Паспорт безопасности опасного объекта срок действия

Разработка и регистрация паспорта безопасности опасного объекта

Для каких объектов необходим паспорт безопасности опасного объекта? Что должно содержатся в этом документе? Каков срок действия паспорта безопасности ОПО? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Оглавление

Цель разработки паспорта безопасности опасного производственного объекта

Паспорт безопасности ОПО содержит исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях на объекте и способах их предотвращения. В нем указаны:

  • степень риска объекта;
  • как предотвратить чрезвычайную ситуацию;
  • как часто и какой именно инструктаж проводить с персоналом;
  • что делать, если ЧС возникла.

Паспорт безопасности опасного объекта подразумевает содержательный анализ последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, как для сотрудников объекта, так и для проживающих рядом людей. В нем представлены планы мероприятий по снижению риска возникновения и уменьшению последствий ЧС на объекте.

Благодаря тому, что в Главном Управлении МЧС есть паспорта безопасности ОПО всех предприятий и объектов, расположенных на подконтрольной территории, уровень техногенной опасности в регионе существенно снижается.

Для каких объектов разрабатывают паспорт безопасности?

Паспорт безопасности ОПО необходим для объектов, на которых могут возникнуть масштабные внештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей и экологии. К таким объектам относятся здания, сооружения, гидротехнические объекты и транспорт, связанные с изготовлением, переработкой, хранением и транспортировкой опасных веществ.

Опасными считаются радиоактивные, токсичные, пожароопасные и взрывоопасные вещества.

Исходя из этих критериев, опасными объектами признаны предприятия:

  • оснащенные оборудованием, работающим под давлением или при высоких температурах;
  • использующие движущиеся механизмы для подъема персонала и посетителей;
  • обрабатывающие плавкие металлы по технологии расплава и обжига;
  • занимающиеся добычей полезных ископаемых.

Получите бесплатную консультацию

На объекты Вооруженных Сил РФ разработка паспорта безопасности объекта не требуется.

Содержание паспорта безопасности ОПО

Документ содержит 4 раздела и приложения.

Особенности составления паспорта безопасности опасного объекта

ПБ ОПО разрабатывает руководство организации, или поручает его создание лицензированному подрядчику. Документ выпускается в двух экземплярах. Один из них хранится на объекте, второй ― направляется в ГУ МЧС России.

Паспорт составляется по состоянию на начало календарного года и действует в течение 5 лет. Если организация меняет сферу деятельности, документ полностью обновляют. Все дополнения или необходимые изменения вносятся в оба экземпляра.

Основа паспорта ― типовой документ, утвержденный приказом МЧС России от 4 ноября 2004 года N 506. В нем изложены требования к структуре, составу и оформлению документа.

Расчетно-пояснительная записка представляет собой расчеты по возможным сценариям развития ЧС и данные, подтверждающие показатели степени риска для персонала и проживающего рядом населения.

В соответствии с пунктом 12 Приказа МЧС № 506 от 4 ноября 2004 года, в случае, если для объекта разработана декларация промышленной безопасности, расчетно—пояснительная записка не требуется.

Как заказать паспорт безопасности опасного объекта?

Если вы не хотите тратить несколько месяцев на проведение расчетов, сбор документов и хождение по инстанциям, или в вашей организации нет сотрудников с соответствующими компетенциями, обратитесь к нашим специалистам. Они расскажут, какую информацию необходимо предоставить и возьмут все решения на себя.

На протяжении многих лет мы успешно оказываем помощь в разработке паспорта безопасности опасного объекта. От заказчика требуется необходимая информация, а расчеты и согласования с контрольными и надзорными органами мы берем на себя. Таким образом, вы экономите время и не нагружаете себя дополнительной работой по оформлению документов.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным способом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Разработка паспорта безопасности опасного производственного объекта

Что такое паспорт безопасности опасного производственного объекта

Паспорт безопасности опасного производственного объекта является обязательным документом, необходимым для эксплуатации ОПО I, II, III классов опасности, технологические процессы которых связаны с использованием, производством, переработкой, хранением или транспортировкой, радиоактивных, взрывоопасных, химически опасных и биологических веществ, а также применяющие оборудование, работающее под избыточным давлением свыше 0,7 МПа.

Разработка паспорта безопасности опасного производственного объекта осуществляется в целях предупреждения, предотвращения и снижения риска возникновения аварий, технологических и биологических катастроф, а также обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды.

Разработка паспорта промышленной безопасности объекта помогает:

  • Определить степень риска и типы аварий, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации объекта;
  • Определить сценарии возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • Определить вероятные последствия возникновения ЧП и аварий;
  • Определить степень воздействия аварий, произошедших вблизи опасного производственного объекта;
  • Установить правила и порядок действий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий ЧП и аварий на ОПО;
  • Разработать мероприятия, необходимые для снижения риска возникновения ЧП и аварий на ОПО, а также последствий их возникновения.

Стоимость разработки паспорта безопасности ОПО

Заказать паспорт безопасности опасного объекта можно в компании «Деловой подход». Команда наших инженеров успешно сдала более десятка проектов паспортов различных видов производств.

Стоимость подготовки документов, а при необходимости и последующее согласование проекта в МЧС, согласовывается с заказчиком индивидуально. В среднем, стоимость услуг варьируется в пределах 30000-40000 тысяч рублей, процесс занимает от 10 до 30 рабочих дней.

Вам необходимо оставить заявку на нашем сайте, чтобы узнать подробности услуг, а также сориентироваться по срокам и стоимости работ.

Каким законом установлено требование разработки паспорта безопасности ОПО

Основные требования о разработке и наличии на ОПО паспорта безопасности закреплены в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года, а также в Федеральном законе «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 года.

Разработка паспорта промышленного объекта осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 144 от 11.04.2016 года, согласно методическим рекомендациям РД 03-496-02, РД 03-418-01.

Типовая форма паспорта безопасности ОПО определена Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 506 от 04.11.2004 года.

Что входит в паспорт безопасности ОПО

Согласно типовой форме паспорта, утвержденной Приказом МЧС, документ должен иметь следующую структуру и содержание:

  • Титульный лист;
  • Характеристика опасного производственного объекта и описание его деятельности;
  • Расчет степени риска возникновения аварий и чрезвычайных происшествий;
  • Характеристика аварийных ситуаций и их последствий;
  • Описание мероприятий обеспечивающих безопасность объекта от возникновения аварий и ЧП;
  • Описание мероприятий по локализации и ликвидации аварий и ЧП.
  • Подписи ответственных лиц за разработку паспорта;
  • Дополнительная информация с учетом особенности ОПО;
  • Пояснение к расчетам.

В расчетно-пояснительную часть должна включаться следующая информация:

  • Перечень лиц, участвовавших в разработке паспорта, а также ответственных за безопасность на объекте, с указанием их должностей, ученых званий;
  • Исходные данные, применяемые для оценки риска возникновения аварий;
  • Описание методологии, используемой для оценки риска с обоснованием их применения;
  • Расчет оценки риска возникновения аварий;
  • Анализ результатов оценки риска ЧП и аварий;
  • Выводы и рекомендации по снижению риска и смягчению последствий аварий на ОПО.

К проекту паспорта безопасности также необходимо приложить ситуационный план объекта с указанием затрагиваемых последствиями аварий зон, а также F/N и F/G диаграммы социального риска.

Обращаем внимание на то обстоятельство, что разработка и согласование расчетно-пояснительной части не требуется в том случае, если объект имеет декларацию промышленной безопасности с положительными результатами экспертизы.

Особенности разработки паспорта безопасности объекта ОПО

Изготовление паспорта безопасности опасного производственного объекта осуществляется руководством организации – владельца ОПО до момента ввода его в эксплуатацию. Проект паспорта согласовывается и утверждается территориальными органами МЧС по месту нахождения объекта. Документ необходимо подготовить в двух экземплярах, один из которых возвращается эксплуатирующей организации и хранится на объекте, а второй остается в МЧС.

При расчете и оценке степени рисков аварий должная быть учтена вероятность их возникновения на соседних объектах, в потенциальную зону опасности которых попадает ОПО, а также природные явления, могущие стать причиной возникновения ЧП и аварий.

Какие документы необходимы для разработки паспорта безопасности промышленного объекта

Перечень документов, необходимых для разработки ПБОО, определяется по ситуации, в зависимости от вида, типа, территориального месторасположения и особенностей объекта. Минимальный список выглядит следующим образом:

Как ООО может бороться с терроризмом

Что такое паспорт концертной площадки и как его оформить

Если вы владелец клуба, театра или другого бизнеса в сфере культуры, вам нужен паспорт безопасности.

В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения. Эта информация передается в ФСБ , полицию и Росгвардию.

Я только что оформила паспорт безопасности для своей концертной площадки. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит от 40 до 60 тысяч рублей, но я сделала все бесплатно. Расскажу про свой опыт.

Что за паспорт безопасности

В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.

Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.

В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.

Отличие от постановления № 272 в том, что руководители объектов культуры не ждут уведомлений от администрации, а делают все самостоятельно. Они создают комиссию, вызывают представителей ФСБ и Росгвардии для осмотра помещений, сами составляют паспорт безопасности.

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Мне кажется, что даже если штрафов и представлений не будет, оформить паспорт безопасности все равно стоит. В первую очередь именно предприниматели отвечают за безопасность своих сотрудников и гостей.

Все меняется

Сотрудники полиции больше не участвуют в создании паспорта. Для комиссии понадобятся представители только ФСБ и Росгвардии. Вместо Росгвардии можно позвать сотрудников вневедомственной охраны.

И поскольку паспорт безопасности является секретным документом, в постановление добавили пункты о том, что организации обязаны обеспечивать его сохранность. Это называется «Работа со служебной информацией ограниченного доступа».

Мой опыт

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.

Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.

Это означало, что мы будем формировать паспорт безопасности по постановлению № 176.

Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.

На практике это выглядит так. Руководитель пишет приказ о создании комиссии для исполнения требований постановления № 176. Я включила в комиссию четырех человек: руководителя компании и сотрудников отделений ФСБ , полиции (УМВД ), Росгвардии. Комиссия должна обследовать помещения и присвоить категорию в течение 30 дней.

Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.

Комиссия искала слабые зоны: недостаточно крепкие стены, мало охранников, нет камер видеонаблюдения и так далее. Например, нам было предложено повесить ролеты на одно из окон. В некоторых случаях ролеты могут спасти от желающих входить в окно, а не в дверь.

В наших помещениях осматривали:

  1. Входы и выходы — у кого ключи от дверей, где висят, кто ответственный.
  2. Видеонаблюдение, камеры, пульт, мониторы.
  3. Тревожная кнопка, пожарная сигнализация.
  4. Стены — достаточно ли укреплены.
  5. Окна — на первом этаже должны быть решетки.

Еще комиссия проверила наш договор с охранным предприятием, удостоверения охранников, инструкции, регламенты по охране. Изучили должностные инструкции персонала, в которых прописаны действия на случай ЧП .

После обследования члены комиссии составили и подписали акт о присвоении объекту категории опасности. Дополнительно мы приложили к акту схему помещений и расположения видеокамер. Это секретные документы, показывать их мы не можем.

Постановление не уточняет, надо ли отчитываться о выполнении рекомендаций. Я считаю, что лишним не будет.

После подписания акта я составила паспорт безопасности. Форма документа есть в приложении к постановлению № 176. Когда у меня возникали вопросы по паспорту, я активно спрашивала всех членов комиссии. Мне помогали.

Паспорт включает общую информацию о компании, сотрудниках, посетителях и арендаторах, сведения об опасных участках и критических элементах помещений, их охране и пожарной безопасности. Также в паспорте пишут, какие есть основные угрозы и их возможные последствия.

Срок действия паспорта — 3 года.

Собственник бизнеса следит за актуальностью паспорта. В некоторых случаях в него нужно вносить изменения:

  1. Изменилось назначение объекта: был клуб — стал офис.
  2. Сделали перепланировку или пристроили помещение.
  3. Появились новые входы, окна, веранда.
  4. Поменялись силы и средства для защиты: уменьшили количество охранников или заменили видеокамеры.
  5. Изменение мер по инженерно-технической защите: появились новые электромагнитные замки или ограждения.

Изменения вносят в течение 5 дней. Когда срок действия паспорта истекает, документы не выбрасывают, а еще 5 лет хранят в самом помещении.

Что дальше

Дальше нам предстоит найти среди сотрудников самого исполнительного, обучить его и назначить ответственным за работу по борьбе с терроризмом. В дальнейшем он будет взаимодействовать с полицией, Росгвардией и ФСБ . Эти обязанности возлагают на сотрудника специальным приказом.

В клубе мы повесим инструкции для посетителей и сотрудников: что делать, если обнаружены подозрительные люди или предметы, если поступило сообщение об угрозе теракта или бомбе.

Еще постановление № 176 предусматривает проверки. Плановые — один раз в год, проводятся органами местного самоуправления (администрациями). Внеплановые — в любой момент, если появилось основание, например жалоба.

Что делать, если произошло ЧП

Нам всем хочется, чтобы чрезвычайные ситуации обошли нас стороной. Но бывает всякое. Если вдруг стало известно о бомбе или подозрительном предмете, порядок действий такой.

Параллельно на объекте по возможности эвакуируют людей, усиливают контроль и никого не впускают в помещение, дают доступ на объект сотрудникам правоохранительных органов. В такой ситуации им и пригодится паспорт безопасности.

Паспорт безопасности опасного объекта срок действия

ъекты (территории) или их отдельные элементы.

17. Инженерно-технические средства охраны должны обеспечивать:

а) установленные на объекте (территории) пропускной и внутриобъектовый режимы;

б) выдачу сигналов на пункты управления о проникновении нарушителя на объект (территорию);

в) определение времени и места проникновения на объект (территорию) нарушителя и направления его движения;

г) задержку (замедление) проникновения на объект (территорию) или продвижения по объекту (территории) нарушителя;

д) создание подразделениям охраны благоприятных условий для выполнения должностных обязанностей и возможность осуществления действий по задержанию нарушителей;

е) постоянное и обзорное наблюдение за охраняемыми участками объекта (территории) с целью оценки ситуации;

ж) регистрацию (документирование) сигналов от инженерно-технических средств охраны, распоряжений и команд уполномоченных должностных лиц и докладов операторов пунктов управления.

18. Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.

По решению руководителя органа (организации) объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.

19. Защита объектов (территорий) от противоправных посягательств осуществляется отдельной командой ведомственной охраны, которая в этих целях оснащается:

а) на объектах (территориях) первой и второй категорий — боевым ручным стрелковым или служебным оружием и специальными средствами;

б) на объектах (территориях) третьей категории — специальными средствами.

20. При получении данных об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) руководителем органа (организации) осуществляются мероприятия по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий).

21. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории)

22. При получении информации об угрозе совершения (в том числе анонимного характера) или о совершении террористического акта на объектах (территориях) руководители органов (организаций) или уполномоченные ими должностные лица обязаны незамедлительно представлять указанную информацию в территориальный орган безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объектов (территорий).

23. Информирование вышестоящей организации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) осуществляется посредством имеющихся средств связи.

24. Должностные лица, передавшие информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) с помощью средств электронной, факсимильной, телефонной связи или радиосвязи, фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации имеющимися в их распоряжении программными и техническими средствами, средствами аудио- и (или) видеозаписи.

25. Срок хранения носителей информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях), подтверждающих факт, дату и время ее передачи, составляет не менее 1 месяца.

26. Руководитель органа (организации) при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории):

а) обеспечивает оповещение людей, находящихся на объекте (территории), и организовывает их эвакуацию;

б) обеспечивает усиление охраны и пропускного режима;

в) организовывает беспрепятственный доступ на объект (территорию) сотрудников органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

V. Порядок составления и актуализации паспорта безопасности объекта (территории)

27. На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности объекта (территории), представляющий собой информационно-справочный документ, содержащий сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и рекомендации по ее совершенствованию, а также сведения о мероприятиях, осуществляемых в целях предупреждения (пресечения) террористических актов, направленных против работников объекта (территории) и непосредственно объекта (территории).

28. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в течение 15 дней после завершения мероприятий по категорированию объекта (территории).

29. Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается членами комиссии, согласовывается или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем Федерального агентства по государственным резервам или уполномоченным им должностным лицом. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775)

30. Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в 30-дневный срок со дня его разработки и представления в соответствующие органы.

31. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.

Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в вышестоящий орган, в ведении которого находится объект (территория).

Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).

33. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет, а также в случае изменения: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2019 № 1530)

а) основного предназначения объекта (территории);

б) общей площади и периметра территории объекта;

в) количества потенциально опасных и критических элементов объекта (территории);

г) сил и средств, привлекаемых для его антитеррористической защищенности;

д) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).

34. Актуализация паспорта осуществляется в течение 5 рабочих дней в порядке, установленном для его разработки.

В ходе актуализации паспорта безопасности объекта (территории) подлежит подтверждению или изменению категория объекта (территории).

35. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения и заверяются подписью руководителя органа (организации).

36. Решение о замене паспорта безопасности объекта (территории) принимается руководителем органа (организации) по результатам актуализации паспорта безопасности объекта (территории).

37. Хранение паспорта безопасности объекта (территории), утратившего силу, осуществляется в установленном порядке в течение 5 лет со дня оформления нового паспорта безопасности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2019 № 1530)

VI. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

38. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (далее — контроль) осуществляется руководителями органов (организаций) или иными должностными лицами, уполномоченными руководителем Федерального агентства по государственным резервам (руководителем территориального органа указанного Агентства).

39. Контроль осуществляется в следующих целях:

а) проверка выполнения на объектах (территориях) настоящих требований, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов;

б) оценка эффективности обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработка и реализация мер по устранению недостатков в обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий).

40. Контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок.

Для проведения проверок решением руководителя Федерального агентства по государственным резервам (руководителя территориального органа указанного Агентства) создается комиссия.

41. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в 3 года в соответствии с планом, утверждаемым руководителем Федерального агентства по государственным резервам (руководителем территориального органа указанного Агентства).

Продолжительность плановой проверки объекта (территории) не должна превышать 3 рабочих дня.

42. Внеплановые проверки проводятся в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе проведения плановых проверок, а также в случае поступления информации (обращения) о нарушении требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), после проведения актуализации паспортов безопасности объектов (территорий), а также по решению руководителя Федерального агентства по государственным резервам (руководителя территориального органа указанного Агентства).

Продолжительность внеплановой проверки объекта (территории) не должна превышать 2 рабочих дня.

43. По результатам проверки составляются:

а) акт проверки, в котором указываются состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложения по устранению выявленных недостатков;

б) план мероприятий по устранению выявленных недостатков с указанием сроков их устранения, который утверждается руководителем органа (организации).

____________

УТВЕРЖДЕНАпостановлением Правительства Российской Федерацииот 17 октября 2016 г. № 1053

ФОРМАпаспорта безопасности объектов (территорий) системы государственного материального резерва

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775)

________________________(гриф по заполнении)Экз. № ___

Паспорт безопасности опасного объекта

—>Паспорт безопасности опасного объекта (ПБОО) – это нормативно-технический документ, направленный на предупреждение и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС).

ПБОО входит в группу документов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Для каких опасных объектов нужен паспорт безопасности

ПБОО нужен владельцам (эксплуатирующим организациям):

1) потенциально опасных и критически важных объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

2) опасных производственных объектов (далее – ОПО) I и II (в редких случаях III) классов опасности, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются:

  • пожаровзрывоопасные вещества (например, сеть газопотребления, нефтебаза, склад горюче-смазочных материалов);
  • опасные химические и биологические вещества (например, склад хлора, площадка производства химических веществ, склад хранения химических веществ);

3) объектов использования атомной энергии, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные вещества;

4) гидротехнических сооружений, на которых есть риск возникновения ЧС.

По составу и структуре ПБОО тесно связан с декларацией промышленной безопасности и планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Зачем разрабатывать паспорт безопасности опасного объекта

Решение о паспортизации безопасности опасных объектов принято на совместном заседании Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ:

  • «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4).

Во исполнение решения выпущен приказ МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

В п. 2 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 определены категории опасных объектов, для которых нужна разработка ПБОО.

Наличие ПБОО проверят органы МЧС при федеральном госнадзоре в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Обратите внимание: отсутствие ПБОО является нарушением (невыполнением) требований «норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», за которое могут привлечь к административной ответственности согласно части 1 статьи 20.6 КоАП РФ и наложить штраф:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Требования к разработке паспорта безопасности опасного объекта

Требования к разработке ПБОО установлены:

  • приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»;
  • письмом МЧС России от 19 августа 2004 № 43-2933-9 «О Методических указаниях по разработке паспорта безопасности опасного объекта».

Разработку ПБОО организует руководство опасного объекта (п. 4 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506).

Паспорт безопасности:

  • оформляют в двух экземплярах (п. 7 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506);
  • направляют для согласования в Главное управление МЧС России по субъекту РФ (по месту расположения объекта).

Один экземпляр остается в органах МЧС, второй – возвращается владельцу опасного объекта с отметкой «Согласовано» на титульном листе.

Согласно п. 5 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506, ПБОО составляют «по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры».

После внесения изменений/дополнений документ нужно повторно согласовать с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ с передачей ведомству второго экземпляра.

ПБОО переоформляют (п. 5 Методических указаний по разработке паспорта безопасности опасного объекта, утв. письмом МЧС России от 19 августа 2004 N 43-2933-9):

  • через 5 лет (с даты согласования сГлавным управлением МЧС России по субъекту РФ);
  • при изменении сферы деятельности (перепрофилировании) объекта;
  • при реконструкции объекта;
  • при модернизации технологических процессов объекта.

Структура паспорта безопасности опасного объекта

Краткая характеристика разделов паспорта безопасности

1) Раздел I «Общая характеристика опасного объекта» включает:

  • общие сведения об объекте;
  • основные направления деятельности объекта;
  • сведения об опасных веществах, обращающихся на объекте;
  • характеристику природных условий в районе расположения объекта (направление и скорость ветра, относительная влажность, количество атмосферных осадков, температура воздуха).

2) Раздел II «Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций» содержит:

  • показатели приемлемого риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории;
  • краткую характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • показатели степени риска для персонала объекта и населения при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
  • показатели степени риска для персонала объекта и населения при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
  • размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
  • краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
  • показатели степени риска для персонала объекта и населения при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
  • размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
  • показатели степени риска ЧС (индивидуальный, коллективный).

3) Раздел III «Характеристика аварийности и травматизма» содержит количество аварий и случаев травматизма на опасном объекте, их причины и последствия, а также сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных актами расследования.

4) Раздел IV «Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций» описывает состояние работы по:

  • анализу и предупреждению аварийности и травматизма на опасном объекте;
  • выполнению мероприятий по предупреждению ЧС, в том числе мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта и терактов;
  • выполнению требований нормативных актов в области предупреждения и локализации ЧС;
  • защите персонала объекта и его жизнеобеспечению в условиях ЧС;
  • подготовке объекта и систем жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС;
  • подготовке системы управления, сил и средств объекта к ликвидации ЧС и т.д.

5) Приложение №1. Ситуационный план (планы). На ситуационных планах отображается объект с прилегающей территорией. С помощью изолиний на план наносят зоны последствий от возможных ЧС, а также зоны индивидуального и потенциального (территориального) риска:

  • зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС (например, ударная волна при взрыве на объекте, распространение открытого огня при возгорании объекта и т.д.);
  • частота возникновения поражающих воздействий определенного вида в определенной точке пространства;
  • распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Изолинии риска нужно строить от максимально возможных значений до 1*10 -7 год -1 .

Ситуационные планы составляют для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария ЧС.

6) Приложение №2. Диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).

  • F/N-диаграмма отображает частоту (F) гибели различного количества людей (N) в результате ЧС на объекте за год -1 .
  • F/G-диаграмма отображает частоту (F) возникновения материального ущерба (G) различного масштаба (в тыс. или млн рублей) в результате ЧС на объекте за год -1 .

7) Приложение №3. Расчетно-пояснительная записка (не нужна, если есть декларация ПБ).

РПЗ имеет свою структуру (п. 16 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506):

  • титульный лист;
  • список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
  • аннотация;
  • содержание (оглавление);
  • задачи и цели оценки риска;
  • описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;
  • методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;
  • описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
  • результаты оценки риска ЧС, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;
  • анализ результатов оценки риска;
  • выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • рекомендации для разработки мероприятий по предупреждению ЧС и снижению риска на опасном объекте.

РПЗ должна содержать:

  • расчеты по показателям степени риска объекта;
  • расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС;
  • материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, которые представлены в ПБОО.

Выбор методов оценки риска зависит от типа опасного объекта, характеристики опасных веществ, источника возможных ЧС и т.д.

При разработке РПЗ можно использовать следующие нормативные акты:

  • Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
  • Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
  • Приказ Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказ Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».
  • Приказ Ростехнадзора от 31 марта 2016 г. № 137 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей».
  • РД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 29 октября 2002 г. № 63.
  • ГОСТ Р 12.3.047-2012 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. № 1971-ст.
  • ГОСТ Р 22.10.01-2001 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта России от 21 августа 2001 г. № 340-ст.
  • иные нормативные акты, ГОСТ и справочные пособия по выбору разработчика.

Паспорт безопасности химической продукции

В составе технической документации, оформляемой на потенциально опасные элементы, должен присутствовать паспорт безопасности химической продукции (ПБ). Документ помогает понять:

  1. какую угрозу несет химикат;
  2. как избежать негативных последствий при использовании;
  3. каким образом нужно осуществлять транспортировку, утилизацию и хранение товара.

Область применения

Паспорт безопасности — это незаменимый документ при проведении торговых операций, связанных с химической продукцией. Он может понадобиться при:

  • прохождении таможни импортным грузом;
  • в ходе проверки надзорными органами;
  • сертификации товара в специализированном центре;
  • использовании вещества в производстве;
  • проведении логистических процедур.

На основании ПБ осуществляется учетная регистрация химикатов, находящихся в обороте.

Содержание

В ПБ вносится важная информация, которая помогает правильно обращаться с грузом и эффективно применять химическую продукцию.

В документе содержатся следующие разделы:

  1. наименование товара;
  2. название, местонахождение, реквизиты изготовителя (импортера);
  3. потенциальные риски;
  4. компоненты, сырьевой состав;
  5. меры первой помощи людям, которые пострадали от негативного воздействия химиката;
  6. порядок обеспечения пожаро- и взрывобезопасности;
  7. алгоритм ликвидации аварий, ЧС и их последствий;
  8. требования относительно хранения, погрузки, разгрузки;
  9. список средств индивидуальной защиты, которые могут понадобиться;
  10. физико-химические характеристики;
  11. способность оставаться в стабильном состоянии или вступать в химические реакции;
  12. уровень токсичности;
  13. меры по охране природы;
  14. способы удаления отходов;
  15. правила транспортировки;
  16. нормы российского и международного законодательства;
  17. другие сведения.

Образец

ПБ составляется согласно правилам ГОСТ 30333-2007 “Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования”. Перед выдачей он регистрируется в Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Координационно-информационный центр государств-участников СНГ» («НП КИЦ СНГ»). Этот факт подтверждает его легитимность. Организация создана в 2008 году по инициативе Росстандарта. Она занимается регулированием деятельности предприятий химической и нефтехимической промышленности в части выполнения требований по обращению химикатов на рынке.

Ассоциация оказывает услуги по экспертизе и регистрации ПБ химических элементов на территории России согласно Приказу Росстандарта от 11.06.2014 г. № 963.

Продукция, на которую необходим паспорт

ПБ разрабатывается на различные химические вещества, материалы, смеси, отходы промышленных предприятий:

  • яды;
  • канцерогены;
  • мутагены;
  • токсины;
  • пероксиды.

Составлять паспорт не нужно, при осуществлении операций со следующими объектами:

  • полезные ископаемые в стадии залегания;
  • лекарственные препараты и медикаменты;
  • парфюмерно-косметические товары;
  • пищевая продукция;
  • вещества, выпущенные по закрытой номенклатуре (в интересах безопасности страны).

Кто выдает

Приобрести необходимую документацию на химическую продукцию можно в центре “Сертификация”. Наши специалисты хорошо знакомы с особенностями и нюансами разработки, постоянно следят за изменениями в законодательстве. Поэтому вы получите паспорт безопасности установленного образца в минимальные сроки. Узнать подробнее о стоимости наших услуг можно по телефону +7 (499) 450-25-96.

Преимущества оформления

Своевременно подготовив необходимые документы производитель (импортер) будет уверен в правомерности своих действий. При этом важно доверить разработку ПБ профессионалам, которые имеют серьезный опыт в данной сфере.

  • избежать ошибок при создании паспорта;
  • быстро и легко пройти таможенные процедуры;
  • избежать штрафных санкций и возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • распространять продукцию в соответствии с нормами закона;
  • обеспечить безопасность при использовании;
  • успешно пройти оценку соответствия.

Маркировка

Специальная маркировка, которая наносится на товар, позволяет наглядно показать степень потенциальных рисков при перевозке, применении, хранении, утилизации. Правила ее составления содержатся в межгосударственном стандарте ГОСТ 31340-2013.

Предупредительная маркировка выглядит следующим образом:

  • значок опасности;
  • сигнальное слово, которое проинформирует потребителя о мерах предосторожности (“опасно” — серьезный риск или “осторожно” — небольшой риск);
  • краткая характеристика опасности (Н-фразы);
  • меры по предупреждению опасности (Р-фразы).

MSDS для экспорта в страны ЕС

При организации поставок химикатов за пределы РФ нужно получить международный документ — лист (M)SDS. Он составляется на английском языке или языке страны-получателя груза. Правила разработки документа содержатся в Директивах Евросоюза и регламентах REACH.

Ранее документ имел аббревиатуру — MSDS (material safety data sheet). В 2017 году ее официально поменяли на SDS. Теперь первая буква (M) по инерции употребляется среди предпринимателей.

Срок действия

Уровень потенциального риска при обращении с материалом напрямую влияет на срок действия паспорта отечественного образца:

  • 3 года — для особо опасных веществ (окись цинка кормовая, известь кальциевая негашеная и т.д.);
  • 5 лет — для остальных видов продукции (например, на смесь битумную — гудрон нефтяной).

Лист MSDS ограничений в периоде действия не имеет, т.е. является бессрочным.

Штрафы

Отсутствие документа или ошибки в его оформлении могут привести к негативным последствиям. Производители (поставщики) должны знать о существовании административной ответственности, установленной ст. 14.43 КоАП РФ.

Среди утвержденных санкций:

  • штрафы в размере до 600 000 рублей;
  • конфискация товара (груза);
  • приостановление работы нарушителя на срок до 3-х месяцев.

Необходимые документы

Разработка паспорта осуществляется на основании предоставленных заявителем данных:

  1. заявка на выдачу документа;
  2. реквизиты компании (копии ИНН, ОГРН);
  3. характеристики химикатов (название, состав, сведения о взаимодействии с другими веществами);
  4. нормативы выпуска (ГОСТ, ТУ, СТО);
  5. протоколы лабораторных испытаний;
  6. токсикологические отчеты.

Этапы работы

Алгоритм паспортизации включает несколько этапов:

  • рассмотрение заявки предпринимателя;
  • консультирование, обсуждение деталей сотрудничества;
  • заключение договора об оказании услуг между сторонами;
  • разработка разрешения в соответствии с актуальными требованиями;
  • согласование ПБ с заявителем;
  • регистрация отечественного документа в «НП КИЦ СНГ» и выдача клиенту.

Центр “Сертификация” поможет своевременно получить необходимую документацию. Срок оформления ПБ — от 1 рабочего дня. Обращайтесь к нам прямо сейчас, будем рады помочь!