Коллективная безопасность в международном праве

Лекция №2. Универсальная система коллективной безопасности.

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена «принимать эффективные меры для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п.1 ст. 1 Устава ООН).

Устав ООН подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер:

  • мирное разрешение международных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV);
  • запрещение применения силы или угрозы силой (п.4 ст. 2);
  • осуществление широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст. 1, гл. IV, IX);
  • ограничение вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).

И только если эти предупредительные меры не принесут положительных результатов, принимаются меры принудительного характера:

временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет необходимыми или желательными (ст. 40);

меры, не связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений);

меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора и восстановления международного мира и безопасности (ст.42).

При этом только Совет Безопасности «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п.6 ст.2).

В рамках ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции в отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 г. (экономические и финансовые), Югославии в 1991-1996 гг. (экономические), Ливии в 1992-1996 гг. (экономические и по поставкам оружия), Сомали в 1992 г. (по поставкам оружия) и др.

В рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

В отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР, которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности), последовательно принял следующие резолюции:

от 25 июня о признании КНДР агрессором;

от 27 июня с призывом к членам ООН оказать Южной Корее военную помощь;

от 7 июля о предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права именоваться войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).

В результате трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь была граница между двумя корейскими государствами по 38-й параллели. Войска США до сих пор находятся в Корее.

Для пресечения агрессии Ирака против Кувейта, развязанной 2 августа 1990 г., освобождения территории Кувейта и принятия дополнительных мер с целью недопущения агрессии Ирака в будущем Совет Безопасности ООН последовательно принял следующие резолюции:

  1. 660 о констатации нарушения Ираком международного мира и безопасности с требованием немедленного вывода иракских войск из Кувейта;
  2. 661 об установлении экономических санкций против Ирака;
  3. 665 и 670 об установлении морской и воздушной блокады Ирака; 678 с требованием освободить все захваченные территории, выполнить все ранее принятые резолюции.

В случае невыполнения этих требований Совет Безопасности уполномочивал многонациональные вооруженные силы (Англии, США, Франции, с использованием военных баз Турции и Саудовской Аравии) «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 и все последующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом районе» (делегация СССР при голосовании воздержалась). Готовый реферат на эту тему найдете прямо здесь, воспользовавшись нашим поиском.

Впервые в международной практике государств Совет Безопасности предоставил Ираку так называемую «Паузу мира» с 29 ноября 1990 г. до 15 января 1991 г. для добровольного выполнения им упомянутых резолюций. Однако Ирак не выполнил требования Совета Безопасности ООН, и в течение 100 ч. его вооруженные силы были разгромлены объединенными войсками стран антииракской коалиции под командованием американского генерала Шварцкопфа. В обоих случаях агрессоры (КНДР и Ирак) подавлялись от имени всего международного сообщества по ст. 42 Устава ООН. В первом случае все расходы несла ООН, во втором случае — государства антииракской коалиции без использования флага ООН.

В отличии от военного принуждения миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии.

Коллективная безопасность

Коллективная безопасность — это защищенность мирового сообщества или группы государств от возможности нанесения им ущерба средствами вооруженного насилия, обеспечиваемая их совместными усилиями. Основу коллективной безопасности формируют гарантии равной безопасности для всех государств.

Коллективная безопасность предполагает, что все члены определенного сообщества отказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику, который подвергнется нападению со стороны третьих стран.

Система коллективной безопасности — это совокупность межгосударственных и государственных органов, сил и средств, (при необходимости, создание наднациональных структур), согласованная и взаимосвязанная деятельность которых гарантирует осуществление на правовой основе защиты жизненно важных интересов государств-участников с опорой на военную силу. Легитимность таких систем признана международным правом, которое утверждает неотъемлемое право каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на него.

Понятие «коллективная безопасность» в последние годы приобретает все более широкий смысл. В докладе ГА ООН 2005 года «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» утверждается важность всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, которая охватывает как новые угрозы, так и старые, а также затрагивает интересы безопасности всех государств.

В докладе отмечается, что миру и безопасности в XXI веке угрожают не только международные войны и конфликты. Насилие против гражданского населения, организованная преступность, терроризм, оружие массового уничтожения, нищета, смертоносные инфекции и деградация окружающей среды могут привести к массовой гибели людей или уменьшению их шансов на выживание. Все эти вызовы подрывают государства как основную единицу международной системы и создают угрозу международной безопасности.

История формирования коллективной безопасности.

Системы коллективной безопасности в истории Нового времени начинают складываться с середины XVII века. Вестфальский мир 1648 г., заключенный по завершению Тридцатилетней войной, заложил основы своеобразного «кодекса поведения» государств, ядром которого стали принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела другого государства.

Первым примером системы коллективной безопасности многие исследователи называют Венскую систему межгосударственных отношений, известную как «Европейский концерт», сложившуюся по результатам работы Венского конгресса (1814-1815 гг.). Венская система, базировавшиеся на принципах легитимности и баланса сил, обеспечила продолжительный период мира и относительной стабильности в Европе.

Создание Лиги Наций в 1919 г. ознаменовало первую серьезную попытку институционализировать коллективную безопасность в современную эпоху. Цели Лиги Наций включали: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Однако Устав Лиги не налагал запрет на одностороннее применение силы и не предусматривал создание системы централизованного принятия решений и введения санкций.

Универсальная коллективная безопасность.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры:

  • Принятие государствами-членами обязательств:
    • проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;
    • создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;
    • принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;
    • развивать дружественные отношения между нациями;
    • не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
    • воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
  • Определение правовых средств мирного разрешения международных споров (переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям), с помощью которых члены ООН могут самостоятельно (без участия ООН) разрешать споры и ситуации мирным путем (гл.VI).
  • Регламентация действий органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания международных споров (гл. V, VI, VIII);
  • Укрепление доверия между государствами-членами путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV, IX и др.).
  • Содействие осуществлению практических мер в области ограничения вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).

Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное государство. В этом случае на первые роли выходит Совет Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24).

Читайте также  Типы нарушителей информационной безопасности

Совет безопасности ООН — центральный орган в системе универсальной коллективной безопасности.

Совет Безопасности обладает правом оперативного принятия:

  • превентивных мер по предупреждению и ограничению конфликтов: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны (ст. 40);
  • принудительных мер безопасности без использования вооруженных сил: эмбарго на поставки оружия, полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений (ст. 41);
  • принудительных мер безопасности с применением вооруженных сил: демонстрация, блокада, операции с использованием, морских, воздушных или сухопутных сил государств-членов ООН (ст. 42).

Для поддержания мира и подавления актов агрессии по требованию Совет Безопасности и в соответствии с особыми соглашениями государства-члены должны предоставить вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания (ст. 43). В таких соглашениях определяются численность и род войск, их дислокация, характер помощи и проч.; они подлежат ратификации.

Стратегическое руководство вооруженными силами осуществляет Военно-штабной комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей и подчиняющийся Совету Безопасности. На практике данный порядок не используется: отчасти из-за его громоздкости, отчасти из-за отсутствия должного уровня сотрудничества. Ни одно особое соглашение не было заключено, а Военно-штабной комитет фактически бездействует.

Региональная коллективная безопасность.

Помимо универсальной системы международной безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных организаций коллективной безопасности (ст.52). Государства, заключившие региональные соглашения или учредившие региональные органы коллективной безопасности, должны приложить максимум усилий для поиска мирного решения локальных споров при помощи данных соглашений или органов, прежде чем передавать эти споры в Совет Безопасности.

Совет Безопасности ООН, в свою очередь, должен поощрять развитие применения мирного разрешения локальных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов, а также использовать, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством.

Без санкции Совета Безопасности принудительные действия с использованием вооруженных сил в регионе могут применяться только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН и должны продолжаться лишь до тех пор, пока Совет Безопасности не примет соответствующих мер.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
  • участники подтверждают обязательство решать споры между собой исключительно мирными средствами;
  • участники дают обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
  • участники обязуются не вступать в военные союзы и не принимать участия в действиях, направленных против другого государства–участника;
  • о всех принятых или намечаемых мерах коллективной обороны немедленно информируется Совет Безопасности ООН;
  • новые государства в установленную договором систему коллективной безопасности принимаются лишь с согласия всех ее участников.

Системы региональной коллективной безопасности характеризуются множественностью форм воплощения, учитывающих своеобразие конкретных регионов современного мира, комбинации баланса сил в них, а также особенности их исторических, культурных, религиозных традиций.

Региональными организациями коллективной безопасности являются:

  • Лига арабских государств (ЛАГ);
  • Организация африканского единства (ОАЕ);
  • Организация американских государств (ОАГ);
  • Организация Североатлантического договора (НАТО);
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
  • Содружество Независимых Государств (СНГ);
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Региональные организации коллективной безопасности позволяют преодолеть разрыв между традиционными определениями безопасности и более широкими концепциями безопасности, включающими вопросы торгово-экономического сотрудничества, противодействия организованной преступности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, охраны окружающей среды и защиты прав человека. Содействуя более тесной интеграции, региональные институты способствуют предупреждению конфликтов и кризисов, росту доверия и обеспечению стабильности в регионе, что в конечном итоге ведет к укреплению безопасности и жизнеспособности их членов.

Понятие, цели и принципы права международной безопасности

Право международной безопасности — совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, не нанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

  • коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
  • разоружение;
  • мирные средства разрешения споров;
  • меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;
  • меры по предотвращению ядерной войны;
  • неприсоединение и нейтралитет;
  • меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
  • самооборона;
  • действия международных организаций;
  • нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
  • создание зон мира в различных регионах земного шара;
  • меры по укреплению доверия между государствами.

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН — «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

134. Общая коллективная безопасность. Право на самооборону и гуманитарная интервенция

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак — принятие государствами — участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:

  • не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
  • разрешать все споры мирным путем;
  • активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

Второй признак — наличие организационного единства государств — участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения). Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

Универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры.

Гуманитарная интервенция — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Под понятие гуманитарной интервенции не попадают следующие действия:

  • миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, на территории которого они предпринимаются;
  • акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием.
  • военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;
  • акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

135. Региональные международные организации в системе коллективной безопасности

Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г. и Межамериканского договора о мирном разре­шении международных споров 1948 г. Членом ОАГ может быть любое американское государство, рати­фицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.

Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на аме­риканском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных вы­ступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. В настоящее время коли­чество членов НАТО — 16 Вопрос о том, является ли НАТО регио­нальной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооружен­ное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

Местопребывание НАТО — г. Брюссель (Бельгия).

Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону по ст. 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил прини­мается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

136. ОБСЕ. НАТО

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ создана в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской 1990г. Венской и Хельсинкской декларациях 1992 г.

  • содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;
  • поддержка разрядки международной напряженности;
  • признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;
  • признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;
  • вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.
Читайте также  Классы угроз информационной безопасности

ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея дает оценку осуществлению целей ОБСЕ, обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета Министров и на встречах на высшем уровне государств — членов ОБСЕ, разрабатывает и содействует реализации механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов, оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах-участниках.

Организация Североатлантического договора, НАТО, Североатлантический Альянс — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

137. Меры укрепления доверия. Международный контроль

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет.

Меры доверия предусмотрены и в отношениях с Китайской Народной Республикой. Имеются в виду два документа:

Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанное 24 апреля 1990 г. Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. Механизмы контроля, зафиксированные в договорах, сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, учреждению государствами специальных контрольных органов, использованию национальных технических средств контроля.

Успешному осуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящих действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и технических характеристиках.

Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.

КОЛЛЕКТИВНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Большой вклад в обеспечение международной безопасности вносят системы коллективной безопасности, создаваемые государствами на универсальной и региональной основах.

Система коллективной безопасности обладает следующими основными признаками:

  • 1) принятие государствами-участниками системы обязательств, обращенных как «внутрь» системы (не прибегать в своих взаимоотношениях к силе; разрешать все споры мирным путем; активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру), так и «вовне» — оказывать взаимную помощь в случае агрессии (организовывать «коллективную самооборону» — ст. 51 Устава ООН), когда нападение на одно государство-участника рассматривается как нападение на всех участников системы коллективной безопасности;
  • 2) наличие организационного единства государств-участников системы (в рамках либо международной организации как формы коллективной безопасности (например, ООН), либо иного выражения единства — учреждение консультативных или координационных органов (например, движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ)).

Институт коллективной безопасности образует комплекс договорных норм: не прибегать к силе или угрозе силой в отношениях между договаривающимися сторонами, разрешать споры между собой исключительно мирным способом, активно сотрудничать в целях устранения любой опасности международному миру. Также возможно обязательство о взаимопомощи в случае вооруженного нападения со стороны третьего государства.

Систему коллективной безопасности образует комплекс мер по запрещению применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами, мирного разрешения международных споров, разоружения, обеспечения безопасности в переходный период, по использованию региональных организаций безопасности, по пресечению нарушений мира; принудительных мер безопасности без использования вооруженных сил и принудительных мер безопасности с использованием вооруженных сил.

Коллективные меры для предотвращения угрозы миру и актов агрессии предусматривают действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

Международное право предусматривает две организационные формы создания систем международной безопасности.

Всемирная система международной безопасности, предусмотренная Уставом ООН, исходит из признания того факта, что мир неделим, что агрессия против одного какого-либо государства может привести к мировой войне. Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН, охватывает:

  • — меры, направленные на запрещение применения силы и угрозы силой в отношениях между государствами (п. 4, ст. 2);
  • — меры, предусматривающие мирное разрешение международных споров (гл. VI Устава ООН);
  • — меры по сокращению вооруженных сил, вооружений и разоружению (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII Устава ООН);
  • — временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
  • — принудительные меры без использования вооруженных сил (ст. 41);
  • — принудительные меры с использованием вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 42).

Средствами обеспечения коллективной безопасности по Уставу ООН являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем и создание системы принудительных мер против агрессора.

Региональные системы безопасности в соответствии со ст. 52 Устава ООН ставят перед собой соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам — например, Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Решаться эти задачи должны только мирными средствами (п. 2 ст. 52 Устава ООН). Принудительные меры с использованием вооруженных сил могут быть применены только для отражения уже совершенного вооруженного нападения и только под руководством Совета Безопасности (п. 1 ст. 53 Устава ООН). Для поддержания международного мира и безопасности они конкретизируют, приспособляют и направляют свою деятельность так, чтобы, учтя специфические особенности данного географического региона, более эффективно использовать все имеющиеся у государств этого района средства для сохранения и укрепления мира. Из ограниченности сферы их действия рамками одного географического региона вытекают следующие особенности:

  • 1) региональные организации не правомочны принимать какие- либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам;
  • 2) участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые являются «подходящими для региональных действий» (п. 1 ст. 52 Устава ООН).

Статья 52 Устава ООН предписывает Совету Безопасности поощрять решение споров между государствами одного региона с помощью региональных организаций, а сами государства, прежде чем передать спор в Совет Безопасности, должны попытаться решить его в рамках регионального соглашения или органа для разрешения таких вопросов. Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления принудительных мер под своим руководством. Сами же региональные организации не могут принимать никаких принудительных мер без решения Совета Безопасности. Они могут принимать принудительные меры только для отражения уже совершенного вооруженного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

30. Коллективная безопасность

30. Коллективная безопасность

Коллективная безопасность – это система совместных действий государств по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности. Преамбула Устава ООН установила основы международного мира (искоренение войны; утверждение веры в основные права человека; повышение значения международного права; содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе) и определила, что в этих целях необходимо выполнять три основных условия: проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи; объединить силы для поддержания международного мира и безопасности; обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах.

Коллективная безопасность основывается на общепризнанных принципах международного права, коллективных мерах предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии, коллективных мерах по пресечению терроризма, коллективных мерах по ограничению и сокращению вооружения, вплоть до полного разоружения. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН).

Устав ООН устанавливает, что сила может применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности не иначе, как в общих интересах, в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу.

Основной идеей создания коллективной безопасности является принцип неделимости мира. Выделяют два вида коллективной безопасности: универсальную и региональную безопасность.

Универсальная коллективная безопасность основана на нормах, выработанных ООН, и, соответственно, все государства-участники должны подчиняться действиям и решениям ООН. Статья 43 Устава ООН определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи, средств обслуживания: на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами – членами ООН, с последующей их ратификацией; по требованию Совета Безопасности, т. е. на основе его решения.

Читайте также  Меры безопасности при использовании углекислотного огнетушителя

Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. На основании ст. 40 Устава ООН возникает право Совета Безопасности контролировать выполнение решения о временных мерах, чтобы он был в состоянии должным образом учитывать невыполнение этих временных мер сторонами в конфликте. Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и меры с их применением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

83. Экологическая безопасность

83. Экологическая безопасность Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

Глава VI. Безопасность судоходства

Глава VI. Безопасность судоходства Статья 34. Общие положения1. Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства.Судовладелец обязан:назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов;обеспечить безопасную практику эксплуатации

Тема 11. Международная безопасность

Тема 11. Международная безопасность Право международной безопасности – совокупность принципов и норм, регулирующих взаимодействие государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превентивную деятельность. Решающий вклад в формирование

Статья 245. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба

Статья 245. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им

Статья 245. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба

Статья 245. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений В конце 2009 г. принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ). Цель принятия закона:? защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц,

Мой ремень – моя безопасность

Мой ремень – моя безопасность Останавливает сотрудник ГИБДД машину, подходит: – Проверка документов! Водитель: – Гав-гав! Инспектор испуганно отскакивает. Водитель: – Не боись, я пристегнутый. Пристегнут – не пристегнут… Сколько копий сломано в дискуссиях по поводу

2.8. Безопасность труда

2.8. Безопасность труда Однако не только работники «вредных» или «опасных» производств на работе рискуют совей жизнью. Ежегодно тысячи людей получают травмы на рабочем месте. Как вести себя в такой ситуации? Куда обращаться, если с вами произошло несчастье?Начнем с того,

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.Предотвращение и ликвидация угроз

78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.Информационная безопасность личности – это состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и

58. ВСЕОБЩАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

58. ВСЕОБЩАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Организация Объединенных Наций была создана как организация, предназначенная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий стран.В соответствии с Уставом ООН поддержание

Глава 11 Информационная безопасность

Глава 11 Информационная безопасность Характерной чертой современного общества является его информатизация – активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся

15.2. Коллективная и индивидуальная защита населения

15.2. Коллективная и индивидуальная защита населения Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях социального характера, т. е. связанных с вооруженными конфликтами, войнами и прочими неблагоприятными явлениями общественной жизни, – задача первостепенной

Международное право

Всеобщая система коллективной безопасности

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии. В их числе: средства мирного разрешения международных споров; меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности; принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил; принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.

Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешения международных споров, которое определяется гл. VI Устава ООН «Мирное разрешение споров». В соответствии с данной главой Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Совет Безопасности ООН, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств. Он уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Кроме того, любой член ООН о любом споре может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Государство, которое не является членом Организации, также может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН для обеспечения международного мира могут быть применены меры с использованием региональных организаций безопасности. В соответствии со ст. 53 Устава Совет Безопасности ООН использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. Однако региональные организации не могут применять никакие принудительные действия без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, связанных с отражением вооруженного нападения на одно из государств — участников региональной системы коллективной безопасности.

Важным элементом всеобщей системы коллективной безопасности являются также действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, предусмотренные гл. VII Устава ООН.

Так, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет безопасности сочтет, что указанные меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.

Все члены Организации, для того чтобы внести свой вклад в дело поддержания международного мира и безопасности, обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.

Планы применения вооруженных сил составляются Советом Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, который создается для того, чтобы давать советы и оказывать помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также к регулированию вооружений и к возможному разоружению. Военно-Штабной Комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей.

Любой член Организации, не представленный постоянно в Комитете, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого члена Организации в работе Комитета. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Совета Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.

Устав ООН не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении принятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.