять свой автомобиль на небольшие суммы и малый литраж. Важно отметить, что такие действия приводят к печальным результатам. Чаще всего дает сбой топливный насос, ресурс двигателя также снижается.

Поэтому очень важно взять за правило: нельзя ездить с пустым баком, во время эксплуатации авто бензобак должен быть полон хотя бы наполовину.

Как заправлять машину на заправке?

Заправка автомобиля – дело нехитрое, но для новичков представляет из себя целую проблему.

Для того, чтобы процесс заправки прошел гладко, необходимо вооружиться теорией:

  1. Прежде, чем заехать на заправку, нужно быть уверенным в том, с какой стороны (водительской или пассажирской) расположен бензобак.
  2. Въезд на АЗС и выезд с нее всегда находятся в противоположных сторонах (не лишним будет ориентироваться на дорожную разметку).
  3. Подъехав к интересующей колонке, необходимо заглушить двигатель и поставить автомобиль на ручной тормоз.
  4. Оплата за топливо производится в кассе. Помимо наличных денег, присутствует безналичная оплата, принимаются карты многих банков.
  5. После заправки важно плотно завинтить крышку бензобака и выехать с заправки, не задерживая других водителей.

Как заехать на заправку?

Обычно въезд на заправку расположен с правой стороны (по ходу движения). На необходимый поворот укажут знаки и дорожная разметка. Важно правильно выбрать свою колонку и занять интересующий ряд.

В случае ошибки или невозможности использования колонки рекомендуется своевременно перестроиться в крайний правый ряд, чтобы не нарушать правила при совершении маневров.

Как выбрать колонку и припарковаться возле нее?

Обычно на заправочных станциях все колонки являются универсальными – они оснащены всеми необходимыми марками топлива. Какой колонке отдать предпочтение, решает водитель, необходимо лишь убедиться в ее работоспособности.

Для выбора колонки существует несколько основных правил:

  • расположение топливного бака с нужной стороны;
  • наличие бензина необходимой марки;
  • работоспособность колонки.

Останавливаться возле колонки следует таким образом, чтобы заправочный люк располагался на одном уровне с ней. При этом важно припарковаться, не заблокировав водительскую дверь.

Как самостоятельно заправить авто?

Приехав на АЗС и убедившись в отсутствии обслуживающего персонала, следует приступить к самостоятельной заправке автомобиля.

  1. Необходимо выбрать свободную колонку и припарковаться возле нее, поставив автомобиль наручной тормоз и заглушив двигатель.
  2. После оплаты топлива на кассе следует открутить крышку бензобака и вставить в его горловину заправочный пистолет.
  3. Для прочной фиксации пистолет оснащен специальной защелкой.
  4. Информация на светящемся табло колонки поможет понять, когда бак заправлен и необходимо вынимать пистолет.
  5. Повесив заправочный пистолет на место, следует закрыть крышку бензобака, завести двигатель и отъехать, позволив заправиться другим водителям, ожидающим в очереди.

Как правильно открыть крышку бензобака?

Современные автомобили оснащены кнопкой открытия бензобака напрямую из салона, обычно она расположена слева под сидением водителя. Потянув за рычажок с соответствующим изображением колонки, крышка бензобака откроется, для заправки авто останется лишь выкрутить пробку. Закрыть крышку несложно – достаточно лишь прихлопнуть ее.

Заправка автомобиля с помощью заправщика

Заехав на АЗС и убедившись в присутствии заправщика, следует совершить лишь несколько простых действий:

  • заглушить мотор, поставить авто на ручной тормоз;
  • выходя из машины, сообщить заправщику марку топлива;
  • произвести оплату необходимого количества бензина в кассе.

Где и как оплатить бензин?

В большинстве случаев оплата топлива на АЗС осуществляется в окошках с надписью «Касса». Если такого окошка нет, необходимо обратиться в маркет, расположенный на заправке. Зачастую эти пункты находятся в одном месте.

Как выезжать с заправки?

После полной заправки необходимо убедиться в герметичности закрытой крышки бензобака и после этого начать движение. Важно отметить, что в основном выезд с АЗС расположен в противоположной стороне от въезда.

Совершая маневры на заправке, следует не забывать включать указатели поворота. Посещение маркета, расположенного на территории АЗС, потребует парковки в специально отведенном для этого месте.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Как правильно заправлять машину

Как правильно заправить машину на заправке с помощью заправщика

Итак, с выбором заправки определились, доехали до неё, НЕ перепутали с какой стороны у вас люк бензобака и с какой стороны Вам подъезжать, обязательно заглушили двигатель, вышли из машины. Что теперь?

Поищите глазами заправщика, хотя они сами всегда подбегают к подъехавшим машинам. Если дело происходит в большом городе, то в 95% случаев на АЗС будет специальный работник, который сам заправит автомобиль. Они одеты в фирменную одежду, и Вы их легко узнаете. Обязательно сами откройте лючок бензобака, если он открывается из салона или с помощью секретки на крышке.

Сообщите работнику заправки необходимую информацию:

  1. вид топлива;
  2. если заправка с предоплатной системой, то идёте оплачивать сразу в кассу и непосредственно там озвучиваете, сколько топлива необходимо или на какую сумму, горючее Вам заправят только после оплаты;
  3. если заправка с постоплатной системой, то сообщите заправщику необходимое количество топлива, сумму или скажите «до полного бака», после чего идите на кассу оплачивать.

Перед отъездом убедитесь, что пистолет заправочного устройства вынут из бензобака, а крышка плотно закрыта.

Каким бензином лучше всего заправляться

Различают 5 типов топлива. Каждый из них предназначен для конкретного типа двигателя. Информация об этом содержится в технической документации по эксплуатации автомобиля. Если её нет, данные о типе топлива можно найти на большинстве автомобильных форумов. Виды топлива:

  1. 92 – содержит наименьшее количество присадок (добавок в состав бензина, повышающих его октановое число). В связи с этим, он имеет наименьшую цену. Подходит для большинства типов автомобилей.
  2. 95 – бензин, улучшающий разгон автомобиля и его маневренность. Стоит на порядок дороже 92. Однако при одинаковых условиях эксплуатации ТС, его уходит меньше, чем 92.
  3. 98 – бензин предназначен для турбинных двигателей. Преимуществ простому мотору от его использования не будет. Самый дорогой вид топлива.
  4. ДТ – дизельное топливо, являющееся результатом первичной обработки нефтепродуктов. Используется промышленной автомобильной техникой (тракторами, комбайнами, самосвалами). Редко используется в качестве топлива для легковых автомобилей.
  5. Газ. Один из популярных видов заправки авто. Для его использования в качестве топлива необходима установка дополнительного дорогостоящего оборудования. Однако низкая стоимость газа полностью покрывает расходы на его установку.

Зная особенности каждого бензина, можно найти тот, что необходим именно вам.

Как правильно припарковаться на заправке

Типичная ошибка новичков – подъезд к колонке не с правильной стороны. Чтобы избежать проблем с маневрированием по АЗС, желательно знать, с какой стороны располагается бензобак. Подъехать нужно так, чтобы колонка и бензобак были на одном уровне. Затем следует заглушить мотор, и поставить автомобиль на стояночный тормоз. Если заезд на АЗС был совершен с той стороны, где осуществляется выезд из заправочной станции, необходимо объехать колонку, чтобы не создавать помех иным участникам движения после завершения заправки.

Видеоурок о правильной парковке и заправке.

Заправка автомобиля газовой системой

В последние годы все больше автовладельцев заправляют свои транспортные средства газов, поскольку подобная практика имеет следующие преимущества:

  1. Финансовая экономия: газ стоит почти в 2 раза дешевле самой бюджетной марки бензина.
  2. Продление эксплуатационного срока двигателя, поскольку уменьшается нагрузка на топливную систему машины.
  3. Уменьшение загрязнение масла, в результате чего оно реже нуждается в замене.
  4. Экологическая чистота газового топлива, объему вредных выбросов в окружающую среду уменьшается более чем в 2 раза.
  5. Сохранение возможности заправки стандартным топливом.
  6. Высокая степень безопасности, если установку системы будет осуществлять квалифицированный специалист.
  7. Увеличение комфортности во время езды, поскольку использование газа исключает взрывы частиц топлива, происходящие в системе сгорания.

Несмотря на такое большое количество положительных сторон, у подобного способа заправки имеются и определенные недостатки:

Дополнительные траты на установку газовой системы, которые оправдают себя только в случае частых или дальних поездок.
Отсутствие возможности заправки на некоторых АЗС.
Уменьшение мощности транспортного средства на 10%, что приводит к понижению скорости разгона и максимальной скорости движения.
Увеличение частоты смены воздушного фильтра.
Невозможность использования газовой системы при низких температурных режимах, а также необходимости крайне осторожной эксплуатации во время жары.
Необходимость выделения достаточно большого количества места в багажнике под установку системы.
Увеличение массы транспортного средства примерно на 60 кг.
Риск утечки газа и его взрыва, если система была установлена без соблюдения технологии.

Заправка газом на АЗС осуществляется в соответствии со следующей инструкцией:

  1. Первоначально необходимо убедиться в отсутствии механических повреждений баллона, неисправностей его арматуры и перекосов отдельных элементов.
  2. После въезда на автозаправочную станцию водитель и все пассажиры должны покинуть транспортное средство, перед этим нужно выключить двигатель и поставить автомобиль на ручной тормоз.
  3. Водитель должен предоставить сотруднику АЗС полный доступ к газовому баллону, сняв все защитные элементы.
  4. Осуществляется установка переходника, если заправка без него невозможно.
  5. Все остальные действия совершает сотрудник АЗС, водителю категорически запрещается самостоятельно подключать заправочный рукав, а также совершать какие-либо действия с колонкой.
  6. Оплата топлива осуществляется в кассе. Начинать движения допускается, только предварительно убедившись, что заправочный рукав был отсоединен, а на устройство была поставлена заглушка.

Как заправлять автомобиль

Если АЗС выбрана и машина стоит напротив колонки, можно приступить непосредственно к процедуре заправки. Для этого необходимо сначала заглушить двигатель, затем выйти из автомобиля, открыть люк, прикрывающий горловину, и отвинтить пробку. Ее обычно кладут либо на колонку, либо на кузов «железного коня». Самое главное – после заправки не забыть вернуть пробку на место.

После того как горловина бака открыта, туда вкладывается заправочный пистолет. Подносить его надо в вертикальном положении, иначе могут вылиться скопившиеся в нем остатки топлива.

Поместив заправочный пистолет в горловину, надо нажать на рычаг, что обеспечит свободное (без участия водителя) поступление топлива при заправке. Далее необходимо зафиксировать его в этом положении, для чего служит специальная скобка сбоку на ручке. Теперь, как только включится подача бензина, процедура заправки будет осуществляться автоматически.

Запомните простое правило: пистолет в бак, деньги в кассу! Вставив и зафиксировав его в нужном положении, можете отправляться оплачивать топливо. Расчет допустимо производить, как вам удобно. Обычно практикуют несколько способов заправки:

  • определенного количества литров топлива, например 10;
  • на конкретную сумму, например на 500 рублей;
  • до полного бака.

Понятно, что сумма к оплате в каждом случае будет разная, но вы можете выбрать наиболее удобный для вас вариант. Так что называете номер колонки, сколько вам надо топлива и платите деньги.

Проведя расчет за необходимое количество горючего, оператор включает колонку, и бензин начинает поступать в бак. Поэтому, пока вы ходите в кассу и оплачиваете топливо, ваш автомобиль может быть уже заправлен. Не стоит бояться, что часть бензина не войдет в бак и выплеснется наружу. Заправочные пистолеты оснащены специальными датчиками, и если заказанное количество топлива не помещается, его подача останавливается. В этом случае вы, кстати, можете вернуться в кассу и получить деньги за излишки оплаченного бензина.

Вам остается вернуть заправочный пистолет на свое место, закрыть пробку и люк горловины бака и продолжать движение. Теперь вы знаете, как правильно заправить машину на заправке топливом, так что подобная операция не будет представлять для вас никаких сложностей. Дополнительную информацию об этой процедуре можно получить при просмотре видео:

Заправка автомобиля – это то, что выполняет каждый водитель. Ничего сложного в такой манипуляции нет, надо только соблюдать определенные правила, и тогда она станет для вас самым заурядным делом.

Правила заправки машины с помощью заправщика

Осуществление заправки с помощью заправщика осуществляется довольно легко, поскольку он автовладельца требуется совершения минимального количества действий.

Их последовательность описывается ниже:

  1. Необходимо помнить с какой стороны транспортного средства находится бензобак и припарковаться около бензоколонки таким образом, чтобы он находился с ней на одинаковом уровне.
  2. После остановки машины следует заглушить двигатель и поставить ее на ручной тормоз.
  3. Открытие бензобака осуществляется путем нажатия специальной кнопки или поворота рычага, который у большинства марок машин располагается под сиденьем водителя. У старых автомобилей этот процесс осуществляется вручную, поэтому потребуется выйти из салона и самостоятельно отвернуть крышу.
  4. Заправщику необходимо сообщить марку бензина, который планируется залить, а также его объем. Все остальные действия он совершить самостоятельно.
  5. Пока сотрудник занимается заправкой машины можно оплатить бензин, касса обычно находится рядом или внутри магазина.
  6. После проведения оплаты можно вернуться к автомобилю и проверить табло бензоколонки, на котором должна быть указана информация относительно количества оплаченных литров топлива и общей суммы.
  7. Выезд с территории заправки осуществляется после того, как сотрудник оповестит о завершении процедуры.
  8. Покидать автозаправочную станцию нужно через специальный выезд, двигаясь на минимальной скорости. Перед выездом на трассу следует не забыть включить соответствующий указатель поворота. При необходимости совершить дополнительные покупки в магазине машину нужно оставить в специально отведенном для этого месте.

Индикатор топлива начнет показывать изменения не моментально, а только спустя некоторое время после начала движения.

Когда пора ехать на заправку

Заправка автомобиля топливом, на первый взгляд, кажется простым и элементарным процессом, однако, у начинающих водителей, которые впервые сели за руль, даже эта легкая задача может вызвать сложности. В первую очередь необходимо научиться правильно определять момент, когда пришло время отправиться на заправочную станцию.

Делать это необходимо в следующих случаях:

  1. В баке машины осталось меньше 10 литров топливо, о чем проинформирует индикатор его уровня. При этом стрелка должна оказаться в красной зоне, а на приборной панели начнут мигать цифры, отображающиеся расстояние в километрах, которое удастся проехать без дозаправок.
  2. Предстоящий дальний путь по незнакомой местности, что не позволяет оценить, где будет располагаться ближайшая заправочная станция.

Мы выяснили, что ничего сложного в процессе заправки нет. Вскоре после первой заправки Вы станете относиться к этому процессу, как к чистке зубов по утрам — само собой разумеющееся занятие

Но важно не забывать о правилах безопасности, потому что при кажущейся лёгкости устройства АЗС, она продолжает оставаться объектом повышенной опасности

  • Далее Как почистить дроссельную заслонку?
  • Назад «Роскошный» налог на автомобили: за что и сколько платить

    Шесть нарушений, за которые вас могут оштрафовать на АЗС

    Хотя автозаправочные станции определяются как «прилегающая территория», тем не менее, здесь, как и, например, во дворе жилого дома, действуют правила, за которые нарушители могут быть оштрафованы.

    Наиболее частые нарушения — это сквозной проезд, поворот или разворот через территорию АЗС, заезд через место выезда (под знак «кирпич) и превышение установленной скорости. Как правило, это 5 км/ч.

    К слову, все ограничения совершенно оправданы. Взять хотя бы скоростной лимит. Ведь даже при легком ДТП могут возникнуть искры, соответственно, повышается опасность воспламенения. В теории за описанные выше нарушения ждет административное наказание в виде штрафа. В то же время, поскольку АЗС это, строго говоря, не дорога, то и нарядов ГИБДД или камер фиксации нарушений здесь нет. И тем не менее, при желании правоохранители вполне могут провести рейд на заправке со всеми вытекающими последствиями.

    На территории АЗС категорически запрещается курить, в том числе и в закрытой машине.

    В последнем случае правоохранители, как правило, трактуют нарушение как курение в общественном месте, хотя салон личного автомобиля можно понимать и как частную территорию. Выяснять истину, вероятнее всего, придется в суде. Для предотвращения пожаров на АЗС запрещается также наливать топливо в пластиковые емкости.

    Дело в том, что полимеры способны накапливать статический заряд, а там где искра, там и возможность возгорания. Что же касается известного запрета на разговоры на АЗС по «мобильнику», то это ограничение по сути формальное. Смартфон трактуется в нормативах как электрооборудование, способное при том или ином раскладе вызывать искру, как какой-нибудь электроинструмент, типа электродрели. И тем не менее, наклейки с перечеркнутым телефоном вы можете увидеть сегодня на многих АЗС, а значит и повод применить к вам штрафные санкции имеется.

    Согласно регламенту, принятому на АЗС, расстояние между автомобилями в очереди к бензоколонке должно быть не менее трех метров. Расстояние между автомобилями, производящими заправку, не должно быть меньше трех метров. Дистанция же между машинами, стоящими в очереди на заправку, не должна быть меньше метра. Такой норматив введен с тем, чтобы облегчить действия, находящихся на АЗС, в случае чрезвычайной ситуации.

    Нередко на АЗС можно увидеть, как водители, стремясь сэкономить время, подъезжают к колонке не тем бортом, на котором есть бензобак.

    Таким образом они тянут заправочный шланг, либо пуская его над крышей или свесом, либо «опоясывая» автомобиль. Такая практика провоцирует, во-первых, повреждения и износ оборудования бензоколонки — штанги активнее перегибаются, растягиваются и разрываются.

    Кроме того, такие «тянучки» буквально создают заторы на территории автозаправки. То же относится и к «умникам», которые заезжают к колонке задним ходом, чтобы опять-таки сэкономить время и подставить бак с нужной стороны. Такая хитроумная метода с большой степенью вероятности создаст сложности маневрированием для других посетителей АЗС.

    Ремонтировать автомобиль на территории АЗС тоже запрещено. Причем речь идет в том числе и о «техобслуживании», к примеру, заливке технических жидкостей. Причина — вероятность образования заряда статического электричества. Плюс — неисправная машина на территории АЗС — это помеха, которая может блокировать пути эвакуации. Так что, если нужно провести какие-то неотложные манипуляции с машиной, отъезжайте как минимум на 15 метров от колонок.

    Заправка автомобилей с заведенным двигателем на АЗС, как известно, тоже запрещена, о чем предупреждают стикеры на львиной доле АЗС.

    Такой запрет связан с опасностью воспламенения паров бензина от искры из-под глушителя. Отметим, что вероятность такого сценария многократно увеличивается на старых автомобилях и машин, у которых удален катализатор или установлен прямоточный глушитель.

    Что же касается современных автомобилей, воспламенение паров бензина в такой ситуации маловероятно. Однако лучше, как говорится, перебдеть. Добавим, что запускать моторы мотоциклов, мотороллеров допускается только на расстоянии 15 метров от бензоколонки.

    Правила заправки транспортных средств на азс

    ГОСТ Р 58404-2019

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    СТАНЦИИ И КОМПЛЕКСЫ АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ

    Правила технической эксплуатации

    Petrol filling stations and complexes. Rules of technical operations

    ____________________________________________________________________
    Текст Сравнения ГОСТ Р 58404-2019 с РД 153-39.2-080-01 см. по ссылке.
    — Примечание изготовителя базы данных.
    ____________________________________________________________________

    Дата введения 2019-06-01

    Предисловие

    1 РАЗРАБОТАН Публичным акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть» (ПАО «НК «Роснефть»)

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность»

    4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

    1 Область применения

    Настоящий стандарт устанавливает правила технической эксплуатации автозаправочных станций и комплексов.

    Настоящий стандарт распространяется на действующие, строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции (АЗС) и комплексы (АЗК) общего пользования, осуществляющие заправку транспортных средств, продажу нефтепродуктов, в т.ч. фасованных, реализацию продовольственных и промышленных товаров, оказание услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также на АЗС, эксплуатация которых допускается только для удовлетворения собственных нужд организаций или индивидуальных предпринимателей (топливозаправочные пункты).

    Настоящий стандарт не распространяется на заправочные станции, предназначенные для заправки водных и воздушных судов, АЗС, осуществляющие продажу (отпуск) сжиженного либо компримированного (сжатого) природного газа, сжиженных углеводородных газов (автогазозаправочные и автогазонаполнительные компрессорные станции), а также на многотопливные АЗС в части эксплуатации технологического оборудования и процессов, применяемых при работе с указанными продуктами.

    Эксплуатация размещаемых на АЗС зарядных колонок (станций) и прочего оборудования для транспортных средств с электродвигателями осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и не входит в область применения настоящего стандарта.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

    ГОСТ 9.602 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии

    ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

    ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

    ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

    ГОСТ 30244 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть

    ГОСТ 30852.0 (МЭК 60079-0) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

    ГОСТ 30852.9 (МЭК 60079-10) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон

    ГОСТ 31438.1 (EN 1127-1) Взрывоопасные среды. Взрывозащита и предотвращение взрыва. Часть 1. Основополагающая концепция и методология

    ГОСТ 31984 Услуги общественного питания. Общие требования

    ГОСТ Р 8.595 Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений

    ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

    СП 28.13330.2012 Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85.

    СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

    СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

    СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины, определения и сокращения

    3.1 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1.1 автозаправочная станция; АЗС: Имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей.

    3.1.2 АЗС общего пользования: АЗС, на которой осуществляется заправка транспортных средств независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности.

    3.1.3 автозаправочный комплекс; АЗК: Имущественный комплекс, объединяющий АЗС, а также здания и сооружения, предназначенные для обслуживания транспортных средств, водителей и пассажиров.

    3.1.4 автоматическая автозаправочная станция; ААЗС: АЗС, осуществляющая процессы заправки транспортных средств без участия персонала.

    3.1.5 группа нефтепродуктов: Совокупность нефтепродуктов, входящих в один тип и имеющих сходные свойства и область применения.

    3.1.6 качество нефтепродуктов: Совокупность характеристик нефтепродуктов, удовлетворяющая требования, установленные техническими регламентами и положениями документов по стандартизации.

    3.1.7 клиент: Физическое или юридическое лицо, имеющее намерение совершить, совершающее либо совершившее покупку товаров или услуг на АЗС или АЗК.

    3.1.8 контейнерная АЗС: Инженерное сооружение, предназначенное для приема, размещения товарных запасов и отпуска нефтепродуктов, смонтированное в отдельные функциональные блоки или единый блок в заводских условиях в соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

    3.1.9 многотопливная автозаправочная станция: АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускаются нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо и масла), сжиженный, либо компримированный (сжатый) природный газ, сжиженные углеводородные газы.

    3.1.10 передвижная автозаправочная станция; ПАЗС: Мобильная технологическая система, предназначенная для приема, размещения товарных запасов и отпуска автомобильных бензинов и дизельных топлив, установленная на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполненная как единое заводское изделие.

    3.1.11 показатели качества нефтепродуктов: Количественная величина характеристик одного или нескольких физико-химических свойств нефтепродуктов, определенная в процессе испытаний нефтепродуктов.

    3.1.12 работник АЗС: Физическое лицо, выполняющее работы на автозаправочной станции в соответствии с возложенными на него функциями.

    3.1.13 система гарантированной доставки нефтепродуктов по количеству и качеству: Комплекс технических средств, обеспечивающий сохранность количества и качества нефтепродуктов при следовании от места загрузки автоцистерны нефтепродуктами до места разгрузки автоцистерны (слива нефтепродуктов).

    3.2 Сокращения

    В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

    АСУ — автоматизированная система управления;

    АЦ — автомобильная цистерна;

    МРК — маслораздаточная колонка;

    ПУЭ — Правила устройства электроустановок;

    РВС — резервуар вертикальный стальной;

    РГС — резервуар горизонтальный стальной;

    СГДКК — система гарантированной доставки нефтепродуктов по количеству и качеству;

    СИЗ — средства индивидуальной защиты;

    ТРК — топливораздаточная колонка.

    4 Общие положения

    4.1 Основным назначением АЗС является заправка транспортных средств автомобильным бензином, дизельным топливом и маслами, а также их отпуск в тару клиентов через ТРК и МРК. Заправка транспортных средств иными нефтепродуктами на АЗС общего пользования не разрешается.

    На АЗС могут реализовываться фасованные нефтепродукты, продовольственные и промышленные товары, а также оказываться услуги клиентам.

    4.2 На АЗС осуществляют основные технологические процессы, связанные с нефтепродуктами, продовольственными и промышленными товарами, в т.ч.: прием, размещение товарных запасов и отпуск (реализация), а также мероприятия по обеспечению функционирования АЗС в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    4.3 Учет нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров на АЗС осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    4.4 Размещение, строительство и эксплуатация АЗС осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией.

    4.5 Настоящий стандарт учитывается при разработке проектов строительства или реконструкции АЗС.

    4.6 При разработке проектов на строящиеся и реконструируемые АЗС обеспечивается приоритетность автоматизации технологических операций по приему и продаже (реализации) нефтепродуктов, измерений, учетных операций с нефтепродуктами и документооборота.

    4.7 Режим работы АЗС определяется руководством организации, эксплуатирующей АЗС.

    4.8 Ответственность за эксплуатацию АЗС в соответствии с настоящим стандартом несет руководитель организации, эксплуатирующей АЗС.

    4.9 К выполнению работ на АЗС допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, имеющие квалификационную подготовку в соответствии с порядком и периодичностью, установленными законодательством, прошедшие обучение и проверку знаний требований охраны труда, а также прошедшие в соответствии с законодательством обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр и все виды инструктажей.

    4.10 Эксплуатационная документация АЗС, разработанная и утвержденная организациями или индивидуальными предпринимателями на основе утвержденного проекта, должна соответствовать настоящему стандарту.

    4.11 Обслуживание и ремонт зданий, сооружений, технологического и энергетического оборудования, вспомогательных устройств и оборудования АЗС (систем связи, оповещения, видеонаблюдения и т.п.) осуществляются в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией.

    О проведенном обслуживании и/или ремонте делаются соответствующие записи/отметки в паспортах (формулярах) оборудования, паспорте АЗС (приложение А) и в журнале учета ремонта оборудования (приложение Б), ведение которых допускается с учетом требований 5.7.

    4.12 Не допускается эксплуатация зданий, сооружений и оборудования АЗС, не отвечающих нормативным правовым актам, проектной документации, технической документации производителей оборудования АЗС.

    5 Информационное обеспечение и документация

    5.1 На АЗС размещается следующая информация:

    а) сведения об организационно-правовой форме, форме собственности и наименовании организации, эксплуатирующей АЗС (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя);

    б) номер (при наличии) или наименование данной АЗС;

    в) юридический и фактический адреса, контактные телефоны и адреса электронной почты организации, эксплуатирующей АЗС (индивидуального предпринимателя);

    Клиент АЗС «Лукойл» дошел до ВС РФ из-за спора в связи с некорректной заправкой автомобиля

    Верховный суд РФ рассмотрел спор с участием водителя, которому на АЗС под брендом «Лукойл» в бак автомобиля с дизельным двигателем залили бензин. Суд первой инстанции отказал потребителю в удовлетворении иска о компенсации убытков. Апелляционная инстанция встала на сторону истца, но допустила ряд ошибок при принятии решения.

    Согласно материалам дела, в апреле 2019 года жительница Перми Оксана Фрезерова (фамилия изменена) заправила на АЗС «Лукойл-Уралнефтепродукт» взятый в аренду Range Rover. Сумма по чеку составила 2000 рублей. Заправщик залил в бак дизельного внедорожника бензин АИ-95. Сервис-центр официального дилера выставил счет за ремонт топливной системы — почти 90 тыс. рублей. Расходы оплатила фирма — владелец авто, после чего попросила Фрезерову возместить ущерб. Та, в свою очередь, направила претензию в адрес «Лукойл-Уралнефтепродукта». Владелец АЗС не нашел оснований для ее удовлетворения.

    Фрезерова обратилась с потребительским иском в Свердловский районный суд Перми. Она просила компенсировать убытки, моральный вред и взыскать потребительский штраф. Всего на общую сумму в 155 тыс. рублей. В качестве соответчика была привлечена сервисная фирма «Регион Сервис Групп», которая оказывала по договору с владельцем АЗС услуги по заправке и уборке. В суде заправщик и оператор АЗС утверждали, что все время от момента заказа до оплаты Фрезерова разговаривала по мобильному телефону и не обращала внимания на сотрудников. Эти показания согласовывались с записью с камеры видеонаблюдения. Заправщик также сообщил, что Фрезерова сама попросила заправить внедорожник бензином.

    В итоге суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что истец при должной осмотрительности и осторожности могла избежать неправильной заправки автомобиля.

    Апелляционная инстанция отменила это решение. Суд исходил из того, что заправщик нарушил требования регламента, в соответствии с которым необходимо сверять озвученный клиентом вид топлива с информацией, указанной на крышке люка топливного бака. При этом суд пришел к выводу, что ответственность за вред, причиненный заправщиком, подлежит возложению на его работодателя — сервисную фирму.

    Оснований для взыскания с сервисной фирмы компенсации морального вреда и штрафа суд не усмотрел, указав, что в спорных правоотношениях по возмещению расходов на ремонт Фрезерова выступает не в качестве потребителя, а в качестве лица, возместившего собственнику автомобиля вред, причиненный этим ответчиком.

    Требования Фрезеровой были удовлетворены частично. В ее пользу с ООО «Регион Сервис Групп» взысканы убытки за ремонт и расходы на автоэкспертизу. С «Лукойл-Уралнефтепродукта» — сумма по чеку за бензин, компенсация морального вреда и потребительский штраф. Всего 97 550 рублей.

    Кассационная инстанция согласилась с этой позицией. Фрезерова подала жалобу в ВС РФ.

    Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что апелляционная инстанция никак не квалифицировала правоотношения, сложившиеся между Фрезеровой с одной стороны и ООО «Регион Сервис Групп» и его работником-заправщиком — с другой.

    Заправка автомобиля топливом осуществлялась заправщиком в форменной одежде «Лукойла» на работающей под этим же брендом АЗС, на что неоднократно ссылался истец. Покупатель, приобретая автомобильное топливо, исходя из обстановки могла полагать, что лицо, оказывающее услугу по заправке автомобиля, наделено полномочиями действовать от имени продавца топлива, указал ВС.

    ВС пришел к выводу, что обстоятельства причинения вреда не исключают возможности квалификации правоотношений сторон как правоотношений потребителя и исполнителя услуг, а следовательно, применения положений закона о защите прав потребителей при разрешении искового требования о возмещении убытков.

    Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.