Уровни безопасности по территориальным масштабам

Уровни безопасности по территориальным масштабам

34.1. Природа безопасности. Уровни и виды безопасности

Природа безопасности. Понятие «безопасность», согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Но в этом значении оно употреблялось редко. Лишь в XVII-XVIII вв. термин «безопасность» практически во всех странах начал применяться с позиции государства: главной целью государства является обеспечение общего благосостояния и безопасности. В России термин «государственная безопасность» был применен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.
В современных условиях понятие «безопасность» приобрело особо актуальное значение. Это обусловлено тем, что индустриализация, проникшая во все сферы жизнедеятельности человека, с одной стороны, выступает в качестве прогресса, облегчая труд, создавая комфортность в быту и на производстве, увеличивая скорости передвижения человека и т. д., с другой — технический прогресс таит в себе угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, технико-технологических катастроф, различного рода аварий.
Все это сопровождается не только материальными потерями, исчисляемыми миллиардами долларов, но и огромными человеческими жертвами. Об этом свидетельствует статистика крупных мировых катастроф за 1994 г. (табл. 34.1).
В России за первое полугодие 2002 г. зарегистрировано 547 чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадали 335,05 тыс. человек, 810 погибли. Количество чрезвычайных ситуаций в первом полугодии 2002 г. по сравнению с тем же периодом 2001 г. возросло на 25 %, при этом техногенных аварий и катастроф стало больше на 28, а природных катаклизмов — на 30 %.
В результате промышленных аварий и катастроф, по данным МЧС, с начала 2002 г. пострадали 2097 человек и 533 погибли. В результате террористических актов, совершенных на территории Южного федерального округа, погибли 69 человек и 299 получили ранения.
За первое полугодие 2002 г. произошло 128 860 техногенных пожаров, материальный ущерб от которых составил 1,4842 млрд руб.

Таблица 34.1. Статистика крупных мировых катастроф, 1994 г.

Безопасность — это сложное многоаспектное явление, проявляющееся в уровне защищенности жизненно важных интересов всех хозяйствующих структур общества от внутренних и внешних угроз и создании условий для их существования и развития.
Безопасность выступает как деятельность, содержание которой формируется в процессе разрешения противоречия между объективной реальностью, заключающей в себе элементы угроз жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, и разумными потребностями индивидов, социальных групп и общностей, стремящихся предотвратить эти угрозы, локализовать их и устранить негативные последствия, создаваемые ими. Таким образом, объектом безопасности как деятельности являются угрозы в виде экономических, военных, экологических, национальных, а конкретными носителями этих угроз являются природные, социальные, общественные процессы.
Виды безопасности. Безопасность имеет многоуровневый характер. В экономической литературе обычно выделяют следующие уровни безопасности: индивида (личность), фирмы, региона, страны, мирового хозяйства. В современных условиях резкое возрастание нестабильности затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов.
В России негативные процессы, связанные с переходом на рыночные методы хозяйствования, привели к обострению всех типов противоречий в народном хозяйстве: экономических, социальных, экологических, правовых, национальных и т. д.
В сфере экономики сокращение исследований в отраслях, обеспечивающих научнотехнический прогресс, вызывает противоречие между имеющимся научно-технологическим потенциалом и возможностями его реализации. В результате происходит отток высококвалифицированных кадров за рубеж, разрушается научно-технический потенциал и нарастает опасность деградации наукоемких производств.
В сфере территориальной организации производства. Сокращение внутреннего валового продукта и экономическая дезинтеграция усиливают сепаратистские настроения ряда субъектов Российской Федерации. В результате нарастают противоречия, с одной стороны, между отдельными регионами; с другой — между регионами и центром. Это ведет к ослаблению единого экономического пространства, России, нарушению ее федеративного устройства.
В социальной сфере. Дифференциация и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, а также ослабление системы государственного регулирования и контроля порождают имущественные противоречия, которые способствуют росту преступности и криминализации общественных отношений.
На международном уровне интересы государства в различных сферах пересекаются с интересами других стран и на этой основе возникают конфликтные ситуации. Преодоление их вызывает необходимость создания системы международной безопасности.
Международная безопасность — это такое состояние системы международных и военно-политических отношений, которое гарантирует безопасность каждой стране, ее функционированию как целостной системы, исключает угрозу возникновения военных конфликтов и обеспечивает разрешение возникающих противоречий путем принятия определенных соглашений без нарушения суверенитета и целостности. Внешняя и внутриполитическая деятельность каждой страны строится с учетом объективно существующих национальных интересов, возникновения потенциально возможных угроз этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.
Уровни и виды безопасности представлены на рис. 34.1.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»

В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

2. Установить, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

3. Установить, что уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и N 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) либо руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» оперативных штабов в морских районах (бассейнах) (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

4. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и N 3 могут объявляться (устанавливаться) на срок не более 15 суток как в отношении 1 объекта транспортной инфраструктуры, транспортного средства, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Для обеспечения транспортной безопасности заново установлены уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

— уровень N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз (действует постоянно, если не объявлен иной);

— уровень N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз;

— уровень N 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз.

Два последних уровня могут устанавливаться на срок не более 15 суток в отношении одного или нескольких объектов. Они устанавливаются и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании решений руководителей Федерального оперштаба, оперштабов в регионах, в морских районах либо Министра транспорта РФ, Министра внутренних дел РФ (уполномоченными ими лицами).

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет со дня вступления в силу.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»

Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Уровни террористической опасности

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой Национальным антитеррористическим комитетом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

На отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:

а) повышенный («синий») — при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;

б) высокий («желтый») — при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;

в) критический («красный») — при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок не более 15 суток.

Решение об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности, а также информация о сроках, на которые устанавливается уровень террористической опасности, и о границах участка территории Российской Федерации (об объекте), в пределах которого (на котором) он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.

В соответствии с установленным уровнем террористической опасности могут приниматься следующие дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства:

а) при повышенном («синем») уровне террористической опасности:

внеплановые мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта;

дополнительный инструктаж нарядов полиции и отдельных категорий военнослужащих, а также персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей области;

выставление на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, местах проведения публичных и массовых мероприятий, в других общественных местах усиленных патрулей, в том числе с привлечением специалистов кинологической службы;

усиление контроля в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, железнодорожных вокзалах и автовокзалах с использованием специальных технических средств;

проведение проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;

проведение инженерно-технической разведки основных маршрутов передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств;

своевременное информирование населения о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта;

б) при высоком («желтом») уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности):

реализация внеплановых мер по организации розыска на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте, а также на наиболее вероятных объектах террористических посягательств лиц, причастных к подготовке и совершению террористических актов;

усиление контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, в том числе должностными лицами, порядка регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту их пребывания и по месту жительства в пределах участка территории Российской Федерации, на котором установлен уровень террористической опасности, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

уточнение расчетов имеющихся у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;

проведение дополнительных тренировок по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта;

проверка готовности персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению террористического акта и спасению людей;

определение мест, пригодных для временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, а также источников обеспечения их питанием и одеждой;

перевод соответствующих медицинских организаций в режим повышенной готовности;

оценка возможностей медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический вред;

в) при установлении критического («красного») уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности):

приведение в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции;

перевод соответствующих медицинских организаций в режим чрезвычайной ситуации;

усиление охраны наиболее вероятных объектов террористических посягательств;

создание пунктов временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, обеспечение их питанием и одеждой;

принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие бесперебойной работе спасательных служб;

приведение в состояние готовности: транспортных средств — к эвакуации людей, медицинских организаций — к приему лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический и моральный ущерб, центров экстренной психологической помощи — к работе с пострадавшими и их родственниками;

усиление контроля за передвижением транспортных средств через административные границы субъекта Российской Федерации, на территории которого установлен уровень террористической опасности, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ.

Уровень террористической опасности устанавливается решением председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации[1], которое подлежит незамедлительному обнародованию в средствах массовой информации.

«СИНИЙ»УРОВЕНЬ

Повышенный «СИНИЙ» уровень устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта.

При установлении «синего» уровня террористической опасности рекомендуется:

1. При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, общественном транспорте обращать внимание на:

· внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой-то посторонний предмет);

· странности в поведении окружающих (проявление нервозности, напряженного состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов);

· брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические провода, электрические приборы и т.п.).

«ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ

Высокий «ЖЕЛТЫЙ» уровень устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта.

· определить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;

· удостовериться, что у всех членов семьи есть номера телефонов других членов семьи, родственников и экстренных служб.

«КРАСНЫЙ» УРОВЕНЬ

Критический «КРАСНЫЙ» уровень устанавливается при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

· подготовить набор предметов первой необходимости, деньги и документы;

· подготовить запас медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи;

· заготовить трехдневный запас воды и предметов питания для членов семьи.

4. Оказавшись вблизи или в месте проведения террористического акта, следует как можно скорее покинуть его без паники, избегать проявлений любопытства, при выходе из эпицентра постараться помочь пострадавшим покинуть опасную зону, не подбирать предметы и вещи, не проводить видео и фотосъемку.

5. Держать постоянно включенными телевизор, радиоприемник или радиоточку.

6. Не допускать распространения непроверенной информации о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

ВНИМАНИЕ!

В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки.

Объясните это вашим детям, родным и знакомым.

Не будьте равнодушными, ваши своевременные действия могут помочь предотвратить террористический акт и сохранить жизни окружающих.

[1] Председателем АТК в субъекте РФ по должности является высшее должностное лицо субъекта РФ.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 940 (ред. от 13.02.2019) «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 декабря 2008 г. N 940

ОБ УРОВНЯХ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И О ПОРЯДКЕ

ИХ ОБЪЯВЛЕНИЯ (УСТАНОВЛЕНИЯ)

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О транспортной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

2. Установить, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

3. Установить, что уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) либо руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 664 оперативных штабов в морских районах (бассейнах) (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

4. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 940 (ред. от 13.02.2019) «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5964);

В соответствии с требованиями «Воздушного кодекса Российской Федерации», Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», от 10 декабря 2008 г. N 940 «Об уровнях безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» и на основании Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 23 «Об объявлении уровня безопасности объектов аэропортовой инфраструктуры» приказываю:

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5964);

В соответствии с требованиями Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616, N 30, ст. 4014), Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940 «Об уровнях безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5940) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1795; 1997, N 17, ст. 2011; 1998, N 11, ст. 1293; 2003, N 20, ст. 1911; 2006, N 52 (часть III), ст. 5587) приказываю:

1.2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

1.2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940:

Как определить уровень защищенности информационных систем

Верное определение уровня защищенности персональных данных важно для принятия адекватных мер защиты. Если уровень завышен — деньги потрачены зря. Учреждения здравоохранения используют множество информационных систем персональных данных, поэтому рассмотрим параметры определения уровня защищенности на примере медиков.

Правительство Российской Федерации устанавливает перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

На данный момент требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах установлены постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных». Постановление пришло на смену утратившему силу постановлению Правительства РФ от 17.11.2007 N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» и приказу ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. N 55/86/20, который утверждал порядок классификации ИСПДн.

Таким образом, сейчас перечень обязательных организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных определяется в соответствии с установленным для информационной системы уровнем защищенности персональных данных.

В свою очередь уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах определяются исходя из следующих условий:

1) категория субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: сотрудники или иные лица;

2) количество субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: до 100 000 или более 100 000;

3) категория персональных данных, обрабатываемых в информационной системе:

  • специальные,
  • биометрические,
  • общедоступные,
  • иные;

4) тип актуальных угроз безопасности персональных данных:

  • актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в системном программном обеспечении;
  • актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в прикладном программном обеспечении;
  • актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных возможностей в системном и прикладном программном обеспечении.

Чем выше определен уровень защищенности персональных данных, тем больше мер по обеспечению безопасности персональных данных требуется выполнить. Если по ошибке определить более высокий уровень защищенности, то, соответственно, придется строить более дорогую систему защиты персональных данных. Рассмотрим типовые варианты информационных систем, которые используются в большинстве медицинских учреждений.

Защита типовой системы: скромно и со вкусом

Организация защиты информации в медицинском учреждении строится на общих принципах защиты ИСПДн. Например, практически в любом учреждении здравоохранения установлена типовая информационная система персональных данных для учета кадров и расчета зарплаты.

Субъекты обработки персональных данных в этом случае — сотрудники организации, а цель обработки ПДн — обеспечение соблюдения в отношении сотрудника законодательства Российской Федерации в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В такой информационной системе не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, а значит, определение уровня защищенности будет зависеть от актуальных угроз безопасности персональных данных, определенных для данной информационной системы. В большинстве случаев для подобного рода информационных систем актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, а следовательно, в информационной системе необходимо будет обеспечить четвертый уровень защищенности персональных данных, т. е. потребуется выполнение минимального перечня организационных и технических мер.

ИС федерального масштаба: все, как у людей

Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) — система, предназначенная для сбора, хранения и обработки данных учета медицинского персонала субъектов Российской Федерации, а также для контроля распределения и перемещений медперсонала. Как и в описанной выше информационной системе, в ФРМР не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, и при схожих характеристиках в ФРМР требуется обеспечить такой же уровень защищенности.

Несмотря на то что категория субъектов ПДн и обрабатываемые данные в обеих системах практически аналогичны, объединять их в одну ИС все же не стоит, поскольку цели обработки ПДн в первом случае — это исполнение требований трудового законодательства, а во втором — требований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медицинские информационные системы: зона особого внимания

С помощью медицинских информационных систем сотрудники медицинских организаций решают целый ряд задач:

  • ведут электронные амбулаторные карты, электронную регистратуру;
  • обрабатывают данные медицинских исследований в цифровой форме;
  • собирают и хранят данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов;
  • используют как средство общения между сотрудниками;
  • анализируют финансовую и административную информацию.

При определении уровня защиты для медицинских информационных систем следует принимать во внимание ряд факторов:

  • в МИС обрабатываются ПДн специальной категории (состояние здоровья, диагнозы, данные с медицинских приборов и т. д.);
  • субъекты ПДн не являются сотрудниками организации, и их количество может варьироваться.

В зависимости от количества обрабатываемых субъектов персональных данных и типа актуальных угроз безопасности в МИС требуется обеспечить второй или третий уровень защищенности персональных данных.

Прочие информационные системы в сфере здравоохранения

В зависимости от инфраструктуры и задач учреждения в организации могут функционировать и иные ИС. Для них действует точно такой же алгоритм определения требуемого уровня защищенности ПДн, что и для систем, речь о которых шла выше.

Если субъекты и цель обработки ПДн в нескольких информационных системах совпадают, то их можно объединить и выстроить для них единую систему защиты персональных данных.

В заключение напомним, что уровень защищенности персональных данных в информационных системах определяется оператором персональных данных самостоятельно, а следовательно, и выбор организационных и технических мер по защите персональных данных лежит на плечах оператора. Однако не стоит забывать, что завышение уровня защищенности приведет к увеличению стоимости системы защиты персональных данных, а занижение уровня защищенности персональных данных является нарушением. Дабы не ломать себе голову вопросом «а правильно ли я классифицировал ИС?», доверьтесь профессионалам.

  • составят модель угроз
  • классифицируют информационную систему
  • помогут выбрать оптимальные средства защиты
  • грамотно выстроят систему защиты

Узнать больше

Максим Малкиев, эксперт по защите информационных систем персональных данных компании «СКБ Контур», проект «Контур-Безопасность»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Потенциально опасные объекты

В России действуют десятки тысяч заводов, делающих важную работу для нашего благополучия и комфорта. Например, переработка химикатов важна для защиты сельского хозяйства от вредителей, изготовления лекарств, производства пластика. Атомные электростанции обеспечивают нас энергией — мы заряжаем гаджеты и даже электромобили, готовим тосты и вкусный кофе, замораживаем вишню на зиму. И все это доступно благодаря атомной энергетике. Но наше благополучие становится под угрозу, если на таком предприятии допустить аварию. В статье мы рассказываем, какие потенциально опасные объекты требуют особенно ответственного контроля. И как организована эта работа.

  1. Для чего нужен список потенциально опасных объектов
  2. Какие чрезвычайные ситуации бывают
  3. Классы подразделения потенциально опасных объектов
  4. Прогнозирование ЧС
  5. Какие методы прогнозирования используются

Для чего нужен список потенциально опасных объектов

Внимание к производству, представляющему угрозу для людей и экологической обстановки, не случайно. Авария может повлечь необратимые последствия, которые приведут к трагедиям и расходам. Неблагополучный исход может давать о себе знать и после ликвидации, как это было с Чернобыльской АС.

Чтобы уменьшить риски техногенной катастрофы и уберечь население от трагедии, государство проявляет бдительность к деятельности таких предприятий, где взаимодействуют с:

  • радиоактивными веществами;
  • электрическим напряжением свыше 330 вольт; >
  • расплавами черных и цветных металлов;
  • горючими и взрывоопасными агентами;
  • биологическими агентами, способными причинить вред живым организмам;

Градостроительный кодекс предлагает считать потенциально опасными производственными объектами:

  • гидротехнические сооружения;
  • предприятия электросетевого хозяйства;
  • метрополитены;
  • морские порты (если они не заняты в сфере обслуживания маломерных и спортивных судов);
  • железную дорогу;
  • обслуживающие космические аппараты и экспериментальную технику;
  • авиационную инфраструктуру.

Внимание: В России действует 45 000 таких предприятий, которые несут скрытую угрозу для экологии и жизни всех существ. Тревога возрастает из-за таких факторов, как серьезный износ производственных фондов, низкий уровень технологической дисциплины среди сотрудников и руководителей.

Какие чрезвычайные ситуации бывают

Масштабные поломки и катастрофы связаны с риском аварий на потенциально опасных объектах:

  • Транспортные катастрофы, в ходе которых происходит крушение товарных и пассажирских транспортных средств. К наиболее масштабным результатам приводят несчастные случаи на мостах, магистральных трубопроводах.
  • Возгорание и взрывы технологического оборудования на заводах, где происходит обработка и хранение взрывчатых веществ.
  • Аварии, в ходе которых в атмосферу выбрасываются токсичные вещества. Такие события могут происходить не только на территории компании, где производят и перерабатывают химикаты, но также во время транспортировки. Потеря контроля над производством или перевозкой ядовитых веществ представляет дополнительные риски, так как реагенты способны вступать в химическую реакцию, что приводит к непредсказуемым итогам.
  • Несчастные случаи с участием космической техники, заправляемой ядерным топливом. Взрывы ядерных боеприпасов, которые влекут выброс и бесконтрольное распространение радиоактивных веществ.
  • Катастрофы в связи с деятельностью научно-исследовательских институтов, где ведется изучение биологически опасных веществ.
  • Трагические инциденты на гидротехнических сооружениях, например, прорывы плотин и затопление местности.
  • Серьезные сбои в функционировании очистных построек, КП, обслуживающих канализационные системы. Возникает риск загрязнения водоемов, служащих источником питьевой воды.

Внимание: Потенциально опасные объекты городов это не всегда заводы или склады, имеющие дело с химикатами и взрывающейся продукцией. Требуют повышенной ответственности очень крупные здания и конструкции (и на этапе возведения, и введенные в эксплуатацию). Типичные поломки — это обрушения, способные унести тысячи человеческих жизней. Это офисные и торговые центры, крупные административные и промышленные комплексы.

Классы подразделения потенциально опасных объектов

Перечисленные предприятия и строения распределяются по классам опасности, что помогает прояснить возможную тяжесть итогов. Принцип следующий — чем более высокий класс присвоен, тем менее масштабные последствия можно прогнозировать при несчастном случае. Перечислим классы:

  • 1 — класс присваивают предприятию, поломка на котором несет огромную угрозу. Если она произойдет, вероятно чрезвычайное положение федерального значения (распространение на территории 2 субъектов РФ). Соответствует таким цифрам: более 500 пострадавших, условия жизнедеятельности нарушены для 1000 и более человек. Материальный ущерб — от 5 миллионов минимальных зарплат.
  • 2 — масштаб имеет второе место по величине (региональное значение). Пострадавших до 500, а результаты катастрофы повлияют на качество жизни 1000 человек.
  • 3 — этот класс потенциально опасного объекта присвоен таким заводам и КП, при серьезных поломках на которых объявляют ЧП территориального значения. Число пострадавших — до 500.
  • 4 — соответствует местной чрезвычайной ситуации (город, район). Пострадавших до 50.
  • 5 — соответствует ЧС локального масштаба, в которой существует угроза для небольшого круга лиц. Присваивают, если пострадавших не более 10 человек, а условия привычной жизни нарушены для 100. Материальный ущерб не превышает 1 тысячу минимальных зарплат.

Классификация помогает избегать недопонимания. При информировании о предполагаемой угрозе или уже случившемся событии, не нужно долго пояснять. Также удобно использовать в служебной документации.

Важно: присваивают определенный класс по решению специальной комиссии, которая имеет прямое отношение к ликвидации ЧП. Комиссия создается на базе исполнительных органов местной власти, в нее входят лица, которые работают в управлении по делам гражданской обороны.

Прогнозирование ЧС

Чтобы минимизировать ущерб и защитить население от последствий не несчастных случаев, члены комиссий занимаются прогнозированием таких инцидентов. Это сложное многоэтапное дело, сопряженное с расчетами, моделированием, выявлением наиболее рискованных зон. При прогнозировании рассматривают разные сценарии развития событий. Это помогает предотвратить трагедию или снизить риски негативных факторов для жителей города.

Прогнозирование — обязательный этап при выдаче лицензий, разрешительных документов на строительство или вывода из эксплуатации зданий. Любой вердикт по поводу функционирования объекта должно делаться выверено, на основании подробной информации. Сбор сведений и разработка схем осуществляется на разных уровнях — от местного до федерального.

Какие методы прогнозирования используются

К методикам прогнозирования поломок катастроф на потенциально опасных объектах относятся:

  • Вероятно-статистический метод основан на многолетних наблюдениях за природой, явления которой могут привести к сбоям в работе или даже катастрофам.
  • Вероятностно-детерминированный способ строится на понимании цикличности природных явлений. На основе этой информации можно сделать вывод о скорости разрушений и обветшаний зданий. Данный прогноз позволяет рассчитать срок службы зданий, сооружений и конструкций.
  • По детерминированно-вероятностным признакам — технология для краткосрочных прогнозов (вплоть до нескольких часов). Способ используется для обнаружения угрожающего природного или техногенного процесса по первым его предвестникам.

Благодаря тщательному контролю и своевременно принятым мерам удается предотвращать аварии и вызванные ими негативные техногенные факторы для людей и окружающей среды.

Важно: Внимательность и точное следование законам позволяют увидеть нарушения равновесного состояния системы еще на раннем этапе, когда можно повлиять на развитие событий. Внимательность и ответственность спасают жизни россиян ежедневно.

Учет над работой небезопасных заводов и КП ведут несколько ведомств. В их число входит МЧС России, центры по делам ГО в регионах, органы управления по ГО и чрезвычайным ситуациям. Федеральный закон предлагает статьи, которые регламентируют деятельность предприятий, представляющих угрозу, он называется «Технический регламент о безопасности зданий». В вопросах защиты населения опираются на закон 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС».