Виды и основные задачи пожарной охраны

На какие виды подразделяется пожарная охрана

Одна из главных функций госорганов — ответственность за противопожарную безопасность имущества, природных ресурсов, людей и самих территорий, поэтому регулирование в этой области есть его прямая обязанность. В 1994 году издан закон на основе Конституции РФ. Сегодня все нормативы, виды пожарной охраны, круг проблем, организация и прочие профильные вопросы регулируются 69-ФЗ. Противопожарная безопасность – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают общую защищенность от пожаров: от конкретного объекта до страны в целом. Один из них – это пожарная охрана, которая состоит их многочисленных частей, управляющих органов, конструкторских и других функциональных подразделений.

Виды подразделений пожарной охраны

ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная;
  • добровольная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • ведомственная.

Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.

Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.

Государственные части

Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:

  • выработка программ по предотвращению ЧС и их реализация, повышение уровня защищенности территорий, предприятий, городов и прочих объектов;
  • формирование надзора на госуровне, его координация и реализация;
  • непосредственная работа во время чрезвычайных ситуаций и выполнение спасательных действий;
  • подготовка специалистов.

На заметку! В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение – ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.

ГПС – это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.

Добровольные отряды

Самая большая структура в составе ГПС – это федеральные силы, они состоят:

  • центральный аппарат, решающий стратегические и оперативные задачи, он управляет подразделениями и координирует действия отдельных структур между собой;
  • структурные подотделы, который из которых отвечает за свой круг задач: гражданская оборона, ликвидация последствий, профилактические мероприятия, проводимые в регионах России;
  • Госпожарнадзор;
  • научные, технические учреждения и образовательные;
  • объектовые части, отвечающие за проведение профилактические мероприятия и непосредственные действия при возгораниях на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • части, обслуживающие по противопожарной безопасности закрытые, режимные, специальные организации и предприятия, включая армейские и военизированные структуры;
  • территориальные части, контролирующие пожарную безопасность в населенных пунктах;
  • организационное подразделение, занимающееся организационными вопросами, согласно нормативным документам.

Добровольные подразделения

К этому виду относятся все средства профилактики и пожаротушения, которые созданы по частной инициативе обычных людей и предприятиями. Такие объединения формируются преимущественно в тех местах, где нет иных видов охраны. Часто частные силы организуются в зонах высокой пожароопасности, например, в лесной зоне в жаркое лето. Добровольные отряды включены в раздел законодательства, в котором рассматривается вопрос, на какие виды подразделяется пожарная охрана. Финансирование таких подразделений может быть частным или смешанным. По сути, эта служба является формой заботы населения о безопасности, которая определяется, как социально-значимые работы. Их устанавливает руководство городов, поселков, сельских поселений. Действия добровольных отрядов базируются на положениях «Гражданской обороны». Они могут создаваться на определенный срок.

Службы муниципального статуса

Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:

  • части, которые формируются непосредственно для тушения возгораний в районах, городах, поселках и сельской местности, они же занимаются профилактикой предупреждения пожаров;
  • отделы, которые контролируют конкретные объекты, в их обязанности так же входят те же обязанности.

Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:

  • реализация профилактических мероприятий на конкретном муниципалитете;
  • ликвидация возгораний;
  • спасательные действия в отношении людей и их имущества.

Частные пожарные отряды

Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.

Ведомственные силы пожарных

Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:

  • регламенты службы;
  • караульные графики;
  • инструктажи;
  • техсредства пожаротушения;
  • спецтехника;

регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.

На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.

Резюмируем

Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:

  • Правительство РФ;
  • МЧС;
  • прочими ведомствами.

Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.

Основные задачи противопожарной службы

Государство обязано обеспечивать пожарную безопасность. Это одна из главных функций. Для выполнения предусмотрен комплекс действий, есть соответствующая служба, входящая в состав МЧС РФ. Государственная противопожарная служба. Подразделения ежедневно борются с огнем, личный состав рискует жизнью, спасая граждан.

Рассмотрим основные задачи пожарной охраны. Узнаем о функциях. Выясним, какие профилактические меры предпринимаются в противостоянии с огнем.

  1. Что такое пожарная охрана
  2. История
  3. Назначение
  4. Функции
  5. Виды пожарной охраны
  6. Государственная
  7. Муниципальная
  8. Ведомственная
  9. Частная
  10. Добровольная
  11. Основные задачи
  12. Профилактика
  13. Спасение людей и имущества
  14. Тушение пожара
  15. Другие
  16. Выводы

Что такое пожарная охрана

Это совокупность органов, служб, обеспечивающих предупреждение возгораний, ликвидацию последствий. Структура проводит аварийно-спасательные работы, реагирует на вызовы граждан.

История

Пожарная служба появилась давно. Она отличалась от сегодняшней. Основные принципы заложены царем Алексеем Михайловичем. Он издал «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649 года. В этот период зародилась пожарная охрана.

В документе говорилось, что караульный состав должен получать вознаграждение, объезжать город с целью профилактики, наказывать тех, кто нарушил закон. Создание службы стало оправданным, подобные подразделения начали появляться по всему Российскому Государству.

Назначение

Пожарная охрана защищает население, объекты от возгорания. Она занимается организацией профилактических мероприятий, чтобы минимизировать возможность появления огня.

Структура предназначена для тушения пожаров любых типов и сложности.

Функции

Основные задачи противопожарной службы:

  • ликвидация очагов возгорания;
  • ведение работ по спасению людей, имущества;
  • взаимодействие с подразделениями при тушении пожара.

Также в функции ПО входит налаживание бесперебойной связи с медицинскими службами, коммунальщиками.

Виды пожарной охраны

В состав входят различные подразделения. Они выполняют возложенные на них обязанности. Защищают население от огня, последствий ЧС.

Рассмотрим подробно виды и задачи пожарной охраны.

Государственная

В ГПС входят Федеральная и службы субъектов РФ. Основные функции следующие:

  • разработка и реализация программ, позволяющих предотвращать ЧС. Повышение уровня безопасности на предприятиях в городах и других объектах;
  • формирование, координация, выполнение Государственного надзора;
  • проведение спасательных операций во время ЧС;
  • подготовка профессиональных и опытных кадров.

ГПС является головной структурой противопожарной системы России.

Муниципальная

Ее создают органы местного самоуправления. Она выступает в роли объектового отряда, несет службу на определенной территории. Чтобы пожарная охрана выехала в другой район, необходимо особое распоряжение.

Выполняет команда такие задачи:

  • ведет профилактические противопожарные меры на вверенной территории;
  • если возникает возгорание – ликвидирует его, спасая людей, их имущество;
  • разрабатывает комплексные меры для противостояния ЧС.
Читайте также  Права и обязанности охранника 4 разряда

Местное самоуправление своим решением может реорганизовать или ликвидировать эту структуру.

Ведомственная

Она создается федеральными органами исполнительной власти. Занимается обеспечением пожарной безопасности морских, речных, железнодорожных, других транспортных средств, а также построек.

Деятельность структуры, ликвидация, реорганизация, определена положением. Оно согласовывается с ГПС.

Частная

Частная пожарная охрана. Такие подразделения создают в различных населенных пунктах, городах, на предприятиях. Для получения услуг, касающихся пожарной безопасности, с этой структурой требуется заключить договор.

Ей, чтобы вести деятельность, необходимо взять лицензию. Она соответствует законодательству РФ.

Добровольная

Такое общественное подразделение создают физические, юридические лица. Оно занимается профилактикой, тушением возгораний. Также добровольное объединение принимает участие в аварийно-спасательных работах.

В него вступают люди, имеющие понятие о пожарной безопасности.

Основные задачи

Кроме ликвидации возгораний различной сложности, у спасателей есть другие цели. Разберемся в этом детально.

Профилактика

Термин пожарная безопасность – это такое состояние различных охраняемых объектов, при котором, появление возгорания максимально минимизировано. А если произошло, то будет проведена его ликвидация.

Профилактические меры заключаются в следующем:

  • подготовка мероприятий, направленных на тушение огня, причин его появления с последующей реализацией;
  • создание условий, которые позволяют эвакуировать граждан, а далее их имущества, если возник пожар;
  • монтаж систем, дающих возможность обнаруживать возгорание либо дым;
  • установка сигнализации, автоматических средств, которые тушат огонь.

Главной целью мероприятий по профилактике является недопущение пожара. Еще сюда входит создание условий, чтобы для машин и личного состава не было преград.

Спасение людей и имущества

Основная задача пожарной охраны – это, при возникновении ЧС, сберечь жизнь, здоровье граждан. Их требуется эвакуировать с опасной зоны. Пути отхода определяет руководитель операции.

Для спасения людей применяются технические средства. Эвакуация граждан проводиться в таком случае:

  • если им угрожает ОФП;
  • при возможном взрыве либо обрушении;
  • люди не имеют возможности покинуть территорию ЧС;
  • будут применяться опасные огнетушащие вещества;

Методы спасения следующие:

  • вывод граждан с опасной зоны по задымленным путям, по которым самостоятельно уйти они не могут;
  • вынос на носилках либо на себе тех, кто не может передвигаться;
  • спуск по пожарным лестницам (стационарным, автоматическим или ручным), когда выходы отрезал огонь.

Только после мероприятий пожарный расчет занимается спасением имущества. Человеческая жизнь стоит на первом месте.

Тушение пожара

В зависимости от классификации и вида возгорания, его ликвидируют такими способами:

  • механический срыв пламени. Для этого подается мощная струя воды со стационарного лафета либо машины. Используются огнетушители, подручные средства, включая ветки деревьев;
  • перекрытие доступа кислорода. На очаг набрасывают специальное полотно или кошму, заливают пеной, порошковыми составами, негорючими веществами;
  • химическое ингибирование. Вводят огнетушащие вещества специальными установками;
  • охлаждение. На очаг подается жидкость или различные солевые растворы;
  • разбавление. Для этого используют пар, туман, инертные газы;
  • полоса пожаротушения. На всех расстояниях, куда может достать огонь, поливают водой, кладут соль. Всеми возможными путями охлаждают близлежащие здания.

Кроме непосредственной ликвидации воспламенения, на территории, где оно распространяется, сливают горючие жидкости. Также устанавливается дополнительная оборона.

Другие

Представители пожарной службы охраны занимаются пропагандой. Хоть и второстепенная задача, но действенная.

Они информируют общество о проблемах безопасности. Доносят к населению необходимую информацию через СМИ. Посещают школы, университеты, другие учебные заведения, где проводят лекции.

Выводы

По закону Российской Федерации в государстве пять структур, на которых лежит ответственность за безопасность. Они отличаются между собой. У них одна цель – защита людей от пожара. Для этого они выполняют все, что в их силах. Но в огне не перестают гибнуть граждане. Это часто происходит по собственной вине. Требуется соблюдать технику пожарной безопасности как на производстве, так и в домашних условиях.

Специальные подразделения для устранения очагов возгорания, как пожарно-спасательная часть, также направлена на устранение возникшей чрезвычайной ситуации.

ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

— Государственная противопожарная служба;

— муниципальная пожарная охрана;

— ведомственная пожарная охрана;

— частная пожарная охрана;

— добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

— организация и осуществление профилактики пожаров;

— спасение людей и имущества при пожарах;

— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная службаявляется составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

— федеральная противопожарная служба;

— противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

— спасение людей и имущества при пожарах на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

— организация разработки и осуществление государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

— организация и осуществление профилактики пожаров;

— организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации.

Основными задачами противопожарной службы субъекта Российской Федерации являются:

— организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации, а также в организациях, находящихся в его собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России);

— спасение людей и имущества при пожарах;

— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселений субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

— тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с Соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Муниципальная пожарная охранасоздается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охранасоздается федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности.

В качестве примера можно привести наличие собственных специализированных подразделений (пожарных частей) на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, морских объектах, в закрытых военных подразделениях, на некоторых сельхозобъектах и т. п.

Частная пожарная охранасоздается гражданами, имеющими законодательно закрепленное право на участие в обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации.

В целях реализации этого права граждане могут создавать частную пожарную охрану и оказывать услуги на основании заключенных договоров по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольная пожарная охрана— форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия [9, 12, 14, 15, 22, 33, 34].

Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) [16, 21].

Обязательное обучение в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой [5].

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» органами управления образованием, пожарной охраной и ВДПО могут создаваться добровольные детские объединения — дружины юных пожарных (ДЮП). Возраст детей — от 10 до 17 лет [23].

ДЮП, как правило, организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях на период пребывания в них детей.

Базовыми центрами по работе с ДЮП являются городские пожарные части. ДЮП создаются в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач.

9-й съезд ВДПО, состоявшийся в мае 2001 года, постановил: работу с детьми, дружинами юных пожарных, юношеский пожарно-прикладной спорт, финансирование юношеских спортивных мероприятий считать приоритетным направлением работы Общества.

Читайте также  Охранная видеокамера с датчиком движения

В целях активизации деятельности школьного пожарного добровольческого движения в марте 2002г. Главным управлением ГПС МЧС России, Центральным советом ВДПО, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации было совместно разработано Примерное положение о дружинах юных пожарных (прил. 1).

ГОСТ 12.1.004-91 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ»

В соответствии с ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования» [1] пожарная безопасность объектов различного назначения должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей и выполнять одну из следующих функций:

— исключать возникновение пожара;

— обеспечивать пожарную безопасность людей;

— обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

— обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара (ОФП), в том числе их вторичных проявлений, на требуемом уровне.

В ГОСТ 12.1.004-91 указывается, что ОФП, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:

— повышенная температура окружающей среды;

— токсичные продукты горения и термического разложения;

— пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям ОФП, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

— осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

— радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

— электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

— опасные факторы взрыва, произошедшего вследствие пожара;

Каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений ОФП, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей на объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:

— установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;

— обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;

— организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т. п.).

Система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей, и (или) коллективную защиту людей.

В зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т. п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре, и расчетного времени тушения пожара.

Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей. Для пожарной техники должны быть определены:

— быстродействие и интенсивность подачи огнетушащих веществ;

— допустимые огнетушащие вещества (в том числе с позиций требований экологии и совместимости с горящими веществами и материалами);

— источники и средства подачи огнетушащих веществ для пожаротушения, запас специальных огнетушащих веществ (порошковых, газовых, пенных, комбинированных);

— требования к устойчивости от воздействия ОФП и их вторичных проявлений и др.

Среди организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не последнюю роль играют такие, как привлечение общественности к вопросам пожарной безопасности; организация обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения — в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработка и реализация инструкций о соблюдении противопожарного режима и действий людей при возникновении пожара и многое другое.

ГОСТ 12.1.004 — единственный из стандартов, в котором приведен метод расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия ОФП на людей. Там же рассматривается пожароопасная ситуация, при которой место возникновения пожара находится вблизи одного из эвакуационных выходов из здания (считается, что это наиболее опасная ситуация). При расчете самый главный вопрос, который требует ответа: успеют люди эвакуироваться или нет? Это во многом зависит от скорости нарастания ОФП (температура, потеря видимости, токсичность газов, снижение концентрации кислорода), причем для каждого из ОФП есть свое критическое время.

Понятие, задачи и виды пожарной охраны.

2.1 )Понятие.

пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

2.2) ЗАДАЧИ.

Задачи ГПС:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

2.3) Виды пожарной охраны.

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба— осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.

Муниципальная пожарная охрана— это система органов, сил и средств, создаваемых муниципальными образованиями во взаимодействии или в дополнение к государственной пожарной охране.

Ведомственная пожарная охранасоздается федеральными органами исполнительной власти и организациями с целью обеспечения пожарной безопасности.

Частная пожарная охрана— составная часть системы обеспечения пожарной безопасности, создаваемая в населенных пунктах и организациях.Добровольная пожарная охрана— это форма добровольного участия граждан в осуществлении первичных мер пожарной безопасности.

Вывод: Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Цель, структура и функции деятельности. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ГПС.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

3.1 Структура Государственной противопожарной службы:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

органы государственного пожарного надзора;

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

3.2 Функции Государственной противопожарной службы:

1. организует разработку и нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

2. организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;

3. организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров;

4. обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

5. осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

6. координирует деятельность других видов пожарной охраны;

7. разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

8. осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров (см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) , их тушения (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ) и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ) [1].

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров ( см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) ;

спасание людей и имущества при пожарах ( см. ПОЖАР);

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды :

Государственная противопожарная служба

Муниципальная пожарная охрана

Ведомственная пожарная охрана

Частная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА — составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства от пожаров. Является основным видом пожарной охраны в РФ и координирует деятельность других видов пожарной охраны. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА входит в состав МЧС России с 2002.

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОТИВОПОЖАРНУЮ СЛУЖБУ ВХОДЯТ:

Федеральная противопожарная служба;

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) , осуществляющие управление и координацию деятельности Федеральной противопожарной службы;

Читайте также  Монтаж охранной сигнализации в квартире

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения;

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, судебно-экспертные учреждения;

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населённых пунктах (территориальные подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы ) ;

Противопожарная служба субъектов РФ.

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке [1].

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – вид пожарной охраны, создаваемый органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципальных образований.

Органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением д ля организации пожаротушения на своей территории имеют право на создание Муниципальной пожарной охраны [2].

Муниципальная пожарная охрана финансируется за счёт средств местных бюджетов, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности Муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления [1].

В действовавшем до 2003 года законодательстве одним из вопросов местного значения являлась организация Муниципальной пожарной охраны. Новый закон отнёс к категории вопросов местного значения лишь обеспечение первичных мер ПБ в населённом пункте муниципального образования.

Первая в России муниципальная пожарная часть была создана летом 2007 года на базе пожарного депо Ярославского судостроительного завода.

Создание Муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью местного самоуправления. Муниципальная пожарная охрана может создаваться лишь при наличии достаточных средств в местных бюджетах, что присуще крупным поселениям и городским округам, в которых, как правило, уже имеется Государственная противопожарная служба. Небольшие поселения зачастую являются дотационными и не в состоянии создать собственную Муниципальную пожарную охрану.

ВЕДОМСТВЕННАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА — вид пожарной охраны, которую могут создавать федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения ПБ.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в обл. ПБ.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности (см. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ) , создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, Ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельных производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отд. видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и ж.-д. транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств [1].

ЧАСТНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА — один из видов пожарной охраны в РФ. Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях и оказывает услуги по обеспечению ПБ на основе заключаемых с предприятиями договоров. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений Частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

К Частной пожарной охране следует относить и подразделения пожарной охраны, создаваемые юридическими лицами — хозяйствующими субъектами, основанными на праве частной собственности, которые защищают собственника без заключения договора. Относить такие формирования к ведомственной пожарной охране ошибочно.

Организационно-штатная структура, задачи, функции, организация работы Частной пожарной охраны, специализация и виды выполняемых работ, порядок привлечения сил и средств пожарной охраны, требования к личному составу и технике Частной пожарной охраны определяются Положением о частной Пожарной охране и Уставом организации.

В Российской Федерации деятельность по тушению пожаров требует наличия лицензии. Частная пожарная охрана вправе заниматься уставной деятельностью с момента получения лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров до истечения срока её действия. Нормативы численности и технической оснащённости Частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно [4].

Участие в тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы и других видов ПО регламентируются специальными инструкциями и указаниями, соглашениями и договорами [1].

Выезд на тушение за пределы объекта возможен только при согласовании расписания выезда для населенного пункта руководителем защищаемой организации. В случае отказа от согласования, руководители частной пожарной охраны не несут никакой ответственности и не обязаны выезжать на возникающие вне обслуживаемых объектов пожары [4].

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Пожарное добровольчество, будучи формой общественной взаимопомощи, получило распространение в России во 2-й половине XIX века. К 1890 в России насчитывалось около 60 пожарных обществ, которые на I съезде (июнь 1892) были объединены в Российское пожарное общество. Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём» от 17 апреля 1918 придал борьбе с пожарами общегосударственное значение и стал законодательным актом для всей пожарной охраны, включая Добровольную пожарную охрану [6].

Подразделения Добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин (Добровольная пожарная дружина – ДПД, подразделение, не имеющее на вооружении выездной пожарной техники или мотопомп) или команд (Добровольная пожарная команда – ДПК, подразделение, имеющее на вооружении выездную пожарную технику и (или) мотопомпы). Те и другие могут быть территориальными или объектовыми.

Команды Добровольной пожарной охраны подразделяются на разряды:

Первый – с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчёта) в спец. здании (помещении);

Второй – с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остального состава дежурного караула (боевого расчёта) по месту работы (учёбы, жительства).

Создание и деятельность Добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:

1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной Добровольной пожарной охраны;

3) свободы в определении внутренней структуры добровольной Добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности Добровольной пожарной охраны;

4) гласности и общедоступности информации о деятельности Добровольной пожарной охраны;

5) готовности подразделений Добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Основными задачами Добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Наряду с подразделениями Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) добровольчество предусматривает участие граждан на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности проффесиональных подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и (или) участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Подразделения Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) в населённых пунктах создаются по инициативе граждан и (или) общественных объединений по согласованию с администрацией органа местного самоуправления, на предприятиях – решением их собственников (рук) [7].

Для личного состава Добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131 – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1 ст. 49.

Цечоев Х.И., Кочережникова А.О Гражданско-правовые основы регулирования деятельности частной пожарной охраны//Безопасность. Чрезвычайные ситуации, 2014.

Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987;

Савельев П. С. Пожарные добровольцы России. V. 1992;

Приказ МВД России от 2 апреля 2001 г. №390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных».