Паспорт безопасности опо кто должен делать

Разработка и регистрация паспорта безопасности опасного объекта

Для каких объектов необходим паспорт безопасности опасного объекта? Что должно содержатся в этом документе? Каков срок действия паспорта безопасности ОПО? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Оглавление

Цель разработки паспорта безопасности опасного производственного объекта

Паспорт безопасности ОПО содержит исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях на объекте и способах их предотвращения. В нем указаны:

  • степень риска объекта;
  • как предотвратить чрезвычайную ситуацию;
  • как часто и какой именно инструктаж проводить с персоналом;
  • что делать, если ЧС возникла.

Паспорт безопасности опасного объекта подразумевает содержательный анализ последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, как для сотрудников объекта, так и для проживающих рядом людей. В нем представлены планы мероприятий по снижению риска возникновения и уменьшению последствий ЧС на объекте.

Благодаря тому, что в Главном Управлении МЧС есть паспорта безопасности ОПО всех предприятий и объектов, расположенных на подконтрольной территории, уровень техногенной опасности в регионе существенно снижается.

Для каких объектов разрабатывают паспорт безопасности?

Паспорт безопасности ОПО необходим для объектов, на которых могут возникнуть масштабные внештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей и экологии. К таким объектам относятся здания, сооружения, гидротехнические объекты и транспорт, связанные с изготовлением, переработкой, хранением и транспортировкой опасных веществ.

Опасными считаются радиоактивные, токсичные, пожароопасные и взрывоопасные вещества.

Исходя из этих критериев, опасными объектами признаны предприятия:

  • оснащенные оборудованием, работающим под давлением или при высоких температурах;
  • использующие движущиеся механизмы для подъема персонала и посетителей;
  • обрабатывающие плавкие металлы по технологии расплава и обжига;
  • занимающиеся добычей полезных ископаемых.

Получите бесплатную консультацию

На объекты Вооруженных Сил РФ разработка паспорта безопасности объекта не требуется.

Содержание паспорта безопасности ОПО

Документ содержит 4 раздела и приложения.

Особенности составления паспорта безопасности опасного объекта

ПБ ОПО разрабатывает руководство организации, или поручает его создание лицензированному подрядчику. Документ выпускается в двух экземплярах. Один из них хранится на объекте, второй ― направляется в ГУ МЧС России.

Паспорт составляется по состоянию на начало календарного года и действует в течение 5 лет. Если организация меняет сферу деятельности, документ полностью обновляют. Все дополнения или необходимые изменения вносятся в оба экземпляра.

Основа паспорта ― типовой документ, утвержденный приказом МЧС России от 4 ноября 2004 года N 506. В нем изложены требования к структуре, составу и оформлению документа.

Расчетно-пояснительная записка представляет собой расчеты по возможным сценариям развития ЧС и данные, подтверждающие показатели степени риска для персонала и проживающего рядом населения.

В соответствии с пунктом 12 Приказа МЧС № 506 от 4 ноября 2004 года, в случае, если для объекта разработана декларация промышленной безопасности, расчетно—пояснительная записка не требуется.

Как заказать паспорт безопасности опасного объекта?

Если вы не хотите тратить несколько месяцев на проведение расчетов, сбор документов и хождение по инстанциям, или в вашей организации нет сотрудников с соответствующими компетенциями, обратитесь к нашим специалистам. Они расскажут, какую информацию необходимо предоставить и возьмут все решения на себя.

На протяжении многих лет мы успешно оказываем помощь в разработке паспорта безопасности опасного объекта. От заказчика требуется необходимая информация, а расчеты и согласования с контрольными и надзорными органами мы берем на себя. Таким образом, вы экономите время и не нагружаете себя дополнительной работой по оформлению документов.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным способом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Разработка паспорта безопасности опасного производственного объекта

Что такое паспорт безопасности опасного производственного объекта

Паспорт безопасности опасного производственного объекта является обязательным документом, необходимым для эксплуатации ОПО I, II, III классов опасности, технологические процессы которых связаны с использованием, производством, переработкой, хранением или транспортировкой, радиоактивных, взрывоопасных, химически опасных и биологических веществ, а также применяющие оборудование, работающее под избыточным давлением свыше 0,7 МПа.

Разработка паспорта безопасности опасного производственного объекта осуществляется в целях предупреждения, предотвращения и снижения риска возникновения аварий, технологических и биологических катастроф, а также обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды.

Разработка паспорта промышленной безопасности объекта помогает:

  • Определить степень риска и типы аварий, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации объекта;
  • Определить сценарии возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • Определить вероятные последствия возникновения ЧП и аварий;
  • Определить степень воздействия аварий, произошедших вблизи опасного производственного объекта;
  • Установить правила и порядок действий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий ЧП и аварий на ОПО;
  • Разработать мероприятия, необходимые для снижения риска возникновения ЧП и аварий на ОПО, а также последствий их возникновения.

Стоимость разработки паспорта безопасности ОПО

Заказать паспорт безопасности опасного объекта можно в компании «Деловой подход». Команда наших инженеров успешно сдала более десятка проектов паспортов различных видов производств.

Стоимость подготовки документов, а при необходимости и последующее согласование проекта в МЧС, согласовывается с заказчиком индивидуально. В среднем, стоимость услуг варьируется в пределах 30000-40000 тысяч рублей, процесс занимает от 10 до 30 рабочих дней.

Вам необходимо оставить заявку на нашем сайте, чтобы узнать подробности услуг, а также сориентироваться по срокам и стоимости работ.

Каким законом установлено требование разработки паспорта безопасности ОПО

Основные требования о разработке и наличии на ОПО паспорта безопасности закреплены в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года, а также в Федеральном законе «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 года.

Разработка паспорта промышленного объекта осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 144 от 11.04.2016 года, согласно методическим рекомендациям РД 03-496-02, РД 03-418-01.

Типовая форма паспорта безопасности ОПО определена Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 506 от 04.11.2004 года.

Что входит в паспорт безопасности ОПО

Согласно типовой форме паспорта, утвержденной Приказом МЧС, документ должен иметь следующую структуру и содержание:

  • Титульный лист;
  • Характеристика опасного производственного объекта и описание его деятельности;
  • Расчет степени риска возникновения аварий и чрезвычайных происшествий;
  • Характеристика аварийных ситуаций и их последствий;
  • Описание мероприятий обеспечивающих безопасность объекта от возникновения аварий и ЧП;
  • Описание мероприятий по локализации и ликвидации аварий и ЧП.
  • Подписи ответственных лиц за разработку паспорта;
  • Дополнительная информация с учетом особенности ОПО;
  • Пояснение к расчетам.

В расчетно-пояснительную часть должна включаться следующая информация:

  • Перечень лиц, участвовавших в разработке паспорта, а также ответственных за безопасность на объекте, с указанием их должностей, ученых званий;
  • Исходные данные, применяемые для оценки риска возникновения аварий;
  • Описание методологии, используемой для оценки риска с обоснованием их применения;
  • Расчет оценки риска возникновения аварий;
  • Анализ результатов оценки риска ЧП и аварий;
  • Выводы и рекомендации по снижению риска и смягчению последствий аварий на ОПО.

К проекту паспорта безопасности также необходимо приложить ситуационный план объекта с указанием затрагиваемых последствиями аварий зон, а также F/N и F/G диаграммы социального риска.

Обращаем внимание на то обстоятельство, что разработка и согласование расчетно-пояснительной части не требуется в том случае, если объект имеет декларацию промышленной безопасности с положительными результатами экспертизы.

Особенности разработки паспорта безопасности объекта ОПО

Изготовление паспорта безопасности опасного производственного объекта осуществляется руководством организации – владельца ОПО до момента ввода его в эксплуатацию. Проект паспорта согласовывается и утверждается территориальными органами МЧС по месту нахождения объекта. Документ необходимо подготовить в двух экземплярах, один из которых возвращается эксплуатирующей организации и хранится на объекте, а второй остается в МЧС.

При расчете и оценке степени рисков аварий должная быть учтена вероятность их возникновения на соседних объектах, в потенциальную зону опасности которых попадает ОПО, а также природные явления, могущие стать причиной возникновения ЧП и аварий.

Какие документы необходимы для разработки паспорта безопасности промышленного объекта

Перечень документов, необходимых для разработки ПБОО, определяется по ситуации, в зависимости от вида, типа, территориального месторасположения и особенностей объекта. Минимальный список выглядит следующим образом:

Как ООО может бороться с терроризмом

Что такое паспорт концертной площадки и как его оформить

Если вы владелец клуба, театра или другого бизнеса в сфере культуры, вам нужен паспорт безопасности.

В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения. Эта информация передается в ФСБ , полицию и Росгвардию.

Я только что оформила паспорт безопасности для своей концертной площадки. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит от 40 до 60 тысяч рублей, но я сделала все бесплатно. Расскажу про свой опыт.

Что за паспорт безопасности

В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.

Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.

В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.

Отличие от постановления № 272 в том, что руководители объектов культуры не ждут уведомлений от администрации, а делают все самостоятельно. Они создают комиссию, вызывают представителей ФСБ и Росгвардии для осмотра помещений, сами составляют паспорт безопасности.

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Мне кажется, что даже если штрафов и представлений не будет, оформить паспорт безопасности все равно стоит. В первую очередь именно предприниматели отвечают за безопасность своих сотрудников и гостей.

Все меняется

Сотрудники полиции больше не участвуют в создании паспорта. Для комиссии понадобятся представители только ФСБ и Росгвардии. Вместо Росгвардии можно позвать сотрудников вневедомственной охраны.

И поскольку паспорт безопасности является секретным документом, в постановление добавили пункты о том, что организации обязаны обеспечивать его сохранность. Это называется «Работа со служебной информацией ограниченного доступа».

Мой опыт

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.

Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.

Это означало, что мы будем формировать паспорт безопасности по постановлению № 176.

Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.

На практике это выглядит так. Руководитель пишет приказ о создании комиссии для исполнения требований постановления № 176. Я включила в комиссию четырех человек: руководителя компании и сотрудников отделений ФСБ , полиции (УМВД ), Росгвардии. Комиссия должна обследовать помещения и присвоить категорию в течение 30 дней.

Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.

Комиссия искала слабые зоны: недостаточно крепкие стены, мало охранников, нет камер видеонаблюдения и так далее. Например, нам было предложено повесить ролеты на одно из окон. В некоторых случаях ролеты могут спасти от желающих входить в окно, а не в дверь.

В наших помещениях осматривали:

  1. Входы и выходы — у кого ключи от дверей, где висят, кто ответственный.
  2. Видеонаблюдение, камеры, пульт, мониторы.
  3. Тревожная кнопка, пожарная сигнализация.
  4. Стены — достаточно ли укреплены.
  5. Окна — на первом этаже должны быть решетки.

Еще комиссия проверила наш договор с охранным предприятием, удостоверения охранников, инструкции, регламенты по охране. Изучили должностные инструкции персонала, в которых прописаны действия на случай ЧП .

После обследования члены комиссии составили и подписали акт о присвоении объекту категории опасности. Дополнительно мы приложили к акту схему помещений и расположения видеокамер. Это секретные документы, показывать их мы не можем.

Постановление не уточняет, надо ли отчитываться о выполнении рекомендаций. Я считаю, что лишним не будет.

После подписания акта я составила паспорт безопасности. Форма документа есть в приложении к постановлению № 176. Когда у меня возникали вопросы по паспорту, я активно спрашивала всех членов комиссии. Мне помогали.

Паспорт включает общую информацию о компании, сотрудниках, посетителях и арендаторах, сведения об опасных участках и критических элементах помещений, их охране и пожарной безопасности. Также в паспорте пишут, какие есть основные угрозы и их возможные последствия.

Срок действия паспорта — 3 года.

Собственник бизнеса следит за актуальностью паспорта. В некоторых случаях в него нужно вносить изменения:

  1. Изменилось назначение объекта: был клуб — стал офис.
  2. Сделали перепланировку или пристроили помещение.
  3. Появились новые входы, окна, веранда.
  4. Поменялись силы и средства для защиты: уменьшили количество охранников или заменили видеокамеры.
  5. Изменение мер по инженерно-технической защите: появились новые электромагнитные замки или ограждения.

Изменения вносят в течение 5 дней. Когда срок действия паспорта истекает, документы не выбрасывают, а еще 5 лет хранят в самом помещении.

Что дальше

Дальше нам предстоит найти среди сотрудников самого исполнительного, обучить его и назначить ответственным за работу по борьбе с терроризмом. В дальнейшем он будет взаимодействовать с полицией, Росгвардией и ФСБ . Эти обязанности возлагают на сотрудника специальным приказом.

В клубе мы повесим инструкции для посетителей и сотрудников: что делать, если обнаружены подозрительные люди или предметы, если поступило сообщение об угрозе теракта или бомбе.

Еще постановление № 176 предусматривает проверки. Плановые — один раз в год, проводятся органами местного самоуправления (администрациями). Внеплановые — в любой момент, если появилось основание, например жалоба.

Что делать, если произошло ЧП

Нам всем хочется, чтобы чрезвычайные ситуации обошли нас стороной. Но бывает всякое. Если вдруг стало известно о бомбе или подозрительном предмете, порядок действий такой.

Параллельно на объекте по возможности эвакуируют людей, усиливают контроль и никого не впускают в помещение, дают доступ на объект сотрудникам правоохранительных органов. В такой ситуации им и пригодится паспорт безопасности.

Антитеррористический паспорт объекта

Разработка паспортов антитеррористической защищенности – это обязательная процедура для организаций, которые подвержены риску террористической атаки. Это особый документ, характеризующий основные угрозы в соответствии с типом предприятия, а также содержащий сведения о том, как правильно использовать его ресурсы при нападении.

Нормативная база

Основным нормативным актом, согласно которому выполняется разработка паспорта безопасности объекта, становится постановление Правительства от 25 декабря 2013 года N 1244. Оно содержит общие правила, с применением которых составляется паспорт безопасности «Антитеррор» в разных типах организаций. Однако некоторые из них имеют специфику, которую важно учитывать при оформлении документа. Поэтому для них предусмотрены отдельные правовые акты, уточняющие требования к его разработке, например:

  • постановление Правительства от 2 августа 2019 года N 1006 – для организаций, подведомственных Министерству просвещения;
  • постановление Правительства от 13 января 2017 года N 8 – для организаций системы здравоохранения;
  • постановление Правительства от 25 марта 2015 года N 272 – для мест массового скопления людей;
  • и другие правовые акты.

Категорирование объекта

Антитеррористический паспорт безопасности – это информационный документ, который обязан содержать все необходимые сведения для организации защиты предприятия в случае террористической угрозы. Поэтому, с одной стороны, он должен содержать все требуемые сведения для такой ситуации, а с другой – не быть избыточным, чтобы нужную информацию можно было быстро найти.

Чтобы решить эту задачу, в действующем законодательстве предусмотрен механизм категорирования компаний. Присвоение категории выполняется специальной комиссией, в состав которой включаются сотрудники самой организации, а также контролирующих органов. На основании критериев, характеризующих уровень риска, объекту присваивается определенная категория, которая влияет на порядок составления паспорта, его структуру и порядок согласования.

Содержание паспорта

Типовая структура паспорта антитеррористической защищенности (ПАЗ) содержит следующие разделы:

  • общая информация об организации;
  • сведения об объектах, находящихся в ее ведении на данной территории;
  • важные объекты, расположенные в непосредственной близости от нее, например, транспортные коммуникации;
  • сведения об обслуживающих организациях;
  • информация о работниках и арендаторах;
  • данные о потенциально опасных участках и инфраструктурных объектах в составе предприятия, которые могут подвергнуться террористической атаке;
  • возможные сценарии реализации террористической атаки;
  • ресурсы, которые можно задействовать для защиты людей и материальных ценностей;
  • реализуемые меры технического, инженерного, организационного и иного характера, применяемые для защиты людей и объектов;
  • оценка уровня антитеррористической защищенности;
  • дополнительные сведения.

Приведенная структура может быть дополнена согласно характеру объекта. Конкретные требования к форме ПАЗ определяются соответствующим нормативным актом для данного типа организации.

Согласование документа

Готовый паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию в государственных органах. Их список и порядок согласования определяется профилем предприятия. Конкретный перечень контролирующих инстанций, которые должны согласовать ПАЗ, зафиксирован в постановлении Правительства для этого типа компании.

Штрафы за отсутствие ПАЗ

Согласно статье 20.35 КоАП РФ отсутствие ПАЗ влечет за собой наложение следующих санкций:

  • рядовые работники – штраф 3-5 тысяч рублей;
  • должностные лица – штраф 30-50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от полугода до трех лет;
  • компании любых форм собственности – штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Оформление паспорта безопасности объекта

Самостоятельно подготовить и согласовать ПАЗ – непростая задача, однако без этого не обойтись: иначе на организацию может быть наложен крупный штраф. Простое и действенное решение — заказать паспорт безопасности объекта в компании «Охрана. Безопасность». Наши специалисты досконально знают требования действующего законодательства в этой области и готовы составить для Вас ПАЗ, отвечающий всем нормативам, а также в установленные сроки провести процедуру его согласования. Стоимость паспорта безопасности объекта в нашей компании очень доступна, поэтому Вы без труда получите этот документ, тем самым сохранив свои силы и время, и гарантированно избежите проблем при проведении профильной проверки.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция разработана согласно Федеральному закону от 21.07.97 № 11 6-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588), Положению о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03 .1 2. 01 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 50, ст. 4742), Общим правилам промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ 03-517-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.02 № 6 1 -А, зарегистрированным Минюстом России 28. 11 .02 г., регистрационный № 3968 (Российская газета, 05.12.02, № 231).

1. 2. Настоящая Инструкция является методическим документом для составления технического паспорта взр ы вобезопасности опасного производственного объекта по хранению, переработке и использованию сырья в агропромышленном комплексе (далее — О ПО).

1.3. Технический паспорт взр ы вобезопасности составляется для опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся и транспортируются опасные вещества (растительное сырье и продукты его переработки), способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также способные образовывать взрывоопасные п ы левоздуш ны е смеси. К указанным объектам относятся:

приемно-отпускн ы е устройства для железнодорожного, автомобильного и водного транспорта;

рабочие здания, силосные корпуса элеваторов, склады силосного и напольного типов, галереи для бестарного хранения и пер е мещения сырья и продуктов его переработки;

цехи, отделения, блочно-модульн ы е и агрегатные установки по производству муки, крупы, солода, комбикормов и кормовых смесей, белково-витаминн ы х добавок и премиксов, семяобрабат ы вающих и куку рузообрабат ы ва ю щих производств;

подготовительные, дробильные отделения по очистке, измельчению солода, зерна, шелушению маслосемян, отделения расщип ки и резания табака;

отделения для растаривания, взвешивания, просеивания муки, размола сахарного песка;

зерносушильн ы е установки, приемно-очистительн ы е и суш и льно-оч и ст и тельн ы е башни , цехи отходов , пыли, очистки и сортировки мешкотары.

1. 4. В технический паспорт вносятся данные о наличии и техническом состоянии средств взр ы вопре дуп реж д ения и взр ы возащит ы , производственных зданий, сооружений и оборудования ОПО.

Технические устройства, применяемые на ОПО, в том числе иностранного производства, должны иметь разрешения на применение всех видов технических устройств, выданные Госгортехна д зором России, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах (РД 03-485-02), ут вержденного постановлением Госгортех н а д зора России от 14.06.02 № 25, зарегистрированным Минюстом России 08.08.02 г., регистрационный № 3673 (Российская газета, 14.08.02, № 151). Отсутствие разрешения на применение технического устройства отражается в Актах обследования с указанием даты ввода в эксплуатацию технического устройства, наименования предприятия-изготовителя (представителя, поставщика).

1.5. Порядок составления паспорта взр ы вобезопасности:

1.5.1. Составлению паспорта взрывобезопасности предшествует обследование ОПО.

1. 5.2. Для действующих предприятий паспорт взрывобезопасности составляется проектной, экспертной организацией или собственными силами предприятия, эксплуатирующего ОПО. При составлении паспорта взрывобезопасности собственными силами предприятия обследование проводится комиссией в составе технических руководителей (главного инженера, главных специалистов, инженеров по промышленной безопасности и охране труда, руководителя опасного производственного объекта) предприятия, назначенных для этих целей приказом по предприятию. Результаты обследования оформляются в виде Акта, подписанного всеми членами комиссии, и являются обязательным приложением к паспорту. По результатам обследования заполняются таблицы, составляющие технический паспорт взрывобезопасности (форма таблиц прилагается). Технический паспорт взрывобезопасности подписывается руководителем предприятия. При наличии отклонений от нормативных требований промышленной безопасности составляется план мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности. План мероприятий является неотъемлемой частью технического паспорта взрывобезопасности.

1.5.3. Для вновь строящихся предприятий паспорт взрывобезопасности и план локализации и ликвидации аварии составляется проектной организацией при разработке проектной документации на строительство ОПО. А при реконструкции, техническом перевооружении или расширении производства проектная организация вносит соответствующие изменения в паспорт взрывобезопасности.

1.6. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности технический паспорт взр ы вобезопасности предприятия как документ, связанный с эксплуатацией ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Экспертиза паспорта взрывобезопасности ОПО , составленного экспертной организацией, не проводится.

1.7. При изменении состояния взрывобезопасности ОПО в технический паспорт взрывобезопасности вносятся соответствующие изменения, согласованные с территориальными органами Госгортехна д зора России.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Таблица 1.1

2 .1.1. В графу 3 вносят величины свободных объемов V , которые определяются по внутренним габаритным размерам.

Свободный объем помещения V определяется вычетом из геометрического объема помещения объемов выступающих строительных конструкций и производственного оборудования. При отсутствии необходимых данных допускается принимать величину V , равную 0,8 геометрического объема помещения.

2 .1. 2. В графу 4 вносят величины минимально допустимых площадей легкосбрасываемых конструкций F доп , вычисляемых с точностью до 1 м 2 и определяемых по расчетным методикам с учетом допустимых нагрузок на ограждающие строительные конструкции или по формуле

где K с6р — коэффициент сброса, принимаемый для производственных помещений категории Б и лестничных клеток с выходом через тамбур-шлюз — 0,03 м 2 /м 3 , а для лестничных клеток с по дп ором воздуха при пожаре (без тамбур-шлюза) — 0,06 м 2 / м 3 ;

V — свободный объем помещения, м 3 .

2 .1. 3. В графу 5 вносят величины фактических площадей легкосбрасываемых конструкций F ф , расположенных в наружных стенах или покрытиях помещений (с учетом открытых проемов).

В основном к легкосбрасываемым конструкциям относится оконное стекло (армированное стекло и стеклоблоки к легкосбрасываемым конструкциям не относятся). При этом единичное оконное стекло относится к легкосбрасываемым конструкциям при толщине 3, 4 и 5 мм и площади не менее (соответственно) 0,8; 1,0 и 1,5 м 2 .

К легкосбрасываемым конструкциям относятся также конструкции из шиферных и металлических листов и др., вскрывающиеся или разрушающиеся при избыточном давлении 2 кПа (200 кгс/м 2 ). Расчетная нагрузка от массы легкосбрасываемой конструкции покрытия должна составлять не более 0,7 кПа (70 кгс/м 2 ). В материалах обследований опасных производственных объектов, результаты которых использованы для заполнения таблиц паспорта, необходимо привести соответствующие расчеты, выполненные по методикам, утвержденным или согласованным с Госгортехна д зором России.

2 .1. 4. В графу 7 вносят количество дверных проемов в противопожарных перегородках (стенах) , отделяющих взр ы вопожароопасн ы е помещения категории А и Б друг от друга и от помещений других категорий; коридоров и лестничных клеток , не оборудованных тамбур-шлюзами.

2 .1 .5. В графу 8 вносятся сведения о размещении бытовых помещений в производственных зданиях.

2 .1. 6. В графе 9 фиксируются места размещения непосредственно в производственных зданиях бункеров для складирования и хранения аспирационн ы х относов и пыли.

2 .1 .7. В графе 10 отражаются другие имеющиеся нарушения (наличие незаделанных монтажных проемов, отверстий в стенах и перекрытиях, отсутствие 2-го эвакуационного выхода и др.).

2.2. Таблица 1.2

2.2 .1. Если стены или кровля галереи изготовлены из оцинкованных металлических листов, асбоцементных листов, шифера и других материалов, которые являются легкосбрасываемыми конструкциями, то в графу 6 вносится соответствующая запись.

Площади легкосбрасываемых конструкций галерей указываются только в случае, если их ограждающие конструкции нелегко-сбрасываемые, а в качестве легкосбрасываемых конструкций используется оконное остекление (не менее 0,03 м 2 на 1 м 3 объема галереи категории Б).

2.2.2. В графу 5 вносятся минимально допустимые значения площадей легкосбрасываемых конструкций тоннелей (подземных конвейерных галерей), которые должны быть не менее 0,06 м 2 на 1 м 3 объема тоннеля (галереи).

2.3. Таблица 1.3

2.3 .1 . В графу 4 вносятся сведения о наличии металлических норийн ых т руб круглого сечения с толщиной стенки не менее 2 мм на участках, проходящих внутри шахт, бункеров, силосов.

2.3.2. В графу 11 вносятся данные об оснащенности норий устройствами контроля сбегания ленты.

2.4. Таблицы 1.3 , 1.4 , 1.5 , 1.6 , 1.7 , 1.8 , 1.11

2.4 .1 . Неподключение или неисправность технических устройств (реле контроля скорости (Р К С), датчиков подпора, устройств контроля сбегания ленты, взр ы воразря д н ы х устройств, магнитной защиты, устройств дистанционного измерения температуры, быстродействующих устройств) фиксируется как их отсутствие.

2.5. Таблица 1.7

2.5 .1 . В графу 2 вносятся наименование здания, помещения (этажа), где установлено ударно-измельчающее оборудование (вальцовые станки, дробилки, бичев ы е, в ы мольн ы е, шлифовальные, шелушильные и обоечные машины, триера), а также приемные устройства с автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, где в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов необходимо предусматривать установку магнитной защиты, его тип и номер по технологической схеме.

2.5.2. В графы 3 , 4, 5 вносятся сведения о нормативном количестве электромагнитных сепараторов и о нормативной и фактической длине фронта магнитного поля (длины магнитной линии).

2.6. Таблица 1.8

2.6 .1. В графе 2 указывается наименование объектов, силосные корпуса которых подлежат оборудованию устройствами дистанционного измерения температуры:

силосные корпуса элеваторов и складов силосного типа для хранения зерна;

силос ы для хранения шротов, жмыхов, отрубей и гранулированной травяной муки (независимо от места их расположения).

2.7. Таблица 1.9

2.7 .1. В графу 2 вносятся те аспирационн ы е и пневматические сети, где имеются нарушения требований норм и правил безопасности.

2.7.2. В графе 3 указываются имеющиеся нарушения (например, отсутствие блокировки сетей с асп и р и руем ы м оборудованием; отсутствие блокировки шлюзовых затворов п ы леотделителей с электродв иг ателями в ентиляторов аспира ц ионн ы х сетей; недопустимость аспирации одной установкой ударно-измельчающего оборудования и емкостей; нескольких норий; нории и емкости, неправильная компоновка аспирац и онно й сети).

2.8. Таблица 1.10

2.8 .1 . Графы 6, 7 , 9 заполняются для рециркуляцио нн ых сушилок.

2.9. Таблица 1.11

2.9 .1. В графе 2 указываются места установки быстродействую щ их устройств в соответствии с установленными рекомендациями. При других проектных решениях указать эти решения простым перечислением в рамках таблицы 1.11.

2.10. Таблица 2

2 .10.1. В графе 2 наряду с местом проведения мероприятия указываются его подробное содержание, а также типы и номера оборудования с целью осуществления контроля за ходом выполнения.

Технический паспорт взр ы вобезопас н ости опасного производственного объекта

(наименование объекта предприят и я)

(наименование орга н иза ци и, разработа в шей паспорт взрывобезопасности)

( № регистрации заключения экспертизы промышленной безо п асности)

(подпись) должность, Ф.И.О.

«___» ______________________ 200__ г.

1. Показатели, характер и зующие взр ы вобезопаснос ть опасного производственного объекта

Производственные здания и сооружения *

Наименование сооружений, зданий и помещений

Свободный объем помещения, V , м 3

Площадь (относительная) легкосбрасываемых конструкций, м 2

Количество дверных проемов без тамбур-шлюзов, шт.

Нахождение бытовых помещений в производственных зданиях

Размещение бункеров аспирационных относов и пыли

Минимально допустимая, F доп

K = F ф / F доп · 100 %

Паспорт безопасности опасного объекта

—>Паспорт безопасности опасного объекта (ПБОО) – это нормативно-технический документ, направленный на предупреждение и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС).

ПБОО входит в группу документов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Для каких опасных объектов нужен паспорт безопасности

ПБОО нужен владельцам (эксплуатирующим организациям):

1) потенциально опасных и критически важных объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

2) опасных производственных объектов (далее – ОПО) I и II (в редких случаях III) классов опасности, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются:

  • пожаровзрывоопасные вещества (например, сеть газопотребления, нефтебаза, склад горюче-смазочных материалов);
  • опасные химические и биологические вещества (например, склад хлора, площадка производства химических веществ, склад хранения химических веществ);

3) объектов использования атомной энергии, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные вещества;

4) гидротехнических сооружений, на которых есть риск возникновения ЧС.

По составу и структуре ПБОО тесно связан с декларацией промышленной безопасности и планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Зачем разрабатывать паспорт безопасности опасного объекта

Решение о паспортизации безопасности опасных объектов принято на совместном заседании Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ:

  • «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4).

Во исполнение решения выпущен приказ МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

В п. 2 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 определены категории опасных объектов, для которых нужна разработка ПБОО.

Наличие ПБОО проверят органы МЧС при федеральном госнадзоре в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Обратите внимание: отсутствие ПБОО является нарушением (невыполнением) требований «норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», за которое могут привлечь к административной ответственности согласно части 1 статьи 20.6 КоАП РФ и наложить штраф:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Требования к разработке паспорта безопасности опасного объекта

Требования к разработке ПБОО установлены:

  • приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»;
  • письмом МЧС России от 19 августа 2004 № 43-2933-9 «О Методических указаниях по разработке паспорта безопасности опасного объекта».

Разработку ПБОО организует руководство опасного объекта (п. 4 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506).

Паспорт безопасности:

  • оформляют в двух экземплярах (п. 7 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506);
  • направляют для согласования в Главное управление МЧС России по субъекту РФ (по месту расположения объекта).

Один экземпляр остается в органах МЧС, второй – возвращается владельцу опасного объекта с отметкой «Согласовано» на титульном листе.

Согласно п. 5 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506, ПБОО составляют «по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры».

После внесения изменений/дополнений документ нужно повторно согласовать с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ с передачей ведомству второго экземпляра.

ПБОО переоформляют (п. 5 Методических указаний по разработке паспорта безопасности опасного объекта, утв. письмом МЧС России от 19 августа 2004 N 43-2933-9):

  • через 5 лет (с даты согласования сГлавным управлением МЧС России по субъекту РФ);
  • при изменении сферы деятельности (перепрофилировании) объекта;
  • при реконструкции объекта;
  • при модернизации технологических процессов объекта.

Структура паспорта безопасности опасного объекта

Краткая характеристика разделов паспорта безопасности

1) Раздел I «Общая характеристика опасного объекта» включает:

  • общие сведения об объекте;
  • основные направления деятельности объекта;
  • сведения об опасных веществах, обращающихся на объекте;
  • характеристику природных условий в районе расположения объекта (направление и скорость ветра, относительная влажность, количество атмосферных осадков, температура воздуха).

2) Раздел II «Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций» содержит:

  • показатели приемлемого риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории;
  • краткую характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • показатели степени риска для персонала объекта и населения при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
  • показатели степени риска для персонала объекта и населения при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
  • размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
  • краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
  • показатели степени риска для персонала объекта и населения при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
  • размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
  • показатели степени риска ЧС (индивидуальный, коллективный).

3) Раздел III «Характеристика аварийности и травматизма» содержит количество аварий и случаев травматизма на опасном объекте, их причины и последствия, а также сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных актами расследования.

4) Раздел IV «Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций» описывает состояние работы по:

  • анализу и предупреждению аварийности и травматизма на опасном объекте;
  • выполнению мероприятий по предупреждению ЧС, в том числе мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта и терактов;
  • выполнению требований нормативных актов в области предупреждения и локализации ЧС;
  • защите персонала объекта и его жизнеобеспечению в условиях ЧС;
  • подготовке объекта и систем жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС;
  • подготовке системы управления, сил и средств объекта к ликвидации ЧС и т.д.

5) Приложение №1. Ситуационный план (планы). На ситуационных планах отображается объект с прилегающей территорией. С помощью изолиний на план наносят зоны последствий от возможных ЧС, а также зоны индивидуального и потенциального (территориального) риска:

  • зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС (например, ударная волна при взрыве на объекте, распространение открытого огня при возгорании объекта и т.д.);
  • частота возникновения поражающих воздействий определенного вида в определенной точке пространства;
  • распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Изолинии риска нужно строить от максимально возможных значений до 1*10 -7 год -1 .

Ситуационные планы составляют для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария ЧС.

6) Приложение №2. Диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).

  • F/N-диаграмма отображает частоту (F) гибели различного количества людей (N) в результате ЧС на объекте за год -1 .
  • F/G-диаграмма отображает частоту (F) возникновения материального ущерба (G) различного масштаба (в тыс. или млн рублей) в результате ЧС на объекте за год -1 .

7) Приложение №3. Расчетно-пояснительная записка (не нужна, если есть декларация ПБ).

РПЗ имеет свою структуру (п. 16 приложения к приказу МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506):

  • титульный лист;
  • список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
  • аннотация;
  • содержание (оглавление);
  • задачи и цели оценки риска;
  • описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;
  • методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;
  • описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
  • результаты оценки риска ЧС, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;
  • анализ результатов оценки риска;
  • выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
  • рекомендации для разработки мероприятий по предупреждению ЧС и снижению риска на опасном объекте.

РПЗ должна содержать:

  • расчеты по показателям степени риска объекта;
  • расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС;
  • материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, которые представлены в ПБОО.

Выбор методов оценки риска зависит от типа опасного объекта, характеристики опасных веществ, источника возможных ЧС и т.д.

При разработке РПЗ можно использовать следующие нормативные акты:

  • Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
  • Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
  • Приказ Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказ Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».
  • Приказ Ростехнадзора от 31 марта 2016 г. № 137 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей».
  • РД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 29 октября 2002 г. № 63.
  • ГОСТ Р 12.3.047-2012 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. № 1971-ст.
  • ГОСТ Р 22.10.01-2001 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта России от 21 августа 2001 г. № 340-ст.
  • иные нормативные акты, ГОСТ и справочные пособия по выбору разработчика.