Сколько огнетушителей должно быть в автобусе

Сколько в автобусе должно быть огнетушителей

Автобус – потенциально опасное транспортное средство для перевозки пассажиров. Его проводка работает под напряжением, по патрубкам циркулируют горючие материалы, которые при возникновении искры могут вызвать пожар. Последствия возгорания разнообразные (повреждение техники, человеческие жертвы).

Поэтому любой автомобиль должен оснащаться баллоном с огнетушащим веществом. Поговорим о них подробнее.

  1. Огнетушитель в автобусе
  2. Зачем нужен
  3. Необходимое количество
  4. Правила размещения и места установки в салоне
  5. Требования ПДД к огнетушителям в транспорте
  6. Какие виды используют в автобусах
  7. Инструкция по эксплуатации
  8. Особенности применения порошковых огнетушителей
  9. Срок годности, перезарядки и техосблуживания
  10. Требования к огнетушителю для школьного автобуса
  11. Пожарная опасность в автобусе
  12. Меры предосторожности
  13. Выводы

Огнетушитель в автобусе

Размещение устройства для тушения возгорания на данном виде транспорта предусматривает выполнение ряда требований, соответствие минимальному количеству.

Зачем нужен

Задача огнетушителя – быстро, эффективно устранить внезапно возникшее пламя для минимизации возможных повреждений, человеческих жертв.

Необходимое количество

Пассажиры автобуса не успеют покинуть салон при возгорании. Поэтому он укомплектовывается минимум двумя огнетушителями порошкового типа.

Правила размещения и места установки в салоне

В соответствии с ГОСТ, количество огнетушителей регламентируется конструкционными особенностями транспортного средства. Основное требование – одно устройство должно находиться возле водителя, а второе – в салоне.

Что касается перевозки устройств, она предусматривает крепление баллона в легкодоступных местах. Монтаж под сидением запрещен.

Требования распространяются на автобусы всех видов. Также на модели ПАЗ и Газель.

Расположение огнетушителей в салоне

Требования ПДД к огнетушителям в транспорте

К используемым для устранения возгораний баллонам предусмотрен ряд обязательных к соблюдению норм. От них зависит эффективность пожаротушения, уровень безопасности.

К основным относятся:

  1. Наличие соответствующих документов, своевременное прохождение технических осмотров.
  2. При выявлении повреждений баллон отправляется на внеплановую проверку.
  3. Нахождение под воздействием прямых солнечных лучей – запрещено.
  4. На этикетке устройства указывается необходимая информация.

Какие виды используют в автобусах

Существующие нормативные документы оговаривают, какие типы огнетушителей могут эксплуатироваться в выполняющем перевозки транспорте. К ним относятся порошковые баллоны. Обязательное требование – минимальный объем 2 л. Преимущество – возможность тушения проводки, жидких, твердых материалов.

Инструкция по эксплуатации

Мы разобрались, сколько огнетушителей должно быть в автобусе для перевозки пассажиров. Далее поговорим о том, как ими пользоваться.

Алгоритм активации устройства прост. Все, что необходимо это:

  1. Выдернуть предохранительную чеку.
  2. Направить сопло на очаг возгорания.
  3. Привести в действие запорный механизм путем нажатия ручки.
  4. Слить остаток вещества после локализации пожара.

Особенности применения порошковых огнетушителей

Основным отличием использования устройств этого типа является невозможность локализации огня при тушении предметов, горение которых может осуществляться без доступа кислорода.

Еще один момент – отслеживание показаний стрелки индикатора давления. Если она размещена в зеленом диапазоне, устройство исправно. Стоит на красном секторе – баллон непригоден к использованию.

Срок годности, перезарядки и техосблуживания

Порошковые огнетушители должны проходить организованный ежеквартальный осмотр. Он включает отслеживание повреждений, снятие показаний манометра.

Срок годности используемого материала определяется его типом. Эксплуатационный период баллона не может превышать 10 лет.

Требования к огнетушителю для школьного автобуса

Устройства, применяемые в транспорте, обязаны соответствовать следующим нормам:

  1. Используемый баллон относится к порошковому виду с закачанным внутрь материалом типа АВСЕ.
  2. В автобусе перевозятся только прошедшие вибрационное испытание изделия.
  3. Минимальный объем корпуса устройства – 2 л.
  4. Место установки баллона выбирается так, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи. Нагрев выше 50 градусов Цельсия приведет к непригодности используемого огнетушащего вещества.
  5. Одно из устройств располагается возле шофера. Второе размещается в салоне так, чтобы к нему мог дотянуться даже ребенок.

Школьный автобус

Пожарная опасность в автобусе

Как показывает статистика, внезапно возникшие возгорания в транспортных средствах, перевозящих группу людей или выполняющих междугородние рейсы, занимают второе место по количеству пожаров. Причина появления – конструкционные особенности, человеческие факторы, а именно:

  1. Большое количество электрокабеля.
  2. Обилие горючих материалов.
  3. Риск возникновения искры.
  4. Несоблюдение правил транспортировки легковоспламеняющихся веществ, масел.

При движении автобуса к возникшему источнику огня поступает способствующий горению кислород. Как результат, пламя может охватить салон всего за пару минут. Устранить пожар с помощью огнетушителя иногда невозможно. Поэтому, соблюдение ППБ, наличие аптечки обязательно.

Меры предосторожности

При использовании огнетушителей необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  1. Применяя пенные баллоны нужно учитывать возможность уменьшения кислорода в помещении.
  2. Локализуя огонь порошковыми изделиями следует помнить о возникающей запыленности, снижении видимости.
  3. Туша электрооборудование необходимо соблюдать безопасное расстояние от находящихся под напряжением элементов и соплом устройства. Минимальное значение равно одному метру.
  4. Наличие острых кромок – недопустимо.
  5. Раструб изделия должен иметь противодействующую попаданию материала на руки защиту (актуально для углекислотных огнетушителей).

Выводы

Мы разобрались, сколько в автобусе должно быть огнетушителей, как их активировать, обслуживать, перезаряжать. Также были рассмотрены факторы опасности, меры предосторожности. Надеемся, после вышесказанного каждый водитель укомплектует транспортное средство в соответствии с существующими требованиями.

Какой огнетушитель нужен для техосмотра

Не секрет, что многие граждане, убедившись, что вид и срок годности огнетушителя в автомобиле для техосмотра не подходят, обращаются к коллегам с просьбой выручить и дать на время плановой проверки свой спасительный «пламегаситель». Но следует понимать, что в этом случае главное не отметка в диагностической карте, а собственная безопасность.

Нужен ли огнетушитель в автомобиле

Владельцев транспортных средств с каждым годом становится все больше. К счастью, основная масса этих людей только слышала о том, что автомобиль по каким-то причинам может загореться. К примеру, из-за неисправности в системе электрооборудования. Но случается это довольно-таки редко. Поэтому чаще всего граждане живут с твердой уверенностью, что предоставлять огнетушитель автомобильный для технического осмотра — дополнительная обуза, а не жизненная необходимость.

К счастью, достаточно мало водителей, которым действительно пришлось стать свидетелями того, как горит автомобиль или даже участвовать в его тушения. Наличие исправного средства для борьбы с возгоранием и умение им пользоваться у этой категории участников дорожного движения сомнений не вызывает. Сказывается печальный опыт. Поэтому они точно знают, что, покупая огнетушитель в машину, требования 2021 года надо учитывать обязательно.

Еще меньше владельцев, сгоревших и теперь уже отправленных в утиль, автомобилей. И они-то твердо уверены в том, что:

  • беда в виде возгорания может случиться с любым автомобилем;
  • срок годности огнетушителя автомобильного для техосмотра важен, но еще важнее возможность его применения, в случае необходимости, по назначению;
  • по статистике легковая машина сгорает за 15-20 минут;
  • наличие автомобильного огнетушителя, соблюдение требований к нему и умение пользоваться – единственный вариант локализации возгорания.

Важно знать! Таким образом, если сделать скидку на традиционный российский «авось меня не коснется», автолюбители уже не высказывают сомнений в необходимости наличия огнетушителя в машине. Но при этом, главным критерием для его выбора чаще всего выступает цена. Задача специалистов – донести до покупателя, что потребительские свойства и технические возможности этого специфического товара важнее его стоимости. К слову не очень-то и высокой.

Типы, виды, стандарты огнетушителей.

Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:

  • способ срабатывания. Понятно, что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
  • принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
  • объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
  • вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
  • сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.

Важно знать! Таким образом, выбирая средство для пожаротушения, нужно учесть вышеперечисленные критерии и усиление требований к техосмотру огнетушителя в 2021 году. При этом стоит помнить, что поиск самого дешевого средства пожаротушения – не лучший вариант. Тем более, что современные требования к автомобильным огнетушителям контролирующими органами сформулированы достаточно четко.

Огнетушитель для автомобиля, требования 2021 года

Как уже отмечалось, очень часто автовладельцы при выборе средства пожаротушения ориентируются только на один параметр – стоимость изделия. В порядке вещей было приобретение заведомо контрафактного товара, лишь бы пройти технический осмотр. Да и сотрудники ГИБДД, при проведении ТО, зачастую ограничивались визуальным подтверждением наличия огнетушителя.

На сегодняшний день требования более четкие:

  • огнетушители для автомобилей должны соответствовать ГОСТам. Допускается два варианта НПБ 155-2002 и Р 51057-2001. Вовсе не обязательно изучать положения о стандартах, а вот буквы и цифры стоит запомнить;
  • утверждены два вида огнетушащего вещества, используемого производителем: углекислотный и порошковый. Тем самым, дан однозначный ответ на вопрос: какой огнетушитель должен быть в автомобиле;
  • большое внимание уделено информационной составляющей наносимой маркировки. На емкости противопожарного изделия должны быть все характеристики, сведения о веществе, содержащимся в нем и инструкция с правилами пользования при пожаре;
  • к сожалению, понятие «срок годности» для многих россиян – пустой звук. Да и документы, подтверждающие это, за пять лет могут пропасть. По новым требованиям, все сведения о сроках годности и нормативах для проверок должны наноситься непосредственно на изделие;
  • жестко обозначены допустимые вес и объем огнетушителей. Для легкового автомобиля – 2 кг/2 л – соответственно. Теперь у недобросовестных водителей уже не будет возможности предоставлять на ТО аэрозольные (воздушно-пенные) образцы. Они удобные, компактные, дешевые, но малоэффективные;
  • неизменным остается требование о регулярной ежегодной проверке (осмотр на предмет деформации, взвешивание) и перезарядке (не реже одного раза в 5 лет) огнетушителей.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле

В общих чертах, ответ на этот вопрос уже прозвучал в ходе обсуждения средств пожаротушения. А концентрированном виде это выглядит следующим образом:

  • в каждом автомобиле должен быть исправный огнетушитель, а в идеале –два порошковый и углекислотный;
  • для легковых автомобилей рекомендуются огнетушители объемом 2 литра. Средняя стоимость порошкового — 250-300, углекислого – 450-500 рублей.
  • приобретать огнетушитель надо только в специализированных магазинах. При покупке особое внимание следует уделить заводским маркировкам, сведениям о сроках годности и внешнему виду изделия. Можно также приобрести «Набор автолюбителя», в комплектацию которого еще входят аптечка, аварийный знак и буксировочный трос;
  • вряд ли кто скажет однозначно, какому из предприятий, поставляющих средства пожаротушения на рынок, стоит отдать предпочтение. Но судя по отзывам, наиболее востребованной является продукция компаний «Пожавтоматика» (Москва), «АПТВ» (Ярославль), «Эгида» (Казахстан), «Пожтехника» (Беларусь);
  • несмотря на очевидную необходимость иметь в машине автомобильный огнетушитель, некоторые водители нарушают этот постулат. Сотрудники ГИБДД имеют право указать на это, потребовав устранить недостаток или выписать штраф до 500 рублей. Причем закончившийся срок годности огнетушителя расценивается и наказывается также как его отсутствие.

Внимание! В завершение еще одна банальность, за которую не надо извинятся. Огнетушитель в автомобиле нужен водителю, а не сотруднику ГИБДД.

Сколько аптечек и огнетушителей должно быть в автобусе?

Требования по техническому состоянию любого автобуса изложены в правилах по использованию АТС (автотранспортных средств). Подробности к каждому новому изменению, внесенному в требования к безопасности транспортных средств излагаются в дополнительных документах (приказах, письмах, дополнениях, инструкциях), которые выпускает Ространснадзор. Количество аптечек и огнетушителей, которое должно быть в разной категории автобусах также указывается в упомянутом документе.

Необходимое количество аптечек

Исходя из установленных правилами госагентства по техническому регулированию, в разных автобусах должно быть удовлетворительное на экстренный случай количество медицинских и противопожарных средств. Согласно указанному принципу, на определение количества средств первой помощи и пожаротушения влияют некоторые факторы, поэтому происходит увеличение или уменьшение требуемого количества таких средств для разных типов автобусов. Автобусы, как пассажирские транспортные средства, должны быть укомплектованы таких количеством средств спасения, защиты и эксплуатации (по категориям):

  • Автобусы М3 (классы 2 и 3) должны иметь минимум 3 аптечки; как дополнение к средствам безопасности, следует упомянуть, что автобусы таких классов, как М3 (восьмиместный транспорт и больше, если считать с креслом водителя; масса — более 5 тонн), N2, N3 оснащаются не менее, чем 2-мя упорами противооткатными;
  • Обычные пассажирские автобусы комплектуются 2-мя упорами (в кабине водителя и в салоне).
  • Муниципальный транспорт комплектуется одной аптечкой.

В государственных стандартах (ГОСТ Р 51709-2001) эта описанная информация указывается в пункте 4, (повествует о требованиях, которые применяются для технического состояния автотранспортных средств), подпункт 7 (раздел о прочих элементах конструкции), пункт № 15. Здесь под вторым классом подразумевается такой транспорт, в котором могут перевозиться также стоячие пассажиры, в то время, как в транспорте третьего класса есть только сидячие места.

Требуемое количество огнетушителей

Средства пожаротушения (огнетушители), находящиеся в любом автобусе, должны отвечать всем последним нормам пожарной безопасности. Транспортные средства, которые заняты в сфере перевозки людей, обязаны иметь 2 огнетушителя, один из которых нужно прикрепить в салоне, где при поездке находятся пассажиры, а второй — у водителя. По отношению к типу огнетушителей для указанной категории транспортных средств ничего не указывается, можно использовать один из продающихся в лицензированных компаниях по огнезащите.

При этом огнетушители различаются также по спецкатегориям, которые обозначаются буквами. Например, пожарная категория «А» и «В» обозначают тушение твердых и жидких веществ, «С» и «Е» — тушение газообразных веществ и электрических установок соответственно. Тушение горящих металлов (например, обшивки транспорта, допускается с помощью ОПС-огнетушителя (категория D)).

Заключение

Таким образом, необходимое количество аптечек и огнетушителей при эксплуатации автобусов устанавливается ГОСТом, и в зависимости от класса транспорта требуется иметь в наличии до 3 наборов для оказания первой медицинской помощи. Что касается наличия огнетушителей, то их должно быть не менее двух, при этом один должен находится в кабине водителя, а второй — в пассажирском салоне.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Сколько огнетушителей должно быть в автобусе: требования безопасности

Автомобиль — потенциально опасное средство передвижения. Его проводка работает на значительных токах, по разнообразным распределительным сетям перемещается горючее, смазочные вещества.

Пожар легкового автомобиля — страшное зрелище. Машина может полностью сгореть за пару минут.

Но пассажиры такого транспортного средства с высокой вероятностью успеют его покинуть. Совсем иначе обстоит дело с автобусами.

Люди просто не способны быстро его покинуть. Поэтому нормы, сколько огнетушителей должно быть в автобусе для перевозки пассажиров — четко регламентированы и должны соблюдаться неукоснительно.

Назначение огнетушителя в автобусе

Пожар в автобусе — явление комплексное.

  1. горение твердых веществ с высокой вероятностью возобновления процесса после первичного подавления, присутствия тления, выделения токсичного дыма (обивка, элементы отделки, покрытие пола);
  2. пожары электропроводки с высокой энергетической заряженностью;
  3. возгорание жидких веществ (топливо и масло).

Огнетушитель в автобусе требования, к которому весьма широки — должен быть достаточно универсальным. При этом его конструкция и характер огнетушащего вещества обязаны гарантировать эффективность применения после хранения в условиях постоянного действия вибрации, нагрева, бросков влажности.

Применение огнетушителя в условиях автотранспорта подчиняется некоторым несложным правилам. Действовать необходимо максимально оперативно, осуществляя подавление пламени в зоне пожара до его развития.

После распространения огня — его не удастся победить. Потушить автобус или даже горящую легковушку по силам только пожарной машине.

Поскольку огнетушители для автобуса отличаются достаточно скромным зарядом и могут обработать малую площадь — знания, как привести устройство в действие и где именно оно находится, может спасти множество жизней в критической ситуации.

Какие огнетушители должны быть в автобусе

Для автомобильного транспорта нормативные документы четко не ограничивают, какие огнетушители должны быть в автобусе.

Однако все допуски и минимальную параметрику отсчитывают от порошковых устройств.

Такой выбор лидера вполне оправдан. Порошковый огнетушитель справляется с возгораниями твердых и жидких веществ, может применяться для тушения проводки с низким напряжением.

Другие типы устройств всегда имеют недостатки, включая и сугубо эксплуатационные.

  • Углекислотные модели крайне плохо тушат возгорание твердых веществ, которые могут возобновить горение.
  • Водные и пенные вызывают значительный вторичный ущерб материалам салона, способны полностью уничтожить электронную начинку, бортовой компьютер автобуса.
  • Газовые и водные — имеют меньший срок хранения, отличаются повышенной стоимостью перезарядки.

Поэтому сегодня большинство предложений средств борьбы с огнем в автомобильном транспорте — это именно порошковые устройства.

Ответ на вопрос, сколько огнетушителей должно быть в автобусе — дан в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В.

Согласно этому своду правил, каждое транспортное средство для перевозки пассажиров должно оснащаться не менее, чем двумя устройствами. Порошковый тип оборудования — явно и четко рекомендован.

Количество огнетушителей на автобусах, а также меры их крепления и места размещения — отличаются для разных стран.

Однако согласно законам Российской Федерации — каждое автотранспортное средство, применяемое при пассажирских перевозках любого типа, должно иметь два устройства для борьбы с возгоранием.

Оборудование для борьбы с огнем должно быть закреплено на кронштейнах. Их конструкция обязана обеспечивать легкое вынимание устройства, одновременно не допуская его выпадения, смещения во время движения автобуса из-за вибрации. Запрещено устанавливать огнетушители на высоте, при падении с которой он может нанести травмы или иные повреждения человеку.

При необходимости, к примеру, близком расположении контура отопления салона — огнетушитель должен быть защищен от воздействия температур выше 50 градусов Цельсия.

Существуют и другие требования к типу, размещению, количеству огнетушителей. К примеру, порошковые устройства рекомендуется заправлять универсальными порошками АВСЕ.

Нормативный срок перезарядки огнетушителей составляет не реже одного раза в два года для устройств, расположенных в салоне, не менее 1 раза в год для оборудования, подвергаемого воздействию высокой температуры, перепадов влажности, других негативных факторов.

Расположение огнетушителей в транспорте

Согласно нормативному своду правил, места расположения огнетушителей в городских автобусах регламентированы конструкцией транспортного средства, разработанной производителем.

Однако одно требование остается неизменным. Огнетушитель обязательно находится в зоне кресла водителя, в непосредственной близости, в области легкого доступа.

Второе устройство по нормам закона должно располагаться в салоне. Его конкретная локализация также должна предусматривать легкий доступ, для оперативной борьбы с огнем.

Запрещено монтировать огнетушители на кронштейны в закрываемых нишах, под задними сидениями, в других местах, не допускающих свободного маневрирования.

Заключение

Следование нормативам оснащения транспортных средств огнетушителями — обязательно для предприятий, оказывающих услуги в сфере как местных, так и междугородних, международных пассажирских перевозок. Однако стоит дополнительно озаботиться собственной безопасностью.

При входе в автобус — никто не запрещает поинтересоваться у водителя, где находится второй огнетушитель в салоне.

Для полных гарантий — можно попросить показать маркировку с данными последней заправки.

Это нормальное желание человека, который хочет быть готовым к оперативным действиям и хочет убедиться, что ему ничего не угрожает.

Видео: Пожарная опасность в автобусе

Правила перевозки пассажиров в автобусе

В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.

Основные моменты :

Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является:

2.Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7.

3.ФЗ от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.

4. ФЗ от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ.

Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.

Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.

Кто попадает под категорию

В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения» .

Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.

Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.

Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.

Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.

Что сказано в законодательной базе

Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.

Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.

Новые правила перевозки пассажиров автобусами

Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.

Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.

Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:

техническое состояние должно быть исправным;

в наличии должен иметься сертификат о соответствии;

путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;

соответствие нормам экологии;

в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;

должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;

в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;

наличие знака аварийной остановки;

в автобусах междугородного сообщения должны иметься отсеки, в которые помещают крупногабаритный багаж;

снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;

наличие указания маршрута следования;

внутри салона должна иметься хорошо различимая надпись «Запасной выход»;

наличие валидаторов для считывания с карточек информации;

в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;

правила перевозки должны быть размечены на видном месте.

Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.

Требования к водителю автобуса включают:

наличие в водительском удостоверении необходимой категории;

соблюдение маршрута следования и расписания остановок;

предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;

при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;

следить за необходимым запасом топлива;

около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;

остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;

объявлять название очередной остановки;

продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;

по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.

Требования предъявляются также к самому водителю .

Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.

При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.

Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:

Приобретать билет в начале осуществления перевозки.

При длительной поездке занимать место, указанное в билете.

Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.

Не перевозить опасные вещества.

Не высовываться в открытое окно.

Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.

Посадка и высадка

Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.

Все двери должны иметь возможность открываться изнутри с легкостью. Над запасным выходом должна иметься надпись «Запасной выход», а над аварийным – «Аварийный выход».

В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.

При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.

Междугороднего сообщения

Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов , предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.

Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.

Пригородного направления

С 1 июля 2018 года ведены новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.

Нововведение касается не только больших автобусов, но микроавтобусов типа «Газели», имеющих 8 пассажирских мест или более.

Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.

Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.

При количестве автобусов в количестве более трех, колонна автобусов с детьми должна сопровождаться машинами, принадлежащими Госавтоинспекции. Снаружи на автобусе должен быть знак «Перевозка детей».

Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.

Экскурсионного назначения

При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.

Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.

Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.

Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.

Договора на экскурсионные перевозки оформляют при получении заявки .