Назначение приборов безопасности подъемника

Назначение приборов безопасности подъемника

УСТРОЙСТВА И ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Типы устройств и приборов безопасности автомобильных подъемников и вышек

Подъемники и вышки предназначены для подъема людей на высоту. Поэтому к безопасности работы этих машин, их составных частей предъявляют высокие требования. На подъемниках установлены следующие приборы и устройства безопасности: система ориентации люльки (рабочей площадки), удерживающая люльку в вертикальном положении; конечные выключатели, ограничивающие зону обслуживания (угол раскрытия колен); блокировка подъема колен при невыставленных дополнительных опорах; блокировка подъема гидроопор при поднятом рабочем оборудовании; система аварийного спуска люльки для высадки рабочих при отказе гидросистемы; предохранительный клапан гидросистемы; гидрозамки гидроцилиндров; кнопки сигнала на верхнем и нижнем пультах управления; кнопки аварийного останова двигателя базовой машины из люльки и с нижнего пульта управления; ограничители грузоподъемности люльки, предохраняющие конструкцию подъемника от перегрузки; боковые ограничители люльки, останавливающие движение колен подъемника при его касании конструкции, у которой находится люлька. В последних конструкциях подъемников все устройства и приборы безопасности объединены в одну систему на электронной основе; данные о параметрах и положении подъемника выводятся на дисплей, обеспечивая максимальную информацию машинисту.

Ограничители в конструкции подъемников и вышек предназначены для ограничения углов поворота колен (верхнего, нижнего и среднего) с целью предотвращения поломок конструкции, а также в некоторых случаях для обеспечения про*чности и устойчивости подъемника, ограничения грузоподъемности.

На коленчатых подъемниках приборами безопасности ограничиваются углы раскрытия колен, а иногда и опрокидывающий момент для обеспечения устойчивости. Так, на подъемниках АГП-18 и АГП-22 есть система ограничения угла подъема верх-него колена, предотвращающая перегрузку нижнего колена н предупреждающая столкновение люльки с верхним коленом. Система представляет собой конечный выключатель в виде гидрораспределителя, смонтированного около оси подвеса люльки, и кулачок на оси подвеса люльки, воздействующий на него. При положении верхнего колена около 80° к горизонту люлька, снабженная системой ориентации в вертикальном положении и поворачивающаяся относительно верхнего Колена, приводит во взаимодействие кулачок и распределитель. При нажатии на распределитель блокируются все движения колен в сторону увеличения угла (напор соединяется со сливом). Угол раскрытия нижнего колена ограничивается или этой же системой, или ходом гидроцилиндра подъема нижнего колена (при повышении давления срабатывает предохранительный клапан).

На вышках ВТ-23 высоту выдвижения телескопа ограничивают, отключая коробку отбора мощности и, следовательно, лебедки телескопа. При достижении максимальной высоты выдвижения телескопа канат автоматического отключения натягивается и воздействует на механизм отключения коробки отбора мощности.

На некоторых подъемниках установлены ограничители нагрузки на пол люльки: при превышении нагрузки по сравнению с паспортной срабатывает конечный выключатель и подъем оборудования прекращается. При проведении технического освидетельствования подъемника с грузовыми испытаниями, этот ограничитель должен быть отключен.

В конструкции некоторых подъемников предусмотрены ограничители выдвижения телескопических колен. Как правило, это гидравлический золотник, срабатывающий при подходе телескопической секции к крайнему положению. Часто роль ограничителя крайних положений выполняет предохранительный клапан, срабатывающий при повышении давления при крайних положениях цилиндров выдвижения; предохранительный клапан может быть также ограничителем для механизмов выдвижения гидроопор и крайних положений колен в некоторых конструкциях подъемников и вышек.

Если в конструкции подъемника отсутствуют гидравлическое шарнирное соединение и вращающееся соединение электрооборудования, то для предотвращения перекручивания шлангов и кабелей при вращении поворотной части установлен ограничитель угла поворота платформы, обеспечивающий поворот на угол 270. 720° в каждую сторону.

Система ориентации люльки в вертикальном положении в большинстве случаев представляет собой систему тяг и цепей (канатов) и основана на принципе параллельности сторон параллелограмма. В более сложных конструкциях (с телескопическим коленом) использована система, состоящая из двух сообщающихся цилиндров (внизу на платформе и у люльки). В телескопических вышках (ТВ-26Е) применена система ограничения высоты выдвижения телескопа путем выключения двигателя автомобиля при выдвижении телескопа свыше 26 м. Система состоит из конечного выключателя, пусковой кнопки, соединительных проводов и включена в цепь зажигания автомобиля. При достижении телескопа верхнего максимального положения срабатывает конечный выключатель, который прикреплен к кронштейну на телескопе в верхней части первой трубы. При этом выключается зажигание автомобиля и включается звуковой аварийный сигнал.

Система ориентации люльки подъемника ПСГ-30 (рис. 73) обеспечивает горизонтальность ее пола во всем диапазоне зоны обслуживания при любом взаимном расположении колен. Система сдублирована, т. е. выполнена как две одинаковые автономные системы, причем при выходе из строя одной из них другая выдерживает полную нагрузку люльки.

Система ориентации — комбинированная, рычажно-блочного типа и состоит из звездочек 11 кронштейна люльки, поворачивающихся вместе с люлькой относительно оси 12. Двухрядные

звездочки 9 свободно вращаются на оси. Одна из звездочек соединена цепями со звездочками 11. Второй ряд звездочек соединен цепями 7 и штангами 6 через промежуточные звездочки 4, 5 с однорядными звездочками 3, свободно вращающимися на оси соединения колен вместе с кулисой 1. Кулиса штангой соединена с осью 15 поворотной рамы. Штанга поддерживается тремя качающимися рычагами, вращающимися на осях нижнего колена. Роль второго рычага пантографа выполняет само нижнее колено. Таким образом, нагрузка, поворачивающая люльку относительно оси через звездочки и штанги, будет передаваться поворотной раме, а пол люльки будет во всех положениях колен находиться в горизонтальном положении.

Блокировка подъема колен при невыставленных гидроопорах выполнена по такому же принципу. Движение нижнего или верхнего колен (давление на верхней части) возможно лишь тогда, когда выдвинуты гидроопоры и машина вывешена. При этом переключается золотник блокировки выносных опор и разъединяет напорную магистраль верхней части со сливом. Так же выполнена блокировка подъема дополнительных гидроопор: до тех пор, пока рабочее оборудование (нижнее колено) не будет уложено на опорную стойку и не сработает золотник блокировки, дополнительные опоры нельзя убрать в транспортное положение. Для опускания верхнего колена при отказе гидросистемы на нижнем пульте плавно открывают игольчатый вентиль. Скорость опускания регулируется степенью открытия вентиля. При опускании верхнего колена, управляя рукоятками распределителей поворота платформы и нижнего колена, соответственно поворачивают платформу и опускают нижнее колено, используя напор в магистрали от массы верхнего колена с люлькой.

В подъемниках некоторых конструкций для опускания люльки при аварийном отказе гидросистемы (остановке двигателя) используют ручной насос.

При движении подъемника по дорогам в результате длительных нагрузок возможно самопроизвольное выдвижение гидро-опор из-за внутренних утечек рабочей жидкости. Чтобы предотвратить это, в гидроподъемниках установлен вентиль, который дополнительно запирает полости цилиндров гидроопор. После транспортирования, перед установкой подъемника на опоры, вентиль открывают.

Рис. 73. Система ориентации люльки подъемника ПСГ-30:
1 — кулиса, 2, 12, 15 — оси, 3, 4, 5, В, 9, 11 — звездочки, 6, 14 — штанги, 7, 10, 13 — цели

Устройства аварийного спуска необходимы в тех случаях, когда во время работы подъемника возникают ситуации, при которых происходит внезапная остановка механизмов люльки с людьми, находящимися в ней на высоте. Причины могут быть разные: отказ двигателя базового автомобиля, разрыв шлангов или трубопроводов, выход из строя насоса и т. д., например, из-за отсутствия электроэнергии для питания подъемников от внешней сети, в частности прицепных.

Для этих случаев в конструкциях подъемников предусмотрены специальные устройства опускания люльки на землю для эвакуации рабочих, а также для убирания выносных опор и складывания подъемника, чтобы можно было транспортировать его на базу для ремонта.

Аварийный спуск устраивают следующими способами:

устанавливают специальный ручной насос, снабженный длинными шлангами с полумуфтами на концах для подключения к присоединительным муфтам приводов поворота платформы, подъема опор, опускания колен подъемника. Подкачивающий насос срабатывает значительно медленнее, но зато без динамики опустит колена и позволит вывести рабочих в безопасное место;

специальным ключом приоткрывают гидрозамок цилиндров подъема сначала нижнего колена, затем верхнего и гидроопор. Скорость опускания зависит от аккуратности и опыта машиниста и определяется зазором запорного клапана, приоткрытого специальным винтом;

устанавливают специальный аварийный вентиль, соединенный с поршневой полостью цилиндра (цилиндров) подъема нижнего колена. Открывая аккуратно вентиль, соединяют поршневую полость со сливной магистралью и медленно опускают колено; одновременно используют появившееся от массы колен давление в гидросистеме, рукоятками управления складывают колена в транспортное положение и поднимают выносные опоры.

Системы сигнализации рассмотрим на примере конструкции подъемника ПСГ-30 (ПГА-32).

Система предупредительной сигнализации срабатывает в крайних точках подъемника при его работе и состоит из семи мигающих фонарей желтого цвета. По одному фонарю закреплено на концах защитных кожухов выносных опор, два фонаря — справа и слева в верхней точке нижнего колена, один — на раме пола люльки. Мигающий фонарь люльки обращен рассеи-

вателем вниз. Мигающие фонари выносных опор включаются в момент включения электрических цепей управления подъемника, а нижнего колена и люльки — при опущенных выносных опорах.

Система аварийной световой и звуковой сигнализации, срабатывает при перегрузках люльки и столкновении ее с препятствием. При массе груза в люльке, превышающей 380 кг, включается защита от перегрузок, на пультах управления загораются мигающие красные лампы и звучит звуковой сигнал в прерывистом режиме. При массе груза свыше 400 кг красные лампы на пультах перестают мигать и горят постоянно, звуковой сигнал отключается, движение люльки прекращается. При случайном столкновении люльки с препятствием срабатывает автоматика защиты от столкновений, люлька останавливается, а на пультах загорается красная лампочка.

Система двусторонней громкоговорящей связи обеспечивает устойчивой телефонной связью пульт люльки и пульт управления поворотной рамы.

Книга: Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

4. Приборы и устройства безопасности

Главным назначением приборов и устройств безопасности является обеспечение безаварийной и надежной работы ГПМ, удобство их обслуживания и повышение производительности труда. Для обеспечения безопасности эксплуатации широко используются средства коллективной защиты: сигнализация, предохранительные ограничители и тормозные устройства, а также противопожарное оборудование и средства защиты от поражения электрическим током [7, 8].

Основные требования, предъявляемые к приборам и устройствам безопасности:

· прочность, надежность и безотказность прибора в работе;

· простота ремонта и регулировки;

· небольшие габариты и масса;

· автоматическое выключение, а затем включение механизмов вне зависимости от продолжительности остановки ГПМ;

· отсутствие возможности в переключениях или специальной регулировке в связи с изменениями режима работы ГПМ или нагрузки;

· возможность применения приборов различных конструкций.

Для безопасной эксплуатации механизма подъема устанавливаются следующие приборы и устройства безопасности:

· Ограничители грузоподъемности (грузового момента) предназначены для обеспечения безопасности работы ГПМ в случаях поломок отдельных элементов и механизмов от перегруза. Они автоматически выключают механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы в случае подъема груза, масса которого превышает допустимую грузоподъемность (для данного вылета). Превышение грузоподъемности может быть не более чем на 10% для стреловых, башенных и железнодорожных кранов, на 15% для портальных кранов и на 25% для кранов мостового типа. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должна быть возможность опускания груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

Ограничители грузоподъемности бывают:

Механического типа (ОГБ-2; ОГБ-3, ОНК-М). Они устанавливаются на кранах с неизменной длиной стрелы и состоят из датчика усилия, датчика угла; блока управления и панели сигнализации. Работа ограничителя основана на принципе сравнения усилия, измеряемого датчиком усилия, установленном в стрелоподъемном механизме, с предельно допустимой величиной усилия, задаваемой датчиком угла, который связан со стрелой. Если рабочее усилие превысит предельно допустимое для данного вылета, происходит срабатывание ограничителя, т.е на панели сигнализации загорается красная лампочка и подается команда на исполнительный механизм, который отключает механизмы подъема груза и опускания стрелы.

Микропроцессорные. Обладают большими техническими и информационными возможностями. Эти приборы в комплексе позволяют выполнять несколько функций безопасности, таких как ограничение грузоподъемности, ограничение перемещений конструкций крана вблизи ЛЭП и различных препятствий, регистрировать в блоке памяти параметры работы ГПМ. Наибольшее распространение получили следующие типы приборов: ОНК-140; ОНК-160; ОГМ-240. Принцип действия ограничителя основан на последовательном опросе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков первичной информации в цифровой код, определение угла наклона и длины стрелы, расчете цифровыми методами вылета, высоты подъема и фактического веса груза с последующим сравнением с предельно допустимыми значениями, заложенными в память ограничителя в виде грузовых характеристик. Выбор грузовой (защитной) характеристики, т.е. соотношение между весом груза и вылетом, производится ограничителем в зависимости от режима работы и вида стрелового оборудования. При превышении допустимой нагрузки при данном вылете формируются исходные команды управления блокировочными устройствами.

Указатели грузоподъемности. У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета стрелы, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности. Это устройство содержит шкалу (табло) со стрелкой, по которой крановщик может определить допустимую массу груза при данном угле наклона стрелы. Указатель должен быть отчетливо виден с рабочего места крановщика. У современных ГПМ указатель грузоподъемности, как правило, входит в состав микропроцессорного ограничителя грузоподъемности.

· Концевые выключатели. Концевой выключатель представляет собой аппарат с электрическими контактами, при размыкании которых прерывается цепь электродвигателя и тормозного привода непосредственно или при помощи вспомогательной цепи управления. Концевые выключатели подразделяются на рычажные и шпиндельные. Рычажные выключатели обеспечивают одностороннее ограничение; для двустороннего ограничения требуется два выключателя. Выключатель срабатывает от прикосновения рычага с упором движущегося механизма. Шпиндельные выключатели соединяются с вращающимися валами механизмов и применяются для двустороннего ограничения.

Концевые выключатели устанавливаются на ГПМ для защиты перехода механизмов за предельные положения. Некоторые краны не могут начать движение на первой позиции (скорости) контроллера. Поэтому дальнейшее движение в том же направлении допускается для механизма передвижения мостового крана при подходе к посадочной площадке с наименьшей скоростью, допускаемой электрической схемой. В этом случае под наименьшей скоростью следует понимать минимальную скорость движения, допускаемую электрической схемой управления после трогания крана с места.

· Ограничитель механизма подъема груза или стрелы. Представляет собой концевой выключатель с ограничительной скобой (КВ), установленный не менее 200 мм от крайнего верхнего положения грузозахватного органа. При упоре крановой подвески в ограничительную скобу включается КВ и движение грузозахватного органа вверх прекращается. Механизм подъема грузозахватного органа будет работать только на опускание. Если при установке КВ на ГПМ будет уменьшено расстояние между крюковой подвеской и рычагом КВ, то при подъеме груза КВ, из-за инертности пружины может не сработать и канат подтянет крюковую подвеску до упора и может произойти обрыв и падение крюковой подвески (груза) в зоне работы.

Если по условиям эксплуатации требуется опускать груз ниже уровня указанного в паспорте, то в механизме подъема устанавливается ограничитель нижнего положения крюковойподвески (отключает механизм при условии намотки 1,5 витков каната на барабан).

· Другие устройства безопасности:

У ГПМ с электроприводом должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети. Такая защита обеспечивается, как правило, применением в механизмах тормозов нормально замкнутого типа, которые автоматически срабатывают при обрыве фаз или отключении электропитания. В наиболее ответственных случаях используется устройство защиты от обрыва фаз (УЗОФ).

У стреловых кранов с гибкой подвеской стрелы (с помощью стреловых канатов) должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы. Башенные краны должны быть оснащены такими устройствами в случае, если при минимальном вылете угол наклона стрелы превышает 70°.

Оградительные средствазащиты применяют для исключения доступа к легкодоступным, находящимся в движении или под напряжением электрического тока частям ГПМ. Ограждают все виды передач (зубчатые, цепные и т. п.), соединительные муфты и барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, валы механизма передвижения кранов и других систем (если последние расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала). Ограждению подлежат также открытые токоведущие части.

При эксплуатации ГПМ применяются, кроме того, системы сигнализации. Они могут быть двух типов. Это сигнальная окраска подвижных элементов грузоподъемного оборудования, габаритов транспортных проемов, перепадов в плоскости пола, ограждений, углов стен, люков, в полу, ступеней лестниц, а также звуковая предупредительная сигнализация на кранах, управляемых из кабин или с пульта.

Требования безопасности к электрооборудованию кранов. Электрооборудование ГПМ включает электродвигатели, механизмы и аппараты управления, системы освещения, отопительные приборы, а у кранов с электромагнитными грузозахватами – системы питания электромагнитов.

Подвод тока к электродвигателям может осуществляться при помощи троллеев, выполненных из стального проката или проволоки круглого сечения, гибких кабелей и кольцевых токоприемников (при питании вращающихся механизмов). Ограниченность применения гибких кабелей связана с тем, что их можно использовать лишь в машинах, перемещающихся на небольшие расстояния и с малой скоростью. Подача напряжения от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство, с помощью которого можно снять напряжение. Так как в результате пробоя изоляции возможно появление напряжения на элементах конструкции, не находящихся под напряжением, их обязательно заземляют.

Спецификой систем заземления является использование в качестве заземляющих устройств подкрановых путей (там, где они имеют место) и специальных цепных устройств, скользящих у кранов на автомобильном ходу по земле или по дорожному покрытию. При восстановлении напряжения сети после очередного отключения электропитания используют специальную (нулевую) защиту.

Противопожарное оборудование. Во всех помещениях, где размещаются, технически обслуживаются, ремонтируются ГПМ, а также в кабинах крановщиков должны быть установлены углекислотные огнетушители.

Приборы безопасности пломбируются после изготовления, ремонта, наладки ответственными специалистами в целях исключения доступа и вывода приборов из строя посторонними лицами.

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |

Книга: Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин

Системы безопасности грузовых подъемников

Почему важно, чтобы на грузовом подъемнике были установлены системы безопасности?

Выбирая грузовой подъемник важно помнить, что он должен быть не только недорогим и подходящим по параметрам, но, также, безопасным и долговечным.

Конструкторским отделом нашей компании разработаны подъемники, которые оснащены всеми необходимыми системами безопасности.

Ловитель. Ловители устанавливаются на кабине грузового подъемника. При аварийной ситуации они захватывают направляющие и, останавливая, прочно удерживают на них подвижные части подъемника на любой высоте шахты. Ловители бывают двух видов: резкого торможения и плавного торможения. Основное различие между ними – скорость торможения в экстренной ситуации. Также есть различия и в конструкции. Однако, по эффективности они идентичны. На грузовых подъемниках типа МШ, ГШ, М мы устанавливаем ловители резкого торможения. На малогрузовых подъемниках типа МШ и ГШ, как правило, устанавливаются ловители плавного торможения.

Рис.1 — Ловитель плавного торможения

Рис.2 — Ловитель резкого торможения

Ограничитель грузоподъемности. Основная функция ограничителя грузоподъемности предотвратить поломку привода грузового подъемника, в частности перегорание электродвигателя привода, к которому может привести выход режима работы электропривода за допустимые значения (перегруз). Ограничители грузоподъемности устанавливаются на грузовые подъемники приводом которых является таль канатная электрическая. Ограничители грузоподъемности бывают двух видов: электромеханические и цифровые. Мы используем электромеханические ОГП, т.к. они более надежные и долговечные.

Рис.3 — Механический ОГП

Рис.4 — Цифровой ОГП

Ограничители вертикального перемещения грузовой клети (аварийные концевые выключатели).Ограничители вертикального перемещения тали предназначены для отключения механизма подъема груза при достижении грузовой кабины соответствующего крайнего положения по высоте (крайний верхний и крайний нижний этаж). При возникновении неисправности основных этажных выключателей, в момент, когда клеть движется по шахте или мачте грузового подъемника, происходит срабатывание аварийного концевого выключателя, который разрывает основную цепь безопасности, отключает таль электрическую и соответственно останавливает движение клети.

Рис.5 — Ограничитель вертикального перемещения

Узел слабины троса (каната).Он контролирует натяжения каната и, при малейшем ослаблении, происходит отключение работы электродвигателя и подъемника в целом. Ослабление натяжения троса является первым признаком механического дефекта каната – обрыва. Узел контроля слабины троса устанавливается на грузовые подъемники с канатным приводом, полиспаст которого 2/1. Эта система безопасности позволяет защитить электропривод от выхода из строя в аварийных ситуация работы грузового подъемника.

Рис.6 — Узел контроля слабины троса

Датчик срабатывания ловителя. Датчиком срабатывания ловителя – является концевой выключатель, установленный на подвесе ловителя и подключённый в общую схему безопасности. При срабатывании ловителя, концевой включатель разрывает цепочку безопасности грузового подъемника и останавливает его работу. Датчиком оснащаются грузовые подъемники типа ГШ, МШ, М в конструкции которых предусмотрен ловитель.

Рис.7 — Узел концевого выключателя

Комплексная система защиты от проникновения в шахту. Мы используем для защиты от проникновения в шахту автоматическую блокировку дверей шахты грузового подъемника. Эта система безопасности предотвращает открытие дверей и проникновение в шахту в следующих случаях:

— во время движения клети грузового подъёмника;

— когда кабина находится на другом этаже (остановке).

Также с помощью автоматической блокировки дверей шахты предотвращается использование грузового подъемника с открытыми дверями шахты.

Аварийная кнопка «Стоп» на кнопочном посте правления. Предназначена для экстренного ручного отключения механизмов или его движущихся частей, т.е. для остановки грузового подъемника, в случае возникновения нештатных аварийных ситуаций. Кнопкой «Стоп» разрешается пользоваться только при экстренной остановке или для отключения всех движений, которые могли бы привести к созданию опасного положения, связанного с работой грузового подъемника.

Рис.8 — Аварийная кнопка «Стоп»

Реле контроля фаз. Это устройство, предназначенное для защиты электродвигателя или электроустановки, питаемой от трёхфазной сети, в случаях:

  • Отсутствия хотя бы одной из фаз («обрыв фазы»);
  • Уменьшение напряжения ниже установленного;
  • Увеличение напряжения выше установленного;
  • Неверного порядка подключения фаз;
  • Обрыва нулевого провода (в отдельных конструкциях);
  • Не симметрии токов и напряжений («перекоса» фаз).

Реле контроля фаз устанавливается в шкаф управления грузовых подъемников, имеющих питающее напряжение 380В.

Рис.9 — Реле контроля фаз

Тепловое реле. Тепловое реле защищает электродвигатели от токовой перегрузки. При повышении допустимой величины потребляемого тока реле отключает цепь. Возможно использование реле для защиты цепей и источников питания от перегрузки по току и короткого замыкания. Тепловое реле устанавливается в шкаф управления грузовых подъемников, имеющих питающее напряжение 22В или 380В.

Рис.10 — Тепловое реле

Частотный преобразователь. Частотный преобразователь изменяет частоту электрического тока (напряжения). Их используют для плавного регулирования скорости двигателя. Частотный преобразователь позволяет медленно начинать движение грузовой лети с постепенным увеличением скорости и плавно замедляться до полной остановки.

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
  3. Назначение приборов безопасности на грузоподъёмных кранах: виды устройств

Какими устройствами безопасности оснащены грузоподъёмные краны

Механизированные подъёмно-транспортные операции требуют неукоснительного соблюдения правил безопасности (нормативы ГОСТ 34463.1-2018). Помочь оператору грузоподъёмной машины призваны приспособления, проверка исправности которых – одно из условий безопасной эксплуатации техники.

Системы защиты грузоподъёмных кранов

Различают специализированные устройства безопасности и вспомогательные узлы. При неудовлетворительном состоянии этих узлов работа возможна ограниченное время, и при условии, что приняты альтернативные меры предосторожности. Приборы безопасности грузоподъёмных кранов не должны подменять собой субъективные решения оператора.

К средствам защиты относятся:

  1. Индикаторы уровня (кроме портальных и плавучих кранов на баржах, судах или понтонах).
  2. Стреловые упоры (исключая устройства с гидравлическим приводом).
  3. Системы блокировки тормозов и остановов.
  4. Встроенные удерживатели на гидравлических домкратах и стабилизаторах выносных опор.
  5. Зажимы, упоры для оборудования на рельсах (кроме портальных агрегатов).
  6. Звуковые сигнализаторы встроенного типа, доступные для крановщика.

Аппаратура управления кранами разных типов относится к двум категориям, в зависимости от продолжительности безотказной работы до следующего осмотра или ремонта. Для вспомогательных приборов безопасности категории I интервалы между осмотрами/проверками составляют семь календарных дней. Для изделий категории II предельный диапазон эксплуатации без контроля не может превышать 30 календарных дней.

Обратите внимание! За соблюдением сроков регламентного обслуживания следит специалист, имеющий профильное образование.

Категория I приборов и устройств безопасности грузоподъёмных кранов представляет следующую аппаратуру:

  • Устройства ограничения подъёма;
  • Электромеханические лимитатеры вылета стрелы;
  • Автоматические антиблокирующие агрегаты;
  • Средства защиты от двойной блокировки (исключение – краны с решётчатыми конструкциями, а также машины с грейферами, магнитной шайбой, ковшовые).

Оперативные средства, которые входят в категорию II:

  • Контроллеры угла/вылета стрелы;
  • Датчики угла гуська;
  • Индикаторы длины телескопической стрелы, когда номинальная грузоподъемность зависит от её длины;
  • Системы для взвешивания грузов;
  • Автоматической защиты от перенапряжения привода;
  • Корректировщики грузового момента;
  • Датчики положения выносных опор или стабилизаторов (для мобильных кранов);
  • Индикаторы вращения барабана наматывателя, если визуальный контроль невозможен с рабочего места крановщика.

Размещение приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу башенного крана:

  1. Прибор сигнализации и отключения крана вблизи линий электропередач.
  2. Анемометр.
  3. Датчик усилий ограничителя грузоподъемности.
  4. Датчик ограничителя угла подъема стрелы.
  5. Концевой выключатель ограничителя высоты подъема крюка (груза)
  6. Звуковой сигнал
  7. Концевой выключатель ограничителя поворота башни
  8. Панель сигнализации ограничителя грузоподъемности
  9. Релейный блок ограничителя грузоподъемности
  10. Концевой выключатель ограничителя передвижения крана
  11. Инвентарная путевая линейка
  12. Тупиковые упоры
  13. Противоугонные устройства

Защитные системы мостовых кранов

Приборы и устройства безопасности мостовых кранов необходимы для безопасного перемещения грузов по производственным участкам. Визуальный контроль всей зоны обслуживания производится с рабочего места. В цехах горячей обработки это невозможно из-за установленных станков, выделений избыточного тепла и дыма. Поэтому совершенствованием средств защиты, возможно, установить и повышенную безопасность обслуживания мостовых кранов.

Сложные участки — железнодорожный ввод, где двигающийся с вагонами локомотив затрудняет наблюдение из кабины крановщика, а также действующие подъёмники вертикального типа, устанавливаемые у рабочих мест.

Стоит перечислить средства управления рассматриваемыми устройствами:

  1. Подключённые к цеховым компьютерам беспроводные датчики удалённого мониторинга и диагностики.
  2. Автоматизированные приводы для контроля интенсивности движения.
  3. Дистанционное управление.
  4. Системы предотвращения столкновений (для цехов с двухуровневым расположением подъёмно-транспортного оборудования).
  5. Детекторы перегрузки и положения.

Агрегаты оснащаются страховочными тросами и дорожками, назначение которых заключается в предохранении людей от падения с высоты. Они прокладываются на безопасном расстоянии вдоль троллѐй, чтобы гарантировать счастливый билет на жизнь даже практиканту ПТУ.

Указанные системы обязательны, если предельная высота работ:

  • 1200 мм – промышленность;
  • 1500 мм – судостроение;
  • 1800 мм – строительство;
  • 2400 мм – перегрузочные операции в портах и на станциях.

Защитные устройства на мобильных кранах

Номенклатура и тип предохранительного устройства на кране автомобильном (обязательный перечень):

  1. Контроллер от перегрузки.
  2. Ограничитель хода.
  3. Предохранительные устройства.
  4. Аварийные приспособления.
  5. Механизмы, предотвращающие опасное действие на окружающую среду.

При конструировании и тестировании новой модели должны соблюдаться стандарты безопасности. Нужно проверить работу защитных механизмов. Эксплуатация доверяется опытным специалистам (подобные виды услуг закладываются в договоры на поставку).

Ограничитель крутящего момента, имеющийся на агрегате – это усилитель деформации, в котором используется дугообразная стальная пластина. Она преобразует продольную деформацию верхнего пояса в поперечную деформацию стальных пластин. В результате гибкий контакт исполняет противоперегрузочную и противоамплитудную функции.

Ограничитель подъёмного веса представляет собой силоизмерительное кольцо, жёстко связанное с направляющим роликом подъёмного троса или плунжера. При изменении нагрузки кольцо деформируется и подключается к различным управляющим триггерам.

Ограничитель веса решает две основные задачи:

  • Определяет скорость подъёма блока, когда нагрузка достигнет заданного значения;
  • Отключает мощность подъёмной цепи, если усилие превышает значение, допустимое для данной конструкции.

Действие всех защитных устройств направлено на то, чтобы автокран поднимал лёгкий груз на высокой скорости, а тяжёлый груз – на низкой. В случае перегрузки привод незамедлительно отключается.

Регламентные операции по обслуживанию техники выполняются структурами, которые располагают нужными измерительными и испытательными технологиями.

4.Приборы и устройства безопасности подъемников.

( См.билет 6/4)

БИЛЕТ № 26.

1.Требования безопасности к оборудованию, механизмам, инструменту.

Оборудование, механизмы, средства малой механизации, ручной инструмент (механический, пневматический, гидравлический, электрический), используемые при работе на высоте, должны: а) отвечать по своим техническим параметрам требованиям безопасности, а вновь приобретенные должны иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности; б) содержаться в технически исправном состоянии; в) использоваться по назначению (на тех видах работ, для которых они предназначены). г) использоваться работниками, имеющими соответствующую подготовку и допуск к работе с ними; д) быть оборудованными защитными устройствами (ограждениями, кожухами и т.п.).2.Требования безопасности к применению СИЗ.

Обеспечиваются следующими средствами индивидуальной защиты:

специальной одеждой в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов;

касками для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции;

очками защитными, щитками, защитными экранами для защиты от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения и т. п.;

защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами для защиты рук;

специальной обувью соответствующего типа при работах с опасностью получения травм ног;

средствами защиты органов дыхания от пыли, дыма, паров и газов;

индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;

предохранительными поясами с независимо закрепленными стропами для защиты от падения с высоты;

спасательными жилетами и поясами при опасности падения в воду;

сигнальными жилетами при выполнении работ в местах движения транспортных средств

1. К средствам индивидуальной защиты от падения с высоты относятся:

а) предохранительные пояса

б) предохранительные полуавтоматические верхолазные устройства типа ПВУ-2;

в) ловители с вертикальным канатом или с другими устройствами;

г) канаты страховочные, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.107-82;

д) каски строительные, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.087-84.

Средства индивидуальной защиты от падения с высоты как отече­ственные, так и приобретенные за рубежом, должны иметь сертифика­ты качества.

3.Требования безопасности к рабочему месту.

( См.билет22/1)

4.Обязанности работника, выполняющего работы из люльки, во время работы.

ОТВЕТ: Во время работы подъемника рабочий люльки обязан:

— не садиться и не вставать на перила люльки, не перевешиваться за перила, внимательно наблюдать за верхними и боковыми препятствиями;

— не устанавливать на пол люльки предметы для увеличения зоны работы;

— следить за тем, чтобы масса груза в люльке не превышала номинальную грузоподъемность подъемника;

— работать на безопасном расстоянии (не менее 0,5 м) и без дополнительных нагрузок на колено стрелы;

— прекращать работу при неисправных приборах безопасности (ограничитель предельного груза, концевые выключатели, следящая система ориентации люльки в горизонтальном положении и др.);

— не работать при грозе, дожде, тумане и снегопаде, затрудняющих видимость, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника;

— не работать при недостаточном освещении (менее 20 лк);

— следить за безопасным перемещением и в случае опасности сигнализировать машинисту или производить остановку двигателя с пульта управления, установленного в люльке;

— работать только по наряду-допуску при установке подъемника на расстоянии менее 30 м от максимально выступающей части стрелы до крайнего провода линии электропередачи напряжением более 42 В;

— не сбрасывать из люльки, находящееся в ней предметы

Назначение приборов безопасности подъемника

1. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих работы из люльки подъемника (далее — Инструкция), устанавливает общие требования безопасности для работников, выполняющих строительно-монтажные, ремонтно-строительные и другие работы из люльки (рабочей платформы) самоходных (автомобильных, на специальном шасси, пневмоколесных, тракторных, гусеничных), железнодорожных, прицепных подъемников и вышек (далее — подъемники).

2. Работники, выполняющие работы из люльки подъемника (далее — работники), помимо требований настоящей Инструкции обязаны также соблюдать требования безопасности, изложенные в инструкциях по охране труда для соответствующих профессий и видов работ.

3. К работе из люльки подъемника допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию по профессии (специальности), прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований, соблюдение которых входит в их квалификационные (должностные) обязанности.

4. Допуск работников к самостоятельной работе из люльки подъемника осуществляется руководителем организации (ответственным лицом за безопасное производство работ подъемниками) и оформляется приказом (распоряжением) или записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

5. Управление подъемником с пульта управления, находящегося в люльке подъемника, может осуществлять только работник, прошедший в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющий соответствующую запись в удостоверении по охране труда.

6. При выполнении работ из люльки двумя работниками один из них назначается старшим.

7. Работники обеспечиваются защитными касками, предохранительными поясами, испытанными в установленном порядке, другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами для конкретных профессий и производимых работ.

8. Работники должны быть обеспечены ящиком или сумкой для инструмента.

9. В процессе работы на работников возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: повышенная запыленность, загазованность, влажность воздуха рабочей зоны; повышенная скорость ветра в рабочей зоне подъемника; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; стесненные условия работы; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; недостаточная освещенность рабочей зоны; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; движущийся подъемник и его рабочие органы; падение подъемника, предметов и грузов.

10. Работники обязаны:

  • соблюдать требования охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка;
  • знать и выполнять: требования настоящей Инструкции; безопасные приемы работы, установленные в проектах производства работ, технологических картах, инструкциях по охране труда для конкретных профессий и видов выполняемых работ; мероприятия, предусмотренные нарядом-допуском;
  • знать: технические характеристики эксплуатируемого подъемника (максимальную высоту подъема, грузоподъемность, наибольший вылет стрелы и другое); назначение механизмов и приборов безопасности подъемника, факторы, влияющие на устойчивость подъемника и причины потери устойчивости; установленный порядок обмена сигналами согласно приложению к настоящей Инструкции; порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;
  • выполнять указания ответственного лица за безопасное производство работ подъемниками;
  • уметь оказывать первую помощь потерпевшему при несчастном случае;
  • знать и соблюдать правила личной гигиены;
  • сообщать ответственному лицу за безопасное производство работ подъемниками или вышестоящему руководителю обо всех происшедших несчастных случаях на производстве, о ситуациях, которые создают угрозу для жизни и здоровья окружающих людей, или об ухудшении состояния своего здоровья;
  • правильно использовать предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случаях их отсутствия ставить в известность об этом ответственное лицо за безопасное производство работ подъемниками (непосредственного руководителя).

11. При выполнении работ из люльки подъемника на пожароопасных и взрывоопасных объектах работники обязаны соблюдать установленный порядок ведения работ и действий в случаях аварий на данных объектах.

12. Работникам запрещается производить работы, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

13. Работники обязаны отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья их и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении им средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

14. За нарушения требований настоящей Инструкции работники привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

15. Перед началом выполнения работ работники обязаны:

  • надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты с учетом характера производимых работ;
  • получить задание от ответственного лица за безопасное производство работ;
  • при выполнении строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ ознакомиться с проектом производства работ, технологической картой под роспись;
  • получить наряд-допуск на проведение работ, требующих осуществления организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством, пройти целевой инструктаж по охране труда;
  • проверить совместно с машинистом исправность системы аварийного опускания люльки, ограждения и настила люльки. При необходимости настил люльки очистить и освободить от посторонних предметов.

16. Перед началом выполнения работы работники обязаны убедиться, что:

  • рабочая площадка, на которую установлен подъемник, спланирована; основание площадки выровнено и уплотнено (при необходимости); подъемник находится вне зоны случайного падения предметов с высоты и установлен на все выносные опоры (при их наличии);
  • расстояние между поворотной частью подъемника при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами (оборудованием) не менее 1 м;
  • при установке подъемника в охранной зоне воздушной линии электропередачи люлька подъемника при выдвижении находится на безопасном расстоянии от проводов;
  • установка подъемника вблизи выемки (котлована, траншеи, канавы) с неукрепленными откосами произведена за пределами призмы обрушения грунта;
  • рабочая зона подъемника достаточно освещена;
  • опасная зона обозначена сигнальным ограждением и (или) знаками безопасности и в ней отсутствуют посторонние лица.

17. Вход в люльку работников допускается только при установке ее в положение «посадка». Войдя в люльку, работники обязаны закрыть вход в нее на запорное устройство, закрепиться стропом предохранительного пояса за предусмотренное конструкцией подъемника для этой цели устройство (ограждение люльки) и подать сигнал машинисту о готовности к подъему на необходимую высоту.

ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

18. Во время работы работник обязан:

  • входить и выходить из люльки только при полной остановке подъемника в положении «посадка». При использовании люльки подъемника как средства доставки работника для выполнения работ в зоне обслуживания работнику разрешается выходить из люльки при соблюдении мер безопасности, изложенных в проекте производства работ, в технологической карте, и под руководством ответственного лица за безопасное производство работ подъемниками;
  • работать стоя на настиле люльки;
  • поддерживать непрерывно связь с машинистом при подъеме люльки до 10 м — голосом, от 10 до 22 м — знаковой сигнализацией, более 22 м — радиотелефонной связью (переговорным устройством);
  • следить, чтобы масса груза в люльке не превышала установленную организацией — изготовителем подъемника величину;
  • пользоваться аварийным остановом двигателя только в аварийных (экстренных) случаях;
  • прекратить работу при выходе из строя (поломке) приборов безопасности, а также получив сигнал машиниста (сигнальщика) о прекращении работы;
  • следить за безопасным перемещением люльки и в случае опасности сигнализировать машинисту или произвести остановку люльки с установленного в ней пульта управления;
  • производить работы по наряду-допуску при установке подъемника на расстоянии 30 м (40 м — для линий напряжением 750 кВ) и менее от выдвижной части подъемника в любом ее положении, а также от люльки до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением более 42 В;
  • использовать инструмент с соблюдением мер безопасности, исключающих его падение.

19. Работникам запрещается:

  • производить работы из люльки при скорости ветра 10 м/с и более с подъемом люльки на высоту 10 м и более, грозе, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена, а также при температуре окружающей среды, ниже указанной организацией — изготовителем подъемника;
  • садиться или вставать на перила люльки, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы, перевешиваться за ограждение люльки;
  • сбрасывать из люльки, находящейся на высоте, инструменты, приспособления и грузы;
  • находиться в люльке при перемещении подъемника из одного места на другое, если это не предусмотрено эксплуатационными документами;
  • производство работ без применения защитных касок, предохранительных поясов, других необходимых с учетом характера производимых работ средств индивидуальной защиты.

20. Во время работы, при подъеме и опускании люльки вход в нее должен быть закрыт на запорное устройство.

ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

21. При внезапной остановке механизмов подъемника люльку опускают при помощи системы аварийного опускания люльки.

22. Эвакуация работников из люльки при ее аварийной остановке на высоте производится согласно руководству по эксплуатации подъемника.

23. При несчастном случае на производстве необходимо: быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения; сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя.

24. При авариях подъемника и несчастных случаях на производстве следует обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

25. После окончания работы работники обязаны:

  • подать сигнал машинисту на опускание люльки;
  • после снижения люльки в положение «посадка» отстегнуть предохранительный пояс и выйти из люльки;
  • убрать из люльки инструмент, приспособления, материалы, мусор и запереть дверь люльки (при ее наличии) на запорное устройство;
  • привести в порядок и убрать в места хранения инструмент и средства индивидуальной защиты.