Правила безопасности труда на судах речного флота

Техника безопасности на судне

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.

Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Работа с подъемными устройствами

Работа на подъемных устройствах

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.

В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

Дополнительно рекомендуем Вам изучить

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

ОХРАНА ТРУДА НА МОРСКОМ И РЕЧНОМ ФЛОТЕ

Организация рабочих мест.

Организация любого трудового процесса на судах должна предусматривать необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003—74 и ОСТ 15.210—79. Правильно организовать рабочие места и провести расстановку рабочей силы, а также обеспечить всех работающих спецодеждой и необходимыми индивидуальными защитными средствами — одна из главных обязанностей администрации судна. К основным мероприятиям по организации рабочих мест относятся: обеспечение безопасного доступа к рабочему месту, а в случае эвакуации — к спасательным средствам; обеспечение правильной передачи команд и распоряжений; оптимальная для данных условий компоновка рабочего места; устройство необходимых ограждений, защитных устройств, надписей, обеспечение работающих соответствующим инструментом, приспособлениями и такелажем; осуществление специальных мероприятий в зависимости от специфики работ.

Полы на тех рабочих местах, где по роду работ может быть скользко, должны иметь рифленую или ячеистую поверхность.

Площадки, расположенные на открытых палубах, в рыбце-хах, продолжительность работ на которых превышает 1 ч, в холодное время года покрывают материалом с низким коэффициентом теплопроводности (деревянные рыбинсы, маты).

Рациональная планировка рабочего места предполагает, прежде всего установление удобных и безопасных зон для выполнения трудовых операций и соответствующее размещение всего необходимого для работы оборудования.

Приспособления устанавливаются на палубе или стеллажах так, чтобы при качке судна, толчках или вибрации они не опрокидывались. Все тяжелые запасные части, приспособления надежно крепятся в положении по-походному в предусмотренных для этого на судне местах.

Рабочие места нельзя размещать в опасных зонах. Эти зоны по характеру действия опасных факторов определяются временем и размерами, а следовательно, могут быть как стационарными, так и нестационарными (условными), т. е. изменяющимися в размерах в зависимости от времени и характера действия опасного фактора.

Администрация судна, организуя работу вблизи опасных зон, обязана проверить наличие необходимых оградительных и защитных устройств, знаков и надписей. При отсутствии или неисправности постоянных ограждений устанавливаются временные ограждения. Согласно правилам техники безопасности ограждения устанавливаются на все открытые проемы в палубах, на рабочих местах, площадках, проходах, расположенных не выше 0,5 м. Кроме того, ограждаются все движущиеся части оборудования, а также тросы, расположенные в проходах и вблизи рабочих мест, места возможного прорыва горячей воды, пара, ядовитого газа и разброса твердых частиц.

Ограждения проемов и площадок, расположенных на высоте, должны отвечать требованиям ГОСТ 122.062—81 и устраиваться таким образом, чтобы исключить возможность травмирования работающих.

При организации рабочих мест необходимо осуществлять дополнительные мероприятия, связанные с особенностью работ, например санитарно-гигиенические и эстетические, противопожарные, спасательно-профилактические, при работе за бортом судна или на высоте, в штормовых условиях и др.

Правила передвижения экипажа по судну.

Поступающий на судно член экипажа должен быть ознакомлен с особенностями конструкции судна, судовых устройств, правилами поведения при переходе по палубам, коридорам, трапам, в стесненных и опасных местах.

Для безопасности членам судовой команды правилами не разрешается бежать по проходам и трапам, прыгать и шагать через несколько ступеней, съезжать по поручням, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди, проходящие по трапам, должны держаться за поручни. При передвижении по вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опоры на три точки. Нельзя ходить в нерабочей обуви в пищеблоке и других служебных помещениях, а также спускаться по трапам в трюмы, шахты и танки.

При движении по трапу не допускается скопления людей, причем уступается дорога комсоставу по старшинству или идущему сверху.

Особое внимание при обучении членов экипажа должно быть уделено умению обращаться с металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежание травм рук и ног, особенно во время качки судна, следует открывать двери двумя руками, одновременно отдавая обе задрайки. Переступить порог нужно тогда, когда под влиянием крена дверь легко пойдет в сторону накренившегося борта. Необходимо также постоянно следить за исправностью задраек, резиновых прокладок дверей, люков и наличием на них стопорных устройств достаточной прочности.

Читайте также  Паспорт безопасности опасного объекта пример

Правилами техники безопасности запрещается ходить по бортовым решеткам, планширю и сидеть на нем независимо от состояния погоды.

Контроль за состоянием проходов, трапов, сходней, палуб, а также за исправностью дверей и ограждений должен осуществляться повседневно вахтенной службой.

Командный состав судна обязан следить за тем, чтобы все помещения в темное время суток и не освещенные естественным светом, а также проходы, коридоры, шахты, трюмы, бытовые и служебные помещения были постоянно обеспечены искусственным светом.

Работа с якорным устройством.

Одним из основных и ответственных устройств на судне является якорное. От его состояния и обслуживания во многих случаях зависит сохранность судна, груза и безопасность людей, поэтому администрация судна обязана следить за техническим состоянием якорного устройства, в частности за действием вертлюгов и стопоров, и соблюдением правил техники безопасности при его эксплуатации.

Выполнение работ по подъему и отдаче якоря следует производить только с разрешения капитана или его вахтенного помощника лицом, имеющим допуск к обслуживанию якорного устройства.

Перед отдачей якоря необходимо освободить цепь (ленточный стопор на брашпиле должен быть закреплен, муфта сцепления брашпиля — разведена) и снять палубный стопор. Если брашпиль (шпиль) имеет ручной привод, надо снять его рукоятку, так как во время работы она может нанести травму. Следует также перед отдачей якоря разнести буйреп шлагами (или вытравить его за борт), а буек (томбуй) подготовить к безопасной отдаче (на планшире, киповой планке) и проследить за тем, чтобы при отдаче якоря на воде не было шлюпок, плотиков и т. п.

При отдаче якоря матросу нужно стоять у стопора брашпиля сбоку, не наклоняясь к нему близко; опасно находиться на линии движения якорной цепи и у клюзов.

При работе с якорным устройством необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: при стопорении стравливаемой якорной цепи следить, чтобы на барабане брашпиля не оказалось соединительной скобы, что может повлечь разрыв якорной цепи: если при подъеме якоря произойдет заедание якорной цепи, зажатую в брашпиле цепь надо освобождать ходом брашпиля (руками — опасно); освобождать якорь от запутанного троса или якорной цепи необходимо с палубы судна баграми; все работы с якорной цепью должны производиться только при помощи специальных крючков; при подъеме буйка из воды необходимо поднимать его багром, стоя за фальшбортом (леерным ограждением).

Правилами по технике безопасности запрещается: разобщать муфту сцепления брашпиля, не убедившись в надежности крепления ленточного стопора, во время отдачи (подъема) якоря находиться на линии движения якорной цепи; становиться ногой на набитую (натянутую) якорную цепь; работать брашпилем при очистке якоря; после подъема оставлять якорь закрепленным только на ленточных стопорах; якорную цепь необходимо крепить стопорами.

Правилами не допускается нахождение людей в цепном ящике в момент отдачи якорей. Все работы с якорной цепью как в цепном ящике, так и на палубе следует выполнять только при помощи специальных крючьев. При стоянке судна у причала, в доке, а также на ходу якорные цепи должны быть застопорены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 «Судовые электроприводы и электродвижение судов» К.А. Чекунов, Ленинград,,Судостроение” 1969.

2 «Судовые электроприводы», Богословский и др. 1976.

3 «Правила эксплуатации судового электрооборудования» 1987.

4 «Судовые электроэнергетические системы» Г.С.Яковлев, Ленинград 1967.

5«Справочник судового электротехника» Г.И.. Китаенко 1980. том 2.

Правила безопасности труда на судах речного флота

  • Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ
  • Устав службы на судах Министерства речного флота РФ 2021 год. Последняя редакция
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2020 год. Последняя редакция

Документ отменен в связи с выходом Правил по охране труда на судах морского и речного флота.
«Правила безопасности труда на судах речного флота» утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 25.12.1987 N 242
Правила определяют безопасные условия и безопасную организацию работ, выполняемых членами экипажей на судах речного флота. Предназначены для командного состава судов, плавкранов и других плавучих перегрузочных средств (по судовой части), инженерно-технических работников пароходств, портов, бассейновых управлений пути, предприятий и организаций, связанных с эксплуатацией и обслуживанием флота.
Издание содержит официальный текст Правил безопасности труда на судах речного флота, утвержденных Приказом Минречфлота от 25 декабря 1987 г. № 242 по согласованию с Президиумом ЦК Профсоюза рабочих Морского и Речного флота от 21 декабря 1987 г., с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2008 г.

Содержание
1. Общие положения
1.1. Назначение и область применения
1.2. Общие требования безопасности
1.3. Комплектование, использование и уход за средствами индивидуальной защиты и индивидуальными спасательными средствами
1.5. Организация купания экипажа судна
2. Палубные работы
2.1. Обшие требования безопасности
2.2. Работы с рулевым устройством
2.3. Работы с якорным устройством
2.4. Эксплуатация судовых шлюпок (лодок) и спасательных средств
2.5. Швартовные работы
2.6. Буксировочные работы
2.7. Работы по заваливанию и подъему мачт
2.8. Установка, использование и уборка трапов, сходней и штормтрапов
2.9. Особенности палубных работ на быстроходных судах
2.10. Обслуживание и применение судовых грузоподъемных механизмов и устройств
2.11. Применение грузоподъемных средств при выполнении внутрисудовых и ремонтных работ
2.12. Производство перегрузочных работ силами судовой команды
2.13. Требования безопасности к перевозке опасных и палубных грузов
2.14. Работа с люковыми закрытиями и ограждения люков
2.15. Разные работы
2 16. Дополнительные требования по безопасности труда на судах, выходящих в море, озера и водохранилища
2.17. Обеспечение безопасности при грузовых операциях в море и на рейде
2.18. Работа на судах-паромах
3. Обслуживание энергетических установок, вспомогательных механизмов и устройств
3.1. Общие требования безопасности
3.2. Обслуживание судовых двигателей внутреннего сгорания
3.3. Обслуживание паровых поршневых машин
3.4. Обслуживание котельных установок (главных и вспомогательных)
3.5. Обслуживание вспомогательных механизмов и уход за оборудованием
3.6. Обслуживание холодильных установок, станции приготовления питьевой воды (Озон-0,1; 0,5; 4,0) и станций очистки нефтесодержащих и хозяйственно-фекальных сточных вод
3.7. Обслуживание систем сжатого воздуха высокого давления
3.8. Эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха
3.9. Дополнительные требования при обслуживании машинных от делений безвахтенного обслуживания
4. Обслуживание электрооборудования
4.1. Общие требования безопасности
4.2. Обслуживание электростанций и электроприводов
4.3. Обслуживание средств канализация электрической энергией
4.4. Обслуживание распределительных устройств
4.5. Эксплуатация аккумуляторных батареи и их зарядных устройств
4.6. Уход за электрическим освящением
4.7. Использование нагревательных и отопительных приборов
4.8. Требования безопасности к заземлению судов, электроустановок и грозозащите
4.9. Использование переносных электрических светильников
4.10. Применение контрольно-измерительно аппаратуры
4.11.Особенности обслуживания гребных электрических установок
4.12. Особенности обслуживания электрических установок напряжением свыше 1000 В
4.13. Особенности обслуживания преобразователей и трансформаторов
4.14. Дополнительные требования безопасности при обслуживании электрооборудования нефтеналивных судов
4.15. Особенности обслуживания электрооборудования судов с однопроводной системой
4.16. Измерение и испытание изоляции
4.17. Требования безопасности при электропитании судна с берега
5. Дополнительные меры безопасности при работе на нефтеналивных судах
5.1. Общие требования безопасности
5.2. Производство грузовых операций
5.3. Требования безопасности при работе с этилированным бензином
5.4. Требования безопасности при работе по зачистке судов от остатков нефтепродуктов
6. Ремонтные работы
6.1. Общие требования безопасности
6.2 Организация рабочего места
6.3. Использовавие инструмента и оборудования. Работа ручным инструментом
6.4. Огневые работы
6.5. Работы по ремонту металлического корпуса и надстроек
6.6. Работы по дереву в составе корпуса и надстроек
6.7. Очистные и окрасочные работы
6.8. Работы по ремонту судовых устройств и палубных механизмов
6.9. Работы по ремонту котлов (главных и вспомогательных)
6.10. Работы по ремонту главных двигателей, паровых машин и вспомогательных механизмов машинных отделений
6.11. Работы по ремонту взлопроводов и движителей
6.12. Работы по ремонту судовых систем и цистерн
6.13. Работы по ремонту электрооборудования
6.14. Работа с припоями
6.15. Подготовка судов для постановки на судоподъемные сооружения и ремонт
6.16. Работы по ремонту грузоподъемных кранов и лифтов
7. Хозяйственно-бытовые работы
7.1. Общие требования
7.2. Работы по приемке и хранению провизии
7.3. Приготовление и, прием пищи
7.4. Прачечные работы,
7.5. Работы по приборкам
Приложения
1. Перечень стандартов ССБТ, обязательных для внедрения на судах
2. Швартовные и буксирные канаты
3. Требования предъявляемые к сходням, штормтрапам и мосткам
4. Системы знаковой сигнализации, приметаемой при перемещении грузов грузоподъемными машинами
5. Типовая инструкция по безопасности труда для членов экипажа, выполяющих работы стропальщика, сигнальщика .крановщика при производстве грузовых работ на
6. Группы по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки
7. Нормы и сроки электрических эксплуатационных испытаний средств защиты (Извлечение из ПТЭ и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных 21 декабря Главгосэнергонадзором СССР)
8. Классификация помещений по степени опасности поражения людей электрическим током
9. Шкала приближенного определения силы ветра.
10. Перечень межотраслевых и отраслевых нормативных документов «о безопасности труда обязательных при выполнении отдельных работ на судне
11. Нормы я сроки испытание подъемных механизмов и приспособлений
12. Удостоверение об обучении и проверке знаний безопасных приемов и методов аварийных работ с опасными грузами
13. Инструкция по снижению электризации синтетических материален, применяемых на судах
14. Предельно допустимые концентрации вредных веществ
15. Канаты синтетические, пеньковые и хлопчатобумажные
16. Первая помощь пострадавшим при несчастном случае на судне
17. Инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной зашиты (Извлечения)
18. Термины и определение

Система управления охраной труда на судах (СУОТ)

Одними из видов, предоставляемых Менделеев Тест Групп услуг являются создание, методическое сопровождение и аудит системы управления охраной труда в области судоходства. Наши услуги основаны на достижениях современной науки и техники, а также полученного нами опыта в области разработки СУОТ. Государственные нормативные акты, содержащие требования охраны труда, становятся фундаментом разрабатываемой системы управления, где находят свое отражение международные и национальные стандарты, рекомендации МОТ (Международная организация труда), способствующие созданию правил безопасного судоходства, сохранения жизни членов экипажей в процессе производственного и эксплуатационного циклов.

Руководитель

Владимир Владимирович Суховей

Каждое предприятие российской экономики имеет свои отраслевые особенности, которые обязательно должны учитываться при разработке системы управления охраной труда. Выполнять работы по созданию концепции охраны труда могут работодатели или специализированная организация, имеющая опыт в создании и методическом сопровождении СУОТ. Действия организации должны быть квалифицированными и полностью отвечать нормам закона, что в свою очередь обязательно подтверждается ее регистрацией в реестре предприятий, которым предоставлено право оказания услуг в сфере охраны труда.

абсолютное понимание и

Охрана труда на морских и речных судах

Системой управления охраной труда называют комплекс четко описанных и упорядоченных действий, направленных работодателем на достижение безопасности человека, участвующего в цикле эксплуатации или производства.

В судоходстве поставлены цели по обеспечению безопасности условий труда на судах морского и речного флота, они определяются правилами по охране труда, утвержденными 5 июня 2014 года (Приказ Министерства труда РФ №367н). Выполнение правил касается всех членов экипажей, включая командный и рядовой состав судов, которые работают под флагом России.

Читайте также  Безопасность облачных хранилищ

Правила обязывают иметь на морских и речных судах свои,разработанные с учётом специфики работы судна системы управления охраной труда(р. II, п. 13.2). Этим же документом предусмотрено назначение капитаном судна ответственного, который обязан организовать работу по охране труда и вести на судне соответствующую документацию (раздел II, пункты 13.2 и 14.1).

Трудовой процесс команды судна должен быть максимально гармонизирован, в нем работодатели (судовладельцы) должны предусмотреть меры безопасной работы экипажа на всех этапах эксплуатации судна (в порту, в процессе плавания и т.д.). Соблюдение правил безопасности труда обязательно для команды и других лиц, находящихся на судне.

полное сопровождение и

профессиональные советы

Охрана труда на судах морского и речного флота

Компания Менделеев Тест Групп оказывает услуги по разработке инструкций по охране труда на речных и морских судах, также мы проводим аудиты СУОТ согласно всем правилам.

Аудит СУОТ заключается в следующих действиях:

· Проверка эффективности действия имеющейся системы управления.

· Проверка наличия в системе всех документов,касающихся охраны труда, на основании которых можно будет определить причинно-следственные факторы возникновения и последствия нарушений для участников производственного или эксплуатационного процессов.

· Подготовка к проверке органами контроля во избежание потерь времени и финансовых затрат на восстановление производственного или эксплуатационного цикла, который могут остановить из-за имеющихся нарушений охраны труда.

· Составление рекомендаций для совершенствования системы управления охраной труда.

При этом целесообразно учитывать особенности труда в сфере судоходства.

Особенностью труда на судах является ограниченность территории, поэтому разработка СУОТ ведется с учетом такой особенности. Другой особенностью является то, что член экипажа всегда находится на судне,независимо от того, задействован он в производственном (эксплуатационном) цикле или отдыхает. Он в любой момент может быть приобщен к выполнению задач(например, в авральном режиме). Внедрение, функционирование и гармонизация системы управления охраной труда на водном транспорте в таких условиях сопоставимы с системой качества предприятия.

Положения СУОТ разрабатываются на основе национального законодательства, максимально соответствуя международным требованиям. Специфика проявляется в обсуждении положений охраны труда с членами экипажей и проведении консультаций с профсоюзами работников морского транспорта.

Разработанные Минтрудом общие положения находят свое конкретное место в СУОТ морской отрасли, в которых приведены отличия и особенности эксплуатационного цикла водного транспорта. Это касается непредвиденных ситуаций, носящих чрезвычайный характер, где судно рассматривается как объект повышенной опасности, и не исключены производственные травмы и профзаболевания.

Судовладельцы обязаны разрабатывать СУОТ с целью обеспечения устойчивой деятельности судов, вытекающую из правил поведения членов команды,направленную также на сохранение их жизней.

Внедрение СУОТ и ее использование после разработки обеспечиваются силами команды, где нужен требовательный самоконтроль,направленный на исполнение процедур, обеспечивающих безопасность трудовых ресурсов судна. Совершенствование системы управления охраной труда обеспечивается вовремя проведенным аудитом, когда анализу подвергается действующая схема и проверяется ее соответствие меняющимся правилам,национальным законам и международным требованиям, трансформирующимся в новый подход к концепции СУОТ, а результаты и оценки аудита закладываются в новую систему.

Постоянный контакт &

Уверенность

нам доверяют

Клиенты

Наша компания со всей ответственностью относится к разработке, внедрению, сопровождению и видоизменению системы управления охраной труда. Мы поддерживаем принципы охраны труда, основанные на передовом опыте, и разработали десятки систем СУОТ и провели не меньшее количество аудитов. Нами учитываются особенности судов, перевозимых грузов и производство погрузочно-разгрузочных работ в портах и на рейдах. Наши клиенты доверяют нам,потому что мы понимаем их проблемы и тщательно относимся к решению поставленных перед нами задач по разработке системы управления охраной труда.

мы доказываем на практике

10-летний опыт

За десять лет работы компания Менделеев Тест Групп обрела множество постоянных клиентов, с которыми мы сотрудничаем на взаимовыгодных условиях. Новым клиентам мы можем предложить такие же условия и гарантии выполнения обязательств в разработке правил и положений системы управления охраной труда на судах, независимо от того, на каком этапе мы начнем с ними сотрудничество. Наша команда все время совершенствует, внедряет новые знания и движется вместе с техническим прогрессом, все это позволяет нашим клиентам чувствовать уверенность за качество любых проведенных нами работ.

Руководитель

Владимир Владимирович Суховей

С более чем 7-ми летним опытом работы в оценке соответствия, Владимир Суховей возглавил направление сертификации в Менделеев Тест в 2016 году, внедрив системный подход в оказании профессиональных услуг в области подтверждения соответствия. До этого Владимир Суховей работал в промышленности, и имеет полное понимание задач, которые стоят перед нашими клиентами при реализации их проектов.

Охрана труда на речном и морском флоте

Организация рабочих мест.

Организация любого трудового процесса на судах должна предусматривать необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003—74 и ОСТ 15.210—79. Правильно организовать рабочие места и провести расстановку рабочей силы, а также обеспечить всех работающих спецодеждой и необходимыми индивидуальными защитными средствами — одна из главных обязанностей администрации судна. К основным мероприятиям по организации рабочих мест относятся: обеспечение безопасного доступа к рабочему месту, а в случае эвакуации — к спасательным средствам; обеспечение правильной передачи команд и распоряжений; оптимальная для данных условий компоновка рабочего места; устройство необходимых ограждений, защитных устройств, надписей, обеспечение работающих соответствующим инструментом, приспособлениями и такелажем; осуществление специальных мероприятий в зависимости от специфики работ.

Полы на тех рабочих местах, где по роду работ может быть скользко, должны иметь рифленую или ячеистую поверхность.

Площадки, расположенные на открытых палубах, в рыбце-хах, продолжительность работ на которых превышает 1 ч, в холодное время года покрывают материалом с низким коэффициентом теплопроводности (деревянные рыбинсы, маты).

Рациональная планировка рабочего места предполагает, прежде всего установление удобных и безопасных зон для выполнения трудовых операций и соответствующее размещение всего необходимого для работы оборудования.

Приспособления устанавливаются на палубе или стеллажах так, чтобы при качке судна, толчках или вибрации они не опрокидывались. Все тяжелые запасные части, приспособления надежно крепятся в положении по-походному в предусмотренных для этого на судне местах.

Рабочие места нельзя размещать в опасных зонах. Эти зоны по характеру действия опасных факторов определяются временем и размерами, а следовательно, могут быть как стационарными, так и нестационарными (условными), т. е. изменяющимися в размерах в зависимости от времени и характера действия опасного фактора.

Администрация судна, организуя работу вблизи опасных зон, обязана проверить наличие необходимых оградительных и защитных устройств, знаков и надписей. При отсутствии или неисправности постоянных ограждений устанавливаются временные ограждения. Согласно правилам техники безопасности ограждения устанавливаются на все открытые проемы в палубах, на рабочих местах, площадках, проходах, расположенных не выше 0,5 м. Кроме того, ограждаются все движущиеся части оборудования, а также тросы, расположенные в проходах и вблизи рабочих мест, места возможного прорыва горячей воды, пара, ядовитого газа и разброса твердых частиц.

Ограждения проемов и площадок, расположенных на высоте, должны отвечать требованиям ГОСТ 122.062—81 и устраиваться таким образом, чтобы исключить возможность травмирования работающих.

При организации рабочих мест необходимо осуществлять дополнительные мероприятия, связанные с особенностью работ, например санитарно-гигиенические и эстетические, противопожарные, спасательно-профилактические, при работе за бортом судна или на высоте, в штормовых условиях и др.

Правила передвижения экипажа по судну.

Поступающий на судно член экипажа должен быть ознакомлен с особенностями конструкции судна, судовых устройств, правилами поведения при переходе по палубам, коридорам, трапам, в стесненных и опасных местах.

Для безопасности членам судовой команды правилами не разрешается бежать по проходам и трапам, прыгать и шагать через несколько ступеней, съезжать по поручням, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди, проходящие по трапам, должны держаться за поручни. При передвижении по вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опоры на три точки. Нельзя ходить в нерабочей обуви в пищеблоке и других служебных помещениях, а также спускаться по трапам в трюмы, шахты и танки.

При движении по трапу не допускается скопления людей, причем уступается дорога комсоставу по старшинству или идущему сверху.

Особое внимание при обучении членов экипажа должно быть уделено умению обращаться с металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежание травм рук и ног, особенно во время качки судна, следует открывать двери двумя руками, одновременно отдавая обе задрайки. Переступить порог нужно тогда, когда под влиянием крена дверь легко пойдет в сторону накренившегося борта. Необходимо также постоянно следить за исправностью задраек, резиновых прокладок дверей, люков и наличием на них стопорных устройств достаточной прочности.

Правилами техники безопасности запрещается ходить по бортовым решеткам, планширю и сидеть на нем независимо от состояния погоды.

Контроль за состоянием проходов, трапов, сходней, палуб, а также за исправностью дверей и ограждений должен осуществляться повседневно вахтенной службой.

Командный состав судна обязан следить за тем, чтобы все помещения в темное время суток и не освещенные естественным светом, а также проходы, коридоры, шахты, трюмы, бытовые и служебные помещения были постоянно обеспечены искусственным светом.

Работа с якорным устройством.

Одним из основных и ответственных устройств на судне является якорное. От его состояния и обслуживания во многих случаях зависит сохранность судна, груза и безопасность людей, поэтому администрация судна обязана следить за техническим состоянием якорного устройства, в частности за действием вертлюгов и стопоров, и соблюдением правил техники безопасности при его эксплуатации.

Выполнение работ по подъему и отдаче якоря следует производить только с разрешения капитана или его вахтенного помощника лицом, имеющим допуск к обслуживанию якорного устройства.

Перед отдачей якоря необходимо освободить цепь (ленточный стопор на брашпиле должен быть закреплен, муфта сцепления брашпиля — разведена) и снять палубный стопор. Если брашпиль (шпиль) имеет ручной привод, надо снять его рукоятку, так как во время работы она может нанести травму. Следует также перед отдачей якоря разнести буйреп шлагами (или вытравить его за борт), а буек (томбуй) подготовить к безопасной отдаче (на планшире, киповой планке) и проследить за тем, чтобы при отдаче якоря на воде не было шлюпок, плотиков и т. п.

При отдаче якоря матросу нужно стоять у стопора брашпиля сбоку, не наклоняясь к нему близко; опасно находиться на линии движения якорной цепи и у клюзов.

При работе с якорным устройством необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: при стопорении стравливаемой якорной цепи следить, чтобы на барабане брашпиля не оказалось соединительной скобы, что может повлечь разрыв якорной цепи: если при подъеме якоря произойдет заедание якорной цепи, зажатую в брашпиле цепь надо освобождать ходом брашпиля (руками — опасно); освобождать якорь от запутанного троса или якорной цепи необходимо с палубы судна баграми; все работы с якорной цепью должны производиться только при помощи специальных крючков; при подъеме буйка из воды необходимо поднимать его багром, стоя за фальшбортом (леерным ограждением).

Читайте также  Технический регламент о безопасности высоковольтного оборудования

Правилами по технике безопасности запрещается: разобщать муфту сцепления брашпиля, не убедившись в надежности крепления ленточного стопора, во время отдачи (подъема) якоря находиться на линии движения якорной цепи; становиться ногой на набитую (натянутую) якорную цепь; работать брашпилем при очистке якоря; после подъема оставлять якорь закрепленным только на ленточных стопорах; якорную цепь необходимо крепить стопорами.

Правилами не допускается нахождение людей в цепном ящике в момент отдачи якорей. Все работы с якорной цепью как в цепном ящике, так и на палубе следует выполнять только при помощи специальных крючьев. При стоянке судна у причала, в доке, а также на ходу якорные цепи должны быть застопорены.

Список литературы

1. «Судовые электроприводы и электродвижение судов» К.А. Чекунов, Ленинград,,Судостроение” 1969.

2. «Судовые электроприводы», Богословский и др. 1976.

3. «Правила эксплуатации судового электрооборудования» 1987.

4. «Судовые электроэнергетические системы» Г.С.Яковлев, Ленинград 1967.

5. «Справочник судового электротехника» Г.И.. Китаенко 1980. том 2.

Правила безопасности труда на судах речного флота

Ключевые проблемы:

  • Как обучать охране труда работников водного транспорта?
  • Какими документами пользоваться?
  • Что изменится в охране труда водного транспорта?

Как обучать охране труда работников водного транспорта

Важность обучения по охране труда плавсостава связана с тем, что корабль является большим сложным механизмом, состоящим из множества частей, оборудования и помещений, соединенных узкими трапами. Это обусловливает высокий риск производственного травматизма для работников. Обучение по охране труда на водном транспорте имеет особенности, связанные со спецификой работы плавсостава.

Морякам нередко приходится трудиться в стесненных условиях, иногда в недостаточно проветриваемых помещениях, при повышенной температуре, а в случаях промысла – в условиях сильной качки и на открытой палубе в сильный ветер и холод. Высокая степень механизации современных судов приводит к тому, что требуется более высокая степень контроля за безопасностью работ, в том числе вспомогательного характера, выполняемых ручным способом. Но и умственное напряжение тоже возросло, поскольку приходится обрабатывать большой объем информации, поступающей от автоматики.

Чтобы не допустить и снизить вероятность травмирования экипажа, необходимо его качественное обучение правилам охраны труда.

Для этого требуется проводить все виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый. Каждый инструктаж, за исключением вводного, нужно завершать проверкой знаний. Причем на опасных и особо опасных работах желательно проводить инструктажи перед каждой сменой.

Кроме того, нельзя забывать и о стажировке работников. Этот элемент обучения дает наилучшие результаты в вопросе практического освоения безопасных методов работы.

Особое внимание в ходе инструктажей нужно уделять точному выполнению инструкций по безопасности работ на конкретном оборудовании (лебедки, кран-балки и другие механизмы перемещения грузов), в ходе швартовочных операций. Также не стоит упускать из виду такие, казалось бы, элементарные вещи, как перемещение по палубе и трапам. Необходимо обращать внимание плавсостава на недопустимость хождения по люковым крышкам и по комингсам люков, если крышки открыты.

Советует:

Валерий ШЕВЕЛЕВ,

начальник службы ПБ, ОТ и ООС ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» (Ижевск)

Одна из основных составляющих качественной стажировки – правильное и полное ее документальное оформление. Основной документ, регламентирующий порядок, – положение о стажировке. В нем необходимо подробно описать порядок обучения, права и обязанности стажера и наставника, ответственности и другие особенности, связанные со стажировкой.

Также в процессе инструктажей необходимо заострять внимание работников на действиях в аварийных ситуациях. Это особенно важно, поскольку их возникновение во время плавания может привести к трагическим последствиям.

Какими документами пользоваться

Основные документы, регламентирующие обучение по охране труда на водном транспорте, такие же, как и в других отраслях. Это Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций 1, ГОСТ 12.0.004-90 и РД 31.87.02-95. Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта (Утверждено Департаментом морского транспорта Минтранса России 20 сентября 1995 г.).

Кроме того, в подготовке и проведении инструктажей помогут:

  • РД 31.81.10-91. Правила техники безопасности на судах морского флота (утвержденызаместителем Министра морского флота СССР 17 сентября 1991 г.);
  • Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242);
  • ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утверждены постановлением Минтруда России от 20 марта 1998 г. № 16);
  • ТОИ Р-31-208-97. Типовая инструкция по охране труда для электромонтажника судового (утверждена приказом Минтранса России от 15 сентября 1997 г. № 105);
  • ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах (утверждены приказом Департамента морского транспорта Минтранса России от 9 января 1996 г. № 2);
  • РД 31.84.05-89. Правила безопасности труда при эксплуатации средств навигационного оборудования и проведении гидрографических работ (введены в действие с 1 июля 1991 г.);
  • РД 31.82.15-83. Типовая инструкция по безопасности труда для слесаря, выполняющего техническое обслуживание и ремонт машин непрерывного действия (утверждена приказом Минморфлота СССР от 1 июня 1984 г.);
  • РД 31.82.12-83. Типовая инструкция по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов и контейнерных перегружателей (утверждена приказом Минморфлота СССР от 1 июня 1984 г.);
  • РД 31.82.11-83. Типовая инструкция по безопасности труда для слесаря, выполняющего техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов и контейнерных перегружателей (утверждена приказом Минморфлота СССР от 1 июня 1984 г.).

Что изменится в охране труда водного транспорта

Cо 2 июня 2015 года вступают в силу Правила по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденные приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н. В них описаны требования к безопасности практических всех видов работ, встречающихся на морском и речном транспорте. Они распространяются на все суда, плавающие под флагом Российской Федерации, находящиеся в эксплуатации, отстое, ремонте, на реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке. Исключение составляют суда, занятые рыбным или аналогичным промыслами, военные корабли и вспомогательные суда Военно-Морского Флота РФ.

Таким образом, в новый документ вошли требования к охране труда как на морском, так и на речном транспорте. Некоторые разделы пока еще действующих правил не включены в новый документ. Например, требования по безопасности работ в доках на ремонте. Правила распространяются только на суда, находящиеся в эксплуатации. Также исчезнут положения об оказании первой медицинской помощи.

Зато появился раздел с требованиями безопасности к проектируемым, строящимся и реконструируемым судам. Однако они имеют отношение не столько к плавсоставу, сколько к конструкторам и инженерам, которые в своей работе должны соотноситься с данными положениями.

В документе есть отдельный раздел, посвященный обучению по охране труда и проверке знаний работников. Скорее всего, после вступления в силу новые правила отменят ныне действующие положения (РД 31.87.02-95).

Ответы на ваши вопросы

Кого из работников судна необходимо стажировать?

На судно устраиваются новые работники. Нужно ли их стажировать или можно обойтись инструктажами по охране труда? Мадина БОЙКОВА, инженер по охране труда (Мурманск)

Обязательную стажировку проходят все члены команды и практиканты, которые показали неудовлетворительные знания. Кроме того, стажировка необходима для тех, кто имеет стаж работы по специальности до одного года. Работники, имеющие более длительный стаж, проходят стажировку, если они ранее не работали на данном типе судового оборудования, энергетической установке, по данной технологии или изменился характер работы.

Стажировка также обязательна для выпускников профтехучилищ, мореходных школ и колледжей, учебных центров, курсовых комбинатов.

Продолжительность стажировки составляет от 2 до 10 смен.

Работник может быть допущен к трудовым обязанностям без стажировки, если руководитель судовой службы сочтет это целесообразным (Пункты 5.6–5.9 Положения об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта (утверждено Департаментом морского транспорта Минтранса России 20 сентября 1995 г.)).

Как проводить расследование несчастного случая, если он произошел во время плавания?

Не ясен порядок проведения расследования несчастного случая, произошедшего во время плавания. Нужно ли это делать в море или можно подождать возвращения в порт? Сергей МУСАТОВ, специалист по охране труда (Ейск)

Если несчастный случай относится к категории легких, его расследование проводится комиссиями, формируемыми из представителей командного состава и представителя судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии – представителя судовой команды. Комиссию возглавляет капитан судна. Состав комиссии утверждается приказом капитана судна.

Если произошел тяжелый несчастный случай или в результате него наступила смерть, проводить расследование придется на берегу. Поскольку комиссия формируется и возглавляется работодателем (судовладельцем) или его полномочным представителем, в ее состав, наряду с вышеперечисленными лицами, также включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное приказом работодателя (его представителя) ответственным за организацию работы по охране труда, и представители соответствующего профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73)).

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования Росси от 13 января 2003 г. № 1/29)

Определить, в каком порядке нужно обучать работников охране труда

Понять, какие стандарты установлены для обучения охране труда

РД 31.81.10-91. Правила техники безопасности на судах морского флота (утверждены Минморфлотом СССР 17 сентября 1991 г.)

Выяснить, как обучают охране труда на морских судах

Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242)

Уточнить, какие особенности обучения есть на судах речного флота

Правила по охране труда на судах морского и речного флота (утверждены приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н)

Узнать, какие новые требования нужно будет применять для обучения охране труда на морском и речном транспорте

Запомните главное:

1 Необходимость более тщательно подходить к обучению охране труда моряков обусловлена высоким риском несчастного случая на судах морского и речного флота.

2 Основными документами, регламентирующими обучение по охране труда моряков, являются: Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, ГОСТ 12.0.004-90, РД 31.87.02-95, Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта.

3 Cо 2 июня 2015 года вступают в силу Правила по охране труда на судах морского и речного флота, которыми установлены особенности обучения охране труда на судах морского и речного флота.

Алексей СУТЯГИН, главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»