Проверка 1 ПТС Профи М

Проверка N1 дыхательного аппарата

При проверке N 1 дыхательного аппарата необходимо:

Проверка № 1 проводится перед заступлением на боевое дежурство, а также перед проведением тренировочных занятий на свежем воздухе и в непригодной для дыхания среде, если пользование аппаратом предусматривается в свободное от несения караульной службы время (боевого дежурства).

При проведении проверки №1 необходимо:

проверить исправность лицевой части;

Проверку исправности лицевой части произвести визуально. Если лицевая часть полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.

проверить исправность аппарата в целом;

При проверке аппарата в целом необходимо проверить надежность крепления подвесной системы, баллона (баллонов) и манометра, убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей, а также надежности соединения лицевой части с легочным автоматом.

проверить наличие избыточного давления в подмасочном пространстве;

3.2.3 Проверка наличия избыточного давления в подмасочном пространстве лицевой части проводить системой СКАД-I в соответствии с руководством по эксплуатации системы.

Избыточное давление должно быть 300…450 Па.

проверить величину давления, при котором срабатывает сигнальное устройство;

Проверку величины давления, при котором срабатывает сигнальное устройство, произвести следующим образом:

— отсоединить легочный автомат от лицевой части;

— открыть вентиль (вентили) баллона (баллонов), тем самым, заполнив воздуховодную систему аппарата воздухом;

— закрыть вентиль (вентили);

— плотно закрыть ладонью выходное отверстие в легочном автомате;

— включить легочный автомат, нажав кнопку дополнительной подачи (байпас) легочного автомата;

— плавно открывая ладонью отверстие в легочном автомате, стравливать воздух до включения звукового сигнала.

Если при давлении воздуха в баллоне 6,2…….5,0 МПа (62….50 кгс/см 2 ) слышен звуковой сигнал, звуковой сигнализатор считается исправным;

проверить герметичность линий высокого и редуцированного давления;

Проверка герметичности линий высокого и редуцированного давления проводить системой СКАД-I в соответствии с руководством по эксплуатации системы.

проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха;

Для проверки исправности легочного автомата и клапана выдоха приложить лицевую часть к лицу, предварительно выключив легочный автомат, нажав на рычаг управления в направлении «Выкл» до упора (см. рис. 8), полностью открыть вентиль баллона и сделать 2. 3 глубоких вдоха и выдоха. При первом вдохе легочный автомат должен включиться. Не должно ощущаться сопротивление дыханию. Вставить палец под обтюратор лицевой части и убедиться в наличии потока воздуха из–под лицевой части.

Затем убрать палец, задержать дыхание приблизительно на 10 сек и, на слух, убедиться в отсутствии утечки воздуха.

Выключить легочный автомат, при этом подача воздуха прекратится. Отвести лицевую часть от лица.

проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха легочного автомата;

Для проверки исправности устройства дополнительной подачи воздуха открыть вентиль баллона (баллонов) и, нажимая на рычаг управления в направлении «Вкл.» включить дополнительную подачу. Если прослушивается характерный звук потока воздуха, устройство считается исправным. Закрыть вентиль баллона.

проверить исправность редуктора;

Проверка исправности редуктора проводить системой СКАД-I в соответствии с руководством по эксплуатации системы.

Редуктор считается исправным, если редуцированное давление составляет 0,7…0,85 МПа.

проверить давление воздуха в баллоне.

Проверить давление воздуха в баллоне по показанию манометра аппарата, открыв и закрыв вентиль баллона при выключенном легочном автомате. При заступлении на боевое дежурство давление воздуха в баллоне должно быть не менее 24,5 МПа. Давление воздуха в баллоне аппарата необходимо контролировать с учетом температуры окружающего воздуха в соответствии с «Наставлением по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России» 1996г (Приложение 13, таблица 2).

Практическая работа 1. Проведения проверки 1 аппарата ПТС Профи при помощи установки СКАД-1

    Валерия Калечицкая 4 лет назад Просмотров:

1 Практическая работа 1 Проведения проверки 1 аппарата ПТС Профи при помощи установки СКАД-1 1. Проверить исправность маски. Панорамная маска считается исправной, если она полностью укомплектована и отсутствуют повреждения её элементов. Для этого: производят осмотр маски и её корпуса, убеждаются в отсутствии повреждений панорамного стекла, облицовки клапанной коробки, переговорного устройства; выворачивают ремни оголовья на наружную поверхность панорамного стекла, убеждаются в отсутствии их повреждений; убеждаются в отсутствии повреждений корпуса подмасочника, клапанов вдоха, обтюратора, не допускается наличие проколов корпуса маски и подмасочника. После проверки маску закрепляют на проверочном диске. Обтюратор маски заводится между подвижным и неподвижным диском ДИП-88, при этом следует избегать образования складок обтюратора. При помощи штурвала подвижный диск плотно прижимается к неподвижному. 2. Провести осмотр дыхательного аппарата. Проверку исправности аппарата в целом производят внешним осмотром, при этом подсоединяют легочный автомат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений уплотнительного кольца. Проверяют: надежность соединения легочного автомата с маской; целостность и надежность крепления подвесной системы аппарата; убеждаются в отсутствии механических повреждений баллона (баллонов), манометра, узлов и составных частей аппарата. 3. Проверить подмасочное давление. положении «выкл». Проверка величины избыточного давления в подмасочном пространстве лицевой части (без расхода) проводится следующим образом: открыть вентиль баллона аппарата; установить рычаг переключения системы в положение «вакуум», а часы — секундомер установки в нулевой режим; насосом установки создать разрежение, необходимое для включения легочного автомата на работу в режим создания избыточного давления в подмасочном пространстве; перевести рычаг переключения в нейтральное положение (ЗАКР), дать выдержку секунд для стабилизации давлений и запомнить показания мановакуумметра системы и показания манометра аппарата; закрыть вентиль баллона аппарата; включить секундомер; через одну минуту вновь зафиксировать давление по манометру аппарата. Результат проверки считают положительным, если величина избыточного давления соответствует требованию установленному в руководстве по эксплуатации проверяемого 1

2 аппарата (от 300 до 450 Па) (см. Рис. 1), а изменение давления в системе высокого давления аппарата не превышает 2 МПа (20 кгс/см2). Рис. 1. Проверка механизма подмасочного давления Отключить легочный автомат. 4. Проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления. положении «выкл». Для проверки герметичности системы высокого и редуцированного давления открыть вентиль баллона, дать выдержку секунд для стабилизации давлений, определить по манометру давление воздуха в баллоне. Закрыть вентиль баллона, включить секундомер и наблюдать за показаниями манометра (Рис. 2.). Если в течение 1 минуты падение давления воздуха в системе аппарата не превышает 2,0 МПа, аппарат считается герметичным. Рис. 2. Проверка герметичности системы высокого давления 2

3 5. Проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления со спасательным устройством. положении «выкл». Подсоединять спасательное устройство к адаптеру всегда следует при отсутствии давления воздуха в системе. Таким образом, перед проверкой герметичности системы высокого и редуцированного давления с подключением спасательного устройства необходимо полностью стравить сжатый воздух из системы аппарата и подсоединить спасательное устройство. Для проверки герметичности системы высокого и редуцированного давления с присоединенным к разъему спасательным устройством открыть вентиль баллона, определить по манометру давление воздуха, закрыть вентиль баллона, включить секундомер и наблюдать за показаниями манометра (Рис. 3). Если в течение одной минуты падение давления воздуха в системе аппарата не превышает 1,0 МПа, аппарат считается герметичным. Стравить остаточное давление, отсоединить спасательное устройство. Рис. 3. Проверка герметичности системы высокого давления со спасательным устройством Выполняется при наличии спасательного устройства в комплекте аппарата. 6. Проверить величину давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор. положении «выкл». Отсоединить легочный автомат от клапанной коробки. Открыть вентиль баллона аппарата, дать выдержку около 10 секунд для стабилизации давлений. Закрыть вентиль баллона аппарата. Перекрыть ладонью одной руки патрубок легочного автомата. После надежного перекрытия отверстия легочного автомата следует включить его, нажав на рычаг дополнительной подачи (байпас) в направлении включения его в 3

4 работу. Не следует прилагать к рычагу больших усилий, это может привести к выходу его из строя! Затем, плавно открывая ладонью отверстие в легочном автомате, начать стравливать воздух до включения звукового сигнала (Рис. 4). При этом необходимо следить за показаниями манометра. Высокое давление в системе аппарата начнет снижаться. Скорость падения давления следует регулировать нажимом ладони. В момент возникновения звукового сигнала отмечают показания манометра. Если звуковой сигнализатор начинает работать при давлении от 6,2 до 5 МПа (62 50 кгс/см2), то он считается исправным. Рис. 4. Проверка звукового сигнализатора Стравить остаточное давление до нулевого значения. Закрепить легочный автомат в клапанную коробку. 7. Проверить герметичность основной воздуховодной системы с легочным автоматом. положении «вкл». Рис. 5. Проверка герметичности воздуховодной системы Удерживая рычаг переключения системы в положении «вакуум» (см.рис.5), создать в подмасочном пространстве вакуумметрическое давление 800 Па. Зафиксировать 4

5 давление, переведя рычаг в нейтральное положение. Включить секундомер и замерить величину падения разрежения в течение одной минуты. Воздуховодная система считается герметичной если падание давления за одну минуту не превышает 50 Па. 8. Проверить герметичность воздуховодной системы с легочным автоматом спасательного устройства. Исходное положение. На проверочном диске закрепляется маска спасательного устройства с легочным автоматом. Диск соединен трубкой с системой. Вентиль баллона аппарата закрыт. Шланг легочного автомата к разъему не подсоединять. Заглушить штуцер для подсоединения шланга к быстроразъемномусоединению. Это можно сделать большим пальцем руки (Рис. 6). При использовании в спасательном устройстве маски ШМП-1 (см. Рис. 6), необходимо во время закрепления маски на диске избегать образования складок по периметру прилегания подвижной пластины. Создать и зафиксировать в подмасочном пространстве разрежение 1000 Па. Включить секундомер и замерить величину падения вакуумметрического давления в течение одной минуты. Воздуховодная система спасательного устройства считается герметичной если падение давления за одну минуту не превышает 350 Па. При использовании в спасательном устройстве маски «ПТС-Обзор» в подмасочном пространстве необходимо создать и зафиксировать разрежение 800 Па и замерить величину падения разрежения в течение одной минуты. Она не должна превышать 100 Па. Рис. 6. Проверка герметичности воздуховодной системы спасательного устройства Выполняется при наличии спасательного устройства в комплекте аппарата. 9. Проверить исправность основного легочного автомата и клапана выдоха газодымозащитника. На проверочном диске закреплена основная маска аппарата. Диск соединен трубкой с положении «вкл». Открыть вентиль аппарата. В подмасочном пространстве будет создаваться избыточное давление. Проверку герметичности клапана выдоха следует производить на слух. Если через клапан не прослушивается утечки воздуха, то клапан выдоха исправен. Легочный автомат считается исправным, если величина избыточного давления в подмасочном пространстве при выдержке в течение 10 секунд составляет от 300 до 450 Па (см. Рис. 7). 5

6 Рис. 7. Проверка исправности легочного автомата газодымозащитника Закрыть вентиль баллона. Стравить остаточное давление. Снять маску с диска. Выключить легочный автомат. 10. Проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха спасательного устройства. На проверочном диске закреплена маска спасательного устройства. Диск соединен трубкой с системой. Спасательное устройство подсоединено к разъему аппарата. Вентиль баллона аппарата закрыт. Мембрана основного легочного автомата находится в положении «выкл». Открыть вентиль баллона. Перевести и удерживать рычаг переключения в положении «вакуум». Рукояткой насоса медленно создавать в контрольно-измерительном блоке разрежение и наблюдать за показаниями мановакуумметра (см. Рис. 8). Момент, когда вакууметрическое давление перестает возрастать, считается моментом включения легочного автомата. Этот момент также можно определить на слух по характерному шипящему звуку поступающего воздуха. Вакуумметрическое давление открытия клапана легочного автомата без избыточного давления под лицевой частью должно быть от 50 до 350 Па. Закрыть вентиль баллона. Стравить остаточное давление. Отсоединить спасательное устройство. Рис. 8. Проверка исправности легочного автомата спасательного устройства Выполняется при наличии спасательного устройства в комплекте аппарата. 11. Проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха. 6

7 Мембрана основного легочного автомата находится в положении «выкл». Вентиль баллона аппарата закрыт. Открыть вентиль баллона. Нажимая на рычаг управления легочным автоматом перевести его в положение «вкл». Не отпуская рычаг, один, два раза отжать его в направлении работы дополнительной подачи воздуха. (Рис. 9). Если прослушивается характерный звук нарастающего потока воздуха, устройство считается исправным. Рис. 9. Проверка устройства дополнительной подачи воздуха Мембрану легочного автомата перевести в положение «выкл». Закрыть вентиль баллона. Стравить остаточное давление воздуха. 12. Проверить исправность газового редуктора. Вентиль баллона аппарата закрыт. Мембрана основного легочного автомата находится в положении «выкл». Убедиться в отсутствии давления воздуха в системе аппарата. Присоединить переходник для проверки редуцированного давления, входящий в комплект СКАД-1. Сначала переходник соединяется с разъемом ВХОД системы, а затем с быстроразъемным соединением аппарата. Открыть вентиль баллона. Величина редуцированного давления контролируется по манометру давления системы (Рис. 10). Если величина редуцированного давления соответствует величине от 0,7 до 0,85 МПа (7 8,5 кгс/см2), то газовый редуктор считается исправным. Рис. 10. Проверка исправности газового редуктора 13. Проверить давление воздуха в баллоне. 7

8 Мембрана основного легочного автомата находится в положении «выкл». Вентиль баллона аппарата открыт. Проверить величину давления воздуха в баллоне (Рис. 11). При наступлении на дежурство давление должно быть не менее 25 МПа (250 кгс/см 2 ). Закрыть вентиль баллона. Стравить остаточное давление воздуха в системе аппарата, а затем в системе СКАД-1, нажав несколько раз на кнопку сброса. Отсоединить переходник от СКАД-1. Сначала переходник отсоединяется от быстроразъемного соединения аппарата, затем от разъема ВХОД системы. Закрыть два штуцера быстроразъемных соединений защитными колпачками. Рис. 11. Проверка давления в баллоне 8

Виды, сроки и порядок проведения проверок СИЗОД

Техническое обслуживание проводится в соответствии с нормами и сроками, установленными соответствующими руководящими и нормативными документами и предусматривает проведение (рис.1):

— чистки, смазки, промывки, и дезинфекции;

— устранение неисправностей в объеме текущего ремонта.

Результаты выполнения работ по техническому обслуживанию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения оформляется записью в журналах регистрации проверок.

Техническое обслуживание СИЗОД выполняется в режиме повседневной деятельности в стационарных условиях на базе и обслуживающем посту ГДЗС, в подразделениях технического сервиса организаций-изготовителей средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также на месте проведения тушения пожаров и (или) проведения аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде на пожарном автомобиле – базе ГДЗС (при ее использовании) или обслуживающем посту ГДЗС.

Наполнение воздушных баллонов на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ может производиться от передвижной компрессорной станции, соответствующей установленным требованиям.

Проверки рабочая, №1, чистка и дезинфекция проводятся непосредственно газодымозащитниками, за которыми закреплены средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.

Замена регенеративного патрона и кислородного баллона обязательна после каждого использования дыхательного аппарата со сжатым кислородом независимо от времени работы в них.

Рабочая проверка вид технического обслуживания средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, который выполняется перед каждым включением в аппарат для выполнения поставленной задачи на свежем воздухе или в зоне с непригодной для дыхания средой.

Рабочая проверка проводится в целях оперативного установления исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов и в установленной последовательности под контролем командира звена ГДЗС, на учебных занятиях и тренировках – руководителя занятия. Командир звена правильность своих действий контролирует самостоятельно.

Рабочая проверка должна проводиться не более одной минуты.

Об исправности проверяемого средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения и готовности к включению газодымозащитник докладывает командиру звена ГДЗС (начальнику караула, командиру отделения, руководителю занятия – по предназначению).

Примечание. На пожаре (учении) после замены воздушных баллонов аппарата проводится рабочая проверка.

Проверка №1 – вид технического обслуживания средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, направленного на их постоянное поддержание в исправном состоянии и готовности к применению в процессе эксплуатации, проверку исправности, комплектности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов.

Проверка № 1 проводится газодымозащитником непосредственно перед заступлением на дежурство (перед проведением тренировки) на обслуживающем посту ГДЗС:

1) газодымозащитниками заступающего дежурного караула (смены) в период подготовки к смене дежурства (до развода и смены) под руководством лица возглавляющего караул (дежурную смену);

2) газодымозащитниками, привлекаемыми к тренировкам в свободное от несения службы время, непосредственно перед проведением тренировок на свежем воздухе или в непригодной для дыхания среде под руководством руководителя занятия (тренировки);

3) проверка № 1 СИЗОД, находящихся в резерве на пожарном автомобиле, проводится командиром отделения (помощником начальника караула (дежурной смены)), в его отсутствие – лицом возглавляющим караул (дежурную смену) с записью в журнале регистрации проверок № 1.

Примечание. При групповом закреплении ДАСВ проверка № 1 проводится персонально каждым газодымозащитником только с закрепленной за ним лицевой частью.

Должностные лица службы пожаротушения, органов управления, подразделений, учреждений, не входящие в составы караулов (дежурных смен), но деятельность, которых предусматривает использование закрепленных за ними средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения по прямому назначению, выполняют проверку № 1 самостоятельно на обслуживающем посту ГДЗС, к которым прикреплены их средства индивидуальной защиты, под контролем непосредственных начальников, имеющих статус газодымозащитника, или старшего дежурной смены (начальника дежурного караула или старшего мастера (мастера) ГДЗС).

Проверка № 1 проводится после:

— закрепления СИЗОД за газодымозащитником;

— замены воздушного (кислородного) баллона, регенеративного патрона в аппарате после возвращения пожарных расчетов в подразделение с места пожара (проведения аварийно-спасательных работ, учений, тренировок в теплодымокамере).

Проверка № 1 дыхательных аппаратов со сжатым кислородом (ДАСК), например, «Урал-10» подразделяется:

— проверку № 1 перед заступлением на дежурство – проводится в порядке и объеме проверки № 1 Руководства по эксплуатации;

— проверка № 1 после использования – проводится в порядке и объеме проверки № 2 Руководства по эксплуатации.

Проверка № 1 СИЗОД, находящихся в резерве на обслуживающем посту ГДЗС, проводится уполномоченными командирами отделений (помощником начальника караула) под контролем лица возглавляющего караул (смену); при наличии в подразделении штатной должности старшего мастера (мастера) ГДЗС – старшим мастером (мастером) ГДЗС; находящихся на хранении на базе ГДЗС – старшим мастером (мастером) ГДЗС.

При обнаружении пользователем неисправности в СИЗОД эксплуатация СИЗОД прекращается, СИЗОД выводится из расчета и передается в установленном порядке на базу ГДЗС, в подразделения технического сервиса организации-изготовителя СИЗОД.

Самостоятельный ремонт и регулировка параметров СИЗОД непосредственно газодымозащитниками запрещается.

Проверка № 2 – вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в объеме и с периодичностью предусмотренной Руководством по эксплуатации, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также требующие чистки и дезинфекции.

Проверка № 2 средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения проводится на базе ГДЗС старшим мастером (мастером) ГДЗС или в сервисном центре организации-изготовителя.

Проверка № 2 дыхательных аппаратов со сжатым кислородом и дыхательных аппаратов со сжатым воздухом проводится в соответствии с требованиями, установленными в эксплуатационной документации на конкретное изделие, на раздельных рабочих столах.

Замена узлов и (или) деталей отражается в учетной карточке и в паспорте на изделие.

Для новых средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения проверка № 2 проводится впервые после окончания гарантийного срока службы, установленного предприятием-изготовителем для конкретного вида изделия.

В случае выхода из строя средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, в период действия гарантийного срока, СИЗОД направляется на ремонт в соответствии с Руководством по эксплуатации, также о данном факте информируется УМТО (ТЦ ППС).

Представление средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на проверку №2 осуществляется органами управления, подразделениями, учреждениями в соответствии с годовым планом-графиком технического обслуживания и ремонта и месячными планами-графиками.

Данные о приемке средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на проверку №2 и выдаче после проведения проверки эксплуатирующему органу управления, подразделению, учреждению старший мастер (мастер) базы ГДЗС заносит в журнал регистрации проверок №2.

Рабочая проверка СИЗОД

Каждая организация, условия труда которой признаны вредными или опасными, должна обеспечивать сотрудников средствами защиты органов дыхания (СИЗОД). После приобретения следует проводить их регулярное техобслуживание, т. к. от исправности защитных устройств зависят жизнь и здоровье людей. Виды проверок СИЗОД рассмотрим в статье.

  • Как ответить работодателю при приглашении на собеседование
  • Что такое ОГРН и как он расшифровывается
  • Как законно уволить пенсионера по инициативе работодателя
  • Обзор законодательства за период с 15 по 20 июня
  • Юридический адрес по месту жительства

Законодательство

В следующих нормативных актах указано несколько последовательных видов ТО:

Проверка одноразовых СИЗОД

Отметим сразу: все СИЗОД, за исключением одноразовых, нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Проверка одноразовых средств перед использованием может быть разве что только визуальная: если оборудование не сломано и не имеет повреждений, его можно использовать.

Одноразовые устройства (например, фильтрующие полумаски) рассчитаны лишь на одно применение. Повторно использовать их нельзя.

Проверка многоразовых СИЗОД

Многоразовые защитные средства требуют более внимательного отношения к себе. Согласно требованиям указанных выше норм, их ТО предусматривает своевременное проведение следующих видов проверок:

  • рабочую;
  • № 1, 2, 3;
  • чистку, промывку, регулировку, смазку, дезинфекцию, устранение неисправностей в объеме текущего ремонта.

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Рабочая

Данная мера позволяет убедиться в исправности СИЗОД непосредственно перед выполнением задачи и избежать неожиданных поломок во время работы.

Цель: проверка исправности узлов и механизмов средства.

Периодичность проверки: непосредственно перед каждым применением устройства. На процедуру отводится не более 1 минуты.

Кем выполняется: работником в присутствии руководителя.

Рабочая проверка СИЗОД, порядок проведения:

  • проверить маску: вынуть ее из сумки и внимательно осмотреть. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения элементов, она считается исправной;
  • проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение: при закрытом вентиле баллона плотно прижать маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, которое не позволяет сделать дальнейший вдох и не снижается в течение 2-3 с, дыхательный аппарат считается герметичным;
  • проверить работу легочного автомата и клапана выдоха маски: открыть до отказа вентиль баллона; приложить маску к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Если не ощущается сопротивление дыханию, легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными;
  • проверить наличие подмасочного давления;
  • проверить срабатывание звукового сигнализатора: закрыть вентиль баллона; нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если звуковой сигнал слышен, сигнализатор считается исправным;
  • проверить давление воздуха в баллоне по показанию манометра;
  • заполнить журнал учета времени пребывания работников в непригодной для дыхания среде.

Использовать оборудование без проведения рабочей проверки запрещается.

Проверка номер 1 СИЗОД

Осматривать защитное средство необходимо не только перед его использованием, но и после. Первая проверка СИЗОД позволит вовремя устранить выявленные недостатки и подготовить к новому применению.

Цель: в ходе мероприятия оценивается исправность, комплектность устройства и то, насколько правильно работают его узлы и механизмы.

Когда проводится проверка 1 СИЗОД: перед каждым использованием, а также после.

Кем выполняется: первая проверка выполняется работником, который будет использовать СИЗОД, или ответственным лицом.

  • проверить исправность маски;
  • проверяем исправность устройства в целом;
  • проверяем на наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность систем высокого и редуцированного давления;
  • тестируем исправность работы звукового сигнализатора;
  • проверить исправность байпаса;
  • проверить давление воздуха в баллоне;
  • сведения о проведенном мероприятии вносим в журнал проверок № 1.

Проверка 2 СИЗОД

Цель: осуществляется согласно инструкции по эксплуатации в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии.

Периодичность: проводится не реже 1 раза в год.

Кем выполняется: владельцем защитного средства под руководством начальника.

  • проверить исправность маски;
  • исправность АП в целом;
  • наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность систем высокого и редуцированного давления;
  • исправность работы звукового сигнализатора;
  • проверить исправность байпаса;
  • исправность ЛА и клапана выдоха спасательного устройства;
  • герметичность соединения противогаза;
  • давление в баллоне и сделать запись в журнал проверок № 2.

Проверка № 3

После использования устройства проводится комплекс мер по проведению его гигиенической обработки.

Цель: промывка и дезинфекция.

Периодичность: проводится согласно графику, но не реже одного раза в год. Проверять нужно все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также нуждающиеся в полной дезинфекции всех узлов и деталей. Для новых устройств проверка впервые проводится после окончания гарантийного срока, установленного предприятием-изготовителем.

Кем выполняется: владельцем или инженером по ОТ.

  • проводим разборку, осмотр, промывку, очистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку дыхательного аппарата. Эти мероприятия проводятся в соответствии с руководством по эксплуатации на дыхательный аппарат;
  • проверку панорамных масок, легочного автомата, разъемов, редуктора, вентилей баллонов, спасательного и сигнального устройств (для АИР), включателя резерва воздуха и зарядного штуцера (для АСВ);
  • ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны и все резиновые уплотнительные прокладки и кольца, как правило, заменяются;
  • снаряжение дыхательного аппарата после полной сборки;
  • результаты указываются в журнале проверок № 3, графике, в карточке на устройство.

Ремонт

Эта процедура представляет собой комплекс мер, выполняемых для восстановления исправности и работоспособности СИЗОД и отдельных элементов устройства.

Указание на обязанность работодателя за счет собственных средств обеспечивать уход за СИЗОД, а также их ремонт и хранение содержится в п. 30 Межотраслевых правил…, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015).

Ремонт производится мастерами при выявлении неисправностей или в плановом порядке. Данные о проведенном ремонте вносятся в специальный журнал. Самостоятельный ремонт защитных средств владельцами запрещен.

Проверка 1 дыхательного аппарата на КУ-9В. Проверка СИЗОД.

Контрольная установка КУ-9В

Контрольная установка КУ-9В предназначена для контроля основных эксплуатационных параметров дыхательных аппаратов со сжатым воздухом на соответствие требованиям, изложенным в руководствах по эксплуатации дыхательных аппаратов и Приказа МЧС России от 09.01.2013 года № 3 «Об утверждении Правил проведения личным составом Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде», таких как: АП-98-7К, АП-2000, АП «Север», АП «Омега», АИР-98МИ, АИР-300СВ, ПТС+90D «БАЗИС», РА-90 Plus, Spiromatic QS, AIR-PAK 4.5 Fifty.

Основным назначением устройства КУ-9В является проверка СИЗОД, а именно дыхательных аппаратов используемых в чрезвычайных ситуациях (в частности при пожаре).

С помощью установки, возможно, создать и измерить избыточное и вакуумметрическое давления (0-1000 Па), а так же редуцированное давление в пределах от 0 до 1,5 МПа. КУ-9В позволяет провести испытания различных дыхательных устройств сертифицированных на территории Российской Федерации (например, АП Омега, АП 2000 и т.д.).

Проверка 1 дыхательного аппарата

Проверка 1 дыхательных аппаратов производится следующим образом:

1. Осуществляется осмотр устройства на предмет соответствия комплектации и отсутствия видимых дефектов. С этой целью выполняют ряд операций:

  • Отключают маску от автоматической дыхательной установки.
  • Тщательно осматривают с внутренней стороны подбородочную чашу.
  • Проверяют стекло и корпус маски, и другие элементы маски (подмасочник, клапаны дыхания, переговорного аппарата) на наличие возможных трещин и разрывов.

После этого осуществляют общий осмотр изделия (надежность крепления подвесного устройства, кислородных баллонов, работоспособность манометра). При этом обращают пристальное внимание на присутствие механических повреждений элементов аппарата.

2. На следующем этапе производится проверка работоспособности дыхательной автоматической установки, момент включения клапана выдоха и избыточного давления внутри маски. С этой целью выполняются следующие действия:

  • Отключить легочный автомат.
  • Кран кислородного резервуара установить в положение «открыто».
  • Переключить рычажок (4) на « – » и плавно сработать насосом, при этом моментом начала работы легочного аппарата является момент, когда начинает увеличиваться давление.
  • Рычаг (4) переключить на « + ». При этом постепенно наращивать избыточное давление, проверяя его прибором (9). Период, когда давление перестает возрастать, является моментом срабатывания клапана выдоха (10).

Для исправного аппарата избыточное давление должно варьироваться в пределах от 200 до 400 Па, при этом показатель включения клапана выдоха должен быть несколько выше, но не более 600 Па.

3. На третьем этапе производится снятие данных высокого, и редуцированного давлений и проверяется герметичность устройства:

  • Шланг устройства КУ-9В подключается к проверяемому аппарату.
  • Кран баллона устанавливается в положение «открыто». При этом баллон должен быть наполнен до рабочего давления.
  • Считываются данные о высоком давлении (наружный манометр дыхательного устройства) и показания редуцированного давления (манометр на КУ-9В). Значения должны быть в пределах от 0,45 до 0,9 МПа.
  • Кран баллона переводится в положение «закрыто» и секундомером замеряется время уменьшения высокого и редуцированного давления. За одну минуту давление не должно падать более чем на 2 МПа (аппарат герметичен).

4. Проверяется работоспособность устройство дополнительной подачи кислорода и показатель давления, при котором включается сигнализация:

Включается устройство дополнительной подачи кислорода нажатием соответствующей кнопки. В случае если слышен характерный звук издаваемый струей воздуха до включения сигнала. Система сигнализации считается работоспособной, если ее включение происходит при уменьшении давления до 5,5 МПа.

5. На заключительном этапе осуществляется проверка давления в баллоне. При открытии крана манометр должен показывать минимально 24,5 МПа.

Все полученные показания записываются в журнал регистрации проверок СИЗОД No1.