Объем воды в пожарной машине

Объем пожарной машины

Пожарные автомобили, в комплектацию которых входят цистерны для воды и баки для пенообразователя, имеют ограниченную вместимость всех емкостей. Разберемся, от чего зависит объем автоцистерн, сколько литров воды в пожарной машине каждой марки и что такое пожарный гидрант.

Автоцистерна пожарная

  1. Классификация автоцистерн по емкости
  2. Вместимость пожарных машин
  3. На базе ЗИЛ
  4. На базе «Урал»
  5. На базе ГАЗ
  6. На базе КамАЗ
  7. На сколько времени хватает воды в пожарной машине
  8. Использование пожарного гидранта
  9. Гигантские пожарные автомобили

Классификация автоцистерн по емкости

Пожарные автоцистерны (АЦ) давно вошли в автомобильные парки пожарных подразделений.

Автоцистерна (АЦ) – пожарная машина, в конструкцию которой встроены пожарные насосы, цистерны, баки для хранения огнеупорных веществ и средства их подачи.

Цистерны отличаются друг от друга вместимостью – от 0,8 до 9 кубометров. Существует следующая классификация пожарных автоцистерн:

  1. Легкие (емкость цистерны до 2 м3).
  2. Средние (емкость цистерны до 4 м3).
  3. Тяжелые (емкость цистерны от 4 м3).

Вместимость пожарных машин

Сколько кубов воды в пожарной машине – зависит от модели и комплектации автомобильной цистерны.

На отечественных заводах в качестве базы для пожарных ТС используют марки КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ и ЗИЛ.

Модель База Объем цистерны, л Вместимость бака для пены, л
АЦ 4,0-40 ЗИЛ 4000 300
АЦ 8,0-40 (5557) УРАЛ 8000 480
АЦ 3,0-40 (33086) ГАЗ 3000 180
АЦ 9,0-40 (43118) КАМАЗ 8000 480

На заметку. Объем воды в пожарной машине нового поколения больше, чем в старых моделях.

На базе ЗИЛ

ЗИЛ является одной из самых популярных базовых моделей для АЦ. Автомобили на этой базе очень мощные и маневренные. Плюсом является то, что они неприхотливы и не требуют частого ремонта и замены устройств.

Обычно АЦ на базе ЗИЛ среднего размера, что упрощает проезд автомобиля к площадке возгорания. Известный пример – АЦ-40(131)-137.

Вместимость цистерн для воды: 3000–4000 л.

Вместимость емкости для пены: 170–300 л.

АЦ-40(131)-137 (ЗИЛ)

На базе «Урал»

Пожарные машины повышенной проходимости на базе «УРАЛ» используются для тушения возгораний в труднопроходимых местностях. Часто в комплектацию также входят лестница, лафетные рукава, осветительное оборудование и т. д.

Вместимость цистерн для воды: 4000–8000 л.

Вместимость емкости для пены: 240–480 л.

АЦ 4,0-40 (Урал)

На базе ГАЗ

Пожарные автомобили на базе «ГАЗ» способны перевозить большое количество воды и оборудования к месту возгорания за короткий промежуток времени. Они справляются с бездорожьем и непогодой, поэтому часто используются для тушения пожаров в сельской и лесной местности.

Вместимость цистерн для воды: 1600–3000 л.

Вместимость емкости для пены: 130–180 л.

АЦ 3,0-40 (ГАЗ)

На базе КамАЗ

Известные представители пожарной техники имеют базу КАМАЗ. Кроме оборудования и экипажа, такие машины доставляют на место ЧС огромный объем воды.

Зачастую автомобили на базе КАМАЗ не требуют привлечения дополнительных водоисточников, так как вмещают воду, количество которой достаточно для осуществления пожаротушения вплоть до уничтожения пожара.

Вместимость цистерн для воды: 4000–8000 л.

Вместимость емкости для пены: 240–480 л.

АЦ 9,0-40 (43118) КамАЗ

На сколько времени хватает воды в пожарной машине

Стандартные АЦ имеют в комплектации емкости для воды, объем которых не больше 3000–4000 литров. Такое количество огнегасящего вещества способно осуществлять пожаротушение в течение 5–8 минут. В связи с этим необходимо найти внешний источник для наполнения цистерн. В качестве таких источников выступают озера, реки, колодцы и т. п.

Кстати. С развитием технической промышленности на рынке пожарных автомобилей появились модели, вместимость которых достигает 8000 литров. Такого объема вполне достаточно для того, чтобы потушить возгорание без привлечения пожарного гидранта.

Использование пожарного гидранта

Пожарный гидрант – устройство, с помощью которого возможно подключение оборудования, подающего воду на очаг возгорания, к водопроводу. Все сети противопожарного водоснабжения имеют гидранты.

Открытие и закрытие гидрантов, а также присоединение к ним пожарных рукавов осуществляется с помощью пожарных колонок. Центральный ключ является инструментом для открытия клапана гидранта.

Способ подачи активного вещества из гидрантов зависит от давления водоснабжения:

  1. Низкое (воду набирают с помощью колонок из сети через гидранты, а затем передают к ручным стволам).
  2. Высокое (подача жидкости осуществляется по рукавам от гидрантов).

Внимание! Гидранты должны проходить технические осмотры дважды в год. Это помогает увеличить срок эксплуатации и предупредить возможные поломки в системе.

Гигантские пожарные автомобили

Технические характеристики автомобилей улучшаются, повышается вместимость и проходимость, упрощается система управления. Небольшая техника с легкостью совершает разворотные маневры, однако не может похвастаться вместимыми емкостями для воды. Большие АЦ позволяют практически беспрерывно осуществлять пожаротушение без обращения к дополнительным водоисточникам.

Некоторые представители гигантских пожарных автомобилей:

    Машина на шасси танка Т-80. «Уралвагонзавод» не в первый раз удивляет вместимостью производимой техники, но эта АЦ превзошла все ожидания. Она имеет грузоподъемность до 21 тонны.

Пожарный танк

  • Австрийская компания Rosenbauer International AG выпустила пожарную машину Simba, вместимость которой равна 49 тоннам. Особенностью техники является ее способность разгоняться до 125 км/ч. Эти скоростные ТС используют для тушения самолетов и автопарков. Объем пожарной машины Simba – 12,5 тонн.
  • В период Холодной войны (60-е годы) в СССР был создан МАЗ-543 (73101). Машину предполагалось эксплуатировать в качестве ракетно-пусковой установки, но ее характеристики подошли для операций по пожаротушению, поэтому была выпущена АЦ под названием АА-60 с вместимостью до 12 тонн.
  • В 2013 году на Украине был создан КрАЗ-6443, вместимость которого составляет 30 тонн. Мощные насосы способны подавать 60 литров жидкости в секунду на очаг возгорания.
  • Современные пожарные машины эффективно справляются с пожаротушением. Вместимость каждой единицы техники зависит от марки и базового шасси конкретного автомобиля.

    Пожарные автоцистерны

    Пожарная автоцистерна (АЦ) – автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих веществ и оборудования для их подачи во время подавления огня и проведения аварийно-спасательных работ. По общепринятой классификации автоцистерны относятся к основным ПА и обязательно выезжают на место тушения пожара в числе остальной спецтехники.

    1. Характеристики
    2. Цистерна для воды
    3. Пенобак
    4. Пожарный насос
    5. Базовые автомобили

    Характеристики

    Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:

    1. Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
    2. Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
    3. Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.

    Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.

    Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:

    • легкие с цистерной до 2 м 3 ;
    • средние вместимостью от 2 м 3 до 4 м 3 ;
    • тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м 3 .

    Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.

    Цистерна для воды

    Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м 3 . Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.

    Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.

    По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.

    Пенобак

    Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м 3 . Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.

    Читайте также  Запрещающие знаки пожарной безопасности

    Пожарный насос

    Самой распространенной насосной установкой считается универсальный центробежный насос ПН-40УВ. Он зарекомендовал себя как надежное оборудование для подачи воды и пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах. Его плюсом считается удержание давления в системе при перекрывании пожарного ствола или попадании мусора в рукав. Минус – необходимость предварительного заполнения водой. Для этого на автоцистернах устанавливают вспомогательные насосы кратковременного действия.

    Новое поколение АЦ комплектуется усовершенствованными комбинированными насосами или насосами высокого давления. Отдельные виды автоцистерн работают через насосы, подключаемые к водопроводной сети.

    Базовые автомобили

    Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.

    ЗИЛ-131 КамАЗ-43253 УРАЛ-43206
    Базовое шасси ЗИЛ-131 6х6 КамАЗ-43253 4х2 УРАЛ-43206 4х4
    Мощность двигателя, л.с. 150 180 230
    Вместимость цистерны, л 2400 3200 3000
    Вместимость пенобака, л 170 240 180
    Насосная установка ПН-40УВ ПН-40УВМ НЦПН-40/100
    Производительность насоса в номинальном режиме, л/с 40 40 40
    Напор в номинальном режиме, м 100 100 100
    Количество мест боевого расчета 1+6 4+2 6

    Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.

    В пожарную машину вмещается 3 тонны воды, а разгоняется она до 100 км/ч

    Конструктивные особенности пожарных машин

    Основу любого пожарного транспорта составляет определенная марка автомобиля, оборудованная специальными устройствами. Конструктивные характеристики пожарной автоцистерны подразумевают наличие резервуаров для воды, пенообразователей. Кроме того, предусмотрены отсеки для необходимых приспособлений, включающих насосы, аксессуары для подачи воды, инструменты для беспрепятственного доступа к очагу возгорания и осуществления полноценного тушения пожара.

    Принцип размещения необходимого оборудования продуман до мелочей. Принадлежности расположены на специально отведенных местах. Благодаря этому сотрудники пожарной бригады могут воспользоваться каждым инструментом без промедления.

    Кроме того, пожарный автомобиль предназначен для передвижения он может вмещать от трех до семи человек, в число которых входит водитель. Особенно актуально использование пожарной автоцистерны для тушения огня в безводных районах, характеризующихся отсутствием источников водоснабжения.

    Назначение

    ЗАО «НПО «НефтехГазМаш» совместно с Главным управлением МЧС России по республике Мордовия и ФГУ «ВНИИПО» МЧС России разработало и запустило в производство пожарную автоцистерну тяжелого класса АЦПС-18,0-40 на базе шасси КАМАЗ-65222 с колёсной формулой 6х6. Пожарная машина позиционируется производителем как АЦ для тушения пожаров в лесных массивах и труднодоступных районах.

    Данная машина отличается высокой проходимостью, большой вместимостью цистерны для воды (18000 л), возможность тушения пожара с помощью пожарных рукавов, полным запасом пожарно-технического вооружения, максимальным удобством для эксплуатации боевым расчетом, состоящим из 3 человек, и идеально подходит для тушения пожаров как в деревнях и селах, так и для тушения лесных пожаров.

    Технические характеристики ПМ: объем воды и нагрузка в пожарной машине

    Технические особенности разнятся в зависимости от типа пожарной машины. Каждый вариант подразумевает определенные характеристики. Соответственно, выделяют три направления использования:

    • автономное. Отличается ограничением запаса воды объемом резервуара;
    • подключение к гидранту. Посредством насосных механизмов осуществляется увеличение напора воды, количество которой неограниченно;
    • подача воды непосредственно из открытого источника. Характерно для сельских районов, не оборудованных устройствами водоснабжения.

    Существуют также различия относительно объемов емкостей. Исходя из этого можно просчитать, сколько литров воды пожарной машине удастся доставить к месту пожара. Выделяют три группы:

    1. Легкая. Объем бака достигает максимум 2 кубометра.
    2. Средняя. Резервуар вмещает от 2 до 4 кубометров.
    3. Тяжелая. Подразумевает максимальную вместимость емкостей, объем которых превышает 4 кубометра.

    Наиболее распространенной маркой в автопарке МЧС России выступает КАМАЗ. Основные технические характеристики шасси КАМАЗа предполагают доработку базового варианта согласно требованиям технологической документации. Основополагающим параметром выступает колесная формула. Существуют комбинированные либо полноприводные варианты.

    Не менее важен также показатель грузоподъемности. Диапазон существующих автоцистерн колеблется от 7 до 30 тонн. Благодаря этому возможна транспортировка до семи человек со всем необходимым оборудованием.

    Кроме того, специализированные автомобили комплектуются более мощными двигателями. Диапазон лошадиных сил составляет 185 – 400. При полной комплектации максимальная скорость км/час достигает показателя 90. Данная характеристика гарантирует оперативное прибытие к месту пожара при условии отсутствия препятствий на пути.

    В пожарную машину вмещается 3 тонны воды, а разгоняется она до 100 км/ч

    Сегодня в рубрике «Гараж» настоящая пожарная машина. Мы сходили в специализированную пожарную часть по тушению крупных пожаров, которая находится на улице Попова, 5а. Главный по смене Юрий Кошкин рассказал нам об особенностях работы и «внутренностях» пожарной машины и даже показал нам, как работают непонятные нам агрегаты.

    — Эта пожарная машина новая, немецкая, выпущенная в 2013 году. Самое главное отличие в пожарных машинах — шасси. Это, знаете, как иномарка от «Жигулей» отличатся. Автомобиль разгоняется до 100 километров в час. Ведь до места нам нужно доехать максимум за 10 минут. В машине находятся минимум 4 человека — двое сзади и двое спереди. После того, как поступает вызов, у нас есть минута, чтобы одеться и сесть на свои места.

    В пожарной машине много различной техники. С обеих сторон автомобиля на корпусе открываются люки, в которых и располагаются самые главные противопожарные элементы. Сзади находится емкость, куда помещается 3 тонны 200 литров воды, там же находится пенообразователь. Оказывается, как таковой пены в пожарной машине нет, при необходимости она быстро автоматически образуется в смесителе.

    — Именно в этой машине вода подается со скоростью 4 литра в секунду. Это довольно неплохо. Но этот автомобиль, например, не так хорош для выездов на ДТП. Для тех случаев больше подходит другая машина. Здесь есть инструменты для разного вида спасательных работ. Помимо пожаров мы же выезжаем и на другие вызовы, будь то спасение самоубийцы или извлечение человека из металлических ограждений. Обязательно в автомобиле находятся аптечка, костюм, выдерживающий 200-градусную температуру, и дыхательные аппараты. В этой машине есть только ручная лестница, она поднимается на высоту 3-4 этажей. Если нужно подняться выше, то мы пользуемся автолестницей.

    Каждый день в пожарную часть поступает разное количество вызовов. Как признается Юрий, бывает, что бригада выезжает за смену 2 раза, а бывает, что и 6 раз. Чаще всего в нашем городе приходится тушить пожары и бывать на месте ДТП. Но бывают и другие случаи.

    — Не так давно, например, парень застрял ногой в перилах моста. Хоть спасение его заняло минуту, но без приготовлений выбраться сам он бы не смог. Часто поступают вызовы от самоубийц. Конечно, мы приезжаем, но стараемся не лезть к ним, ведь на это есть психологи. Был случай зимой, когда на козырьке дома сидел парень, а кроме нас, рядом не было ни медиков, ни психологов. Пришлось нам его спасать. Парень не создавал впечатления, что хочет прыгнуть вниз, но было видно, что он либо пьян, либо принял наркотики. Черт его знает, что ему на ум придет. По лестнице к нему не подняться — он начинает суетиться. А ведь лишнее движение — и он внизу окажется. Мой коллега поднялся к нему изнутри здания, начал с ним разговаривать, дал сигаретку. А потом второй аккуратненько сзади к ним подкрался, парня связали и доставили на землю.

    Смена пожарных длится сутки через трое. Конечно, все время в автомобиле они не проводят. Для этого есть специальные комнаты. Как рассказал Юрий, чаще вызовы поступают вечером и ночью. Самый пожароопасный сезон — осень, когда все начинают отапливать дома, и весна.

    — Вот смотрите, в этой машине есть еще прибор контроля нахождения людей в непригодной для дыхания среде. Пожарные надевают этот прибор на ремень, и один человек остается на свежем воздухе. Если с пожарным что-то случилось и прибор долго находится в неподвижном состоянии, то он начинает издавать громкий сигнал и оповещать того, кто на улице, о тревоге. На самом деле у пожарных много таких «полезных» инструментов. В каждой машине что-то свое, и каждый автомобиль играет свою роль. На каком-то лучше ехать тушить пожар, а на каком-то проще будет работать на месте ДТП. Этот автомобиль предназначен именно для тушения огня.

    Читайте также  Срок действия удостоверения по пожарной безопасности

    Мечтаете приобрести автомобиль и сделать его неотразимым? Выгодный автокредит предлагает «Сбербанк России». Узнайте подробнее на сайте компании.

    На сколько времени тушения хватит объема воды в цистерне

    На сегодняшний день предел вместительности резервуара ограничивается 5000 литров. Данного объема достаточно для тушения пожара на небольших площадях. Время можно высчитать с учетом определенных параметров.

    Чаще для подачи используется ствол РСК-50. Он характеризуется проходом, равным 5 см. Расход воды достигает 2,7 литра за одну секунду. Следовательно, самый большой резервуар останется без воды спустя полчаса. Если требуется более интенсивная подача воды, применяют ствол РС-70, который отличается расходом в 7,4 литра за одну секунду. Через 11 минут емкость окажется пустой.

    Время расходования воды учитывается сотрудниками пожарной бригады еще до прибытия к месту назначения. По пути следования анализируется полученная при вызове информация, определяется алгоритм действий. При необходимости тушения больших площадей не обойтись без дополнительных источников водоснабжения, поскольку даже загрузка полным объемом считается недостаточной. Для этого устанавливаются пожарные гидранты.

    Вес пожарных машин на базе КАМАЗ

    Доставка воды к месту возгорания автомобилями КАМАЗ — это уверенность в своевременном выполнении поставленной задачи перед боевым расчетом.

    Модификация АЦ Объем емкости для воды, л. Полная масса автомобиля, кг.
    АЦ 11,0-40 (65115) 11000 22150
    АЦ 9,0-40 (43118) 9000 20095
    АЦ 8,0-70 (43118) 8000 20900

    Проверка наличия воды при принятии смены

    График работы бригад МЧС устанавливается в соответствии с определенными правилами и требованиями. Круглосуточная служба обеспечивается наличием четырех дежурных караулов, каждый из которых работает 24 часа. Время отдыха в пожарной службе составляет трое суток. Затем происходит смена состава. Рабочие сутки начинаются, как правило, в восемь часов утра.

    Так выглядит штатное расписание. Однако случаются экстренные ситуации, когда необходимо задействовать одновременно две-три бригады. Происходят непредвиденные смещения графика.

    В момент приема-передачи смены осуществляется проверка всего оборудования членами заступающего на службу караула. Благодаря проведению необходимых мероприятий обеспечивается непрерывная работа всего отделения МЧС. За проверку наличия воды, огнетушащего вещества, топлива при принятии смены отвечает водитель транспортного средства. Пренебрегать данной обязанностью недопустимо, поскольку последствия могут быть необратимыми. Главное в работе сотрудников МЧС поддержание постоянной боевой готовности.

    Вспомогательные пожарные автомобили

    В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

    Сколько тонн воды в пожарной машине?

    Большое количество отечественных грузовых автомобилей – это база для АЦ (автомобильная цистерна), которая оснащается мощным насосом и подаёт воду или другую огнетушащую смесь на место возгорания за ограниченное время. Сколько тонн воды в пожарной машине? В данном вопросе всё зависит от базы автомобильной цистерны и ожиданий каждого заказчика. В настоящее время, в нашей стране используются цистерны на базе следующих отечественных автомобилей:

    • ЗИЛ;
    • УРАЛ;
    • ГАЗ;
    • КАМАЗ;

    Автомобили демонстрируют отличные показатели во время ликвидации настоящих пожаров.

    Вместимость пожарных машин на базе ЗИЛ

    Пожарные машины на базе ЗИЛ комплектуются следующим оборудованием: салон для огнеборцев, мощные насосы, подающие воду, лестницы, хранилища или резервуары для перевозки разных материалов огнетушительных, отделение для ПТВ (пожарно-техническое вооружение).

    Одна из самых востребованных АЦ на базе ЗИЛ – это модель АЦ-40-63Б или АЦ-30(130)-63А. В данном автомобиле увеличенная ёмкость бака для пены, цистерны и резервуара для огнетушительны материалов, а также эта АЦ отличается более широким кузовом. Вместимость цистерны – 2 300 литров. Вместимость бака для пены: 165 литров. Объём раствора пенообразователя: при 4% — 2 500 литров, при 6% — 2 200 литров.

    Другая часто используемая модель АЦ-40(131)-137 собрана на базе ЗИЛ-131. Машина, прошедшая большое количество модернизаций, отличается оптимальными условиями эксплуатации в разных условиях. Вместимость цистерны – 2 400 литров. Бак для пены вмещает 150 литров. Объём раствора пенообразователя: при 4% — 3 750 литров, при 6% — 2 500 литров.

    Вес пожарных машин на базе ЗИЛ

    Масса модели АЦ-40-63Б с максимально возможной нагрузкой: 9 600 килограмм. Без полной цистерны с водой и без полного бака с пеной – вес автомобиля уменьшается на 2 200 – 2 500 килограмм и составляет от 7 100 до 7 400 килограмм.

    Автомобильная цистерна АЦ-40(131)-137 при полной нагрузке весит 11 500 килограмм. Без нагрузки автомобиль весит примерно 8 500 – 8 700 килограмм.

    Вместимость пожарных машин на базе УРАЛ

    Говоря о самых используемых моделях АЦ на базе грузового автомобиля УРАЛ, следует помнить о АЦ 5,5-40 и АЦ 8,0 40. Двe эти пожарные машины очень востребованы и функциональны в плане тушения небольших и средних возгораний.

    Автомобильная цистерна АЦ 5,5-40 функционирует на базе УРАЛ-5557, предназначается для тушения огня с помощью огнетушащих средств, доставки команды огнеборцов и ПТВ, а также подачи различных жидкостей для тушения огня. Объём цистерны с водой – 5 000 литров, а вместительность бака с пеной – 350 литров.

    АЦ 8,0 40 – это модель, которая лучше всего подходит для тушения огня в районах максимальной пожароопасности. Пожары на крупных нефтяных предприятиях, промышленных заводах и прочих крупных объектах тушатся именно такими автоцистернами. Отличительная черта автомобиля – возможность тушить пожар при повышенной влажности и температуре окружающей среды. Объём цистерны с водой – 8 000 литров. Объём бака с пеной – 500 литров.

    Вес пожарных машин на базе УРАЛ

    Без воды, снаряжения и пожарных, вес автомобильной цистерны АЦ 5,5-40: 11 200 килограмм, а с водой и пеной: 17 400 килограмм.

    Интересно, что масса с полной загрузкой автоцистерны АЦ 8,0 40 на 3 000 килограмм больше и составляет 20 000 килограмм. Без материалов для тушения и команды пожарных, масса автомобиля достигает лишь 11 500 – 12 000 килограмм.

    Вместимость пожарных машин на базе ГАЗ

    Теперь представляем две самых известных АЦ на базе ГАЗ: АЦ(Л)-1,0-40 (ГАЗ-3308)-4ВР и АЦ-3,0-40 (ГАЗ-33086)-5ВР.

    Первая автомобильная цистерна – идеальный вариант для доставки на место возгорания небольшого объёма воды. Также на ней осуществляется патрулирование лесных массивов. Объём цистерны – 1000 литров.

    Второй вариант — АЦ-3,0-40 (ГАЗ-33086)-5ВР. Этот автомобиль предназначается для тушения крупных лесных и производственных пожаров. Объём цистерны с водой – 5 000 литров, а бака с пеной – 180 литров.

    Вес пожарных машин на базе ГАЗ

    Логично предположить, что вес АЦ(Л)-1,0-40 будет не очень большим, даже при максимальной нагрузке, так как объём цистерны совсем маленький. Предельная масса автомобиля – 6 500 килограмм, а если цистерна с водой пустая и материалов для пожаротушения на борту нет, то цифра уменьшается до 4 500 килограмм.

    Вместимость пожарных машин на базе КАМАЗ

    Ещё одна популярна марка грузовых шасси для автоцистерн – это КАМАЗ. Тут следует обратить внимание на цистерны АЦ-3,0-40 (КАМАЗ-43502) и АЦ-5,0-40 (КАМАЗ-43253).

    У автоцистерны на базе КАМАЗа-43502 отличная проходимость, что позволяет задействовать автомобиль в труднопроходимых местах. Объём цистерны с водой 3 000 литров, а бака с пеной – 180 литров.

    Пожарная машина и АЦ-5,0-40 (КАМАЗ-43253) отличается лишь увеличенным объёмом цистерны – 5 000 литров. В бак для пены помещается 420 литров тушащего вещества.

    Вес пожарных машин на базе КАМАЗ

    Автомобили на базе КАМАЗ очень тяжёлые. Первая модель в полном снаряжении – 6 500 килограмм, а цистерна АЦ-5,0-40 (КАМАЗ-43253) почти 9 000 килограмм. Без воды и снаряжения АЦ-3,0-40 (КАМАЗ-43502) весит 3 200 килограмм, а вторая цистерна в районе 3 800 килограмм.

    Пожарные автоцистерны АЦ-0,8-30/2 (или 40/2) (530104): ТТХ

    Пожарные автоцистерны собраны на автомобильном шасси ЗИЛ-530104-0001010, которое максимально унифицировано с базовым автомобилем ЗИЛ-5301.

    На автоцистерне АЦ 0.8-30/2 устанавливается пожарный насос МАВ-200 фирмы IVECO; на автоцистерне АЦ 0.8-40/2 – насос НЦПК 40/100-4/400 производства ЗАО «Пожгидравлика». Оба насоса комбинированного типа – нормального и высокого давления.

    Что такое ТТХ

    Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.

    ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:

    • Данные шасси.
    • Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
    • Оптимальные характеристики.
    • Объем огнетушащего вещества.
    • Места размещения ПО.

    Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.

    ТТХ основных пожарных автомобилей

    Одним из видов такой техники является автоцистерна (АЦ). Она может служить не только для доставки средств пожаротушения и боевого расчёта к месту пожара, но и непосредственно борьбы с огнём, передачи воды от водоёма к другим ПА. Ниже приведём конкретные примеры автоцистерн, используемых на сегодняшний день.

    АЦ-0.8-4/400 (432732)

    Автоцистерна используется для следующих видов работ:

    Читайте также  Класс конструктивной пожарной опасности деревянного дома

    Доставка к территории возгорания людей, необходимого оборудования для проведения спасательных работ (АСР), пожарного инструмента.

    Обеспечение освещения объекта и поддержания связи между членами расчёта.

    Тушение огня, посредством подачи воды из установленного резервуара, либо с помощью воздушно-механической пены (ВМП) малой и средней кратности. Для этого используется рукав, снабжённый стволом повышенного давления. Дополнительно предусмотрена возможность подключения к городским коммуникациям.

    Выполнение АСР непосредственно на месте пожара.

    Данная пожарная техника способна работать при температурах -40° — +40°, что позволяет отнести её к классу для умеренного климата. Основными элементами АЦ являются:

    пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

    В качестве сигнально-громкоговорящей системы здесь применяется СГС-01 «Корвет». Насос функционирует от основного мотора, посредством:

    коробки отбора мощности (КОМ);

    Потребители АЦ запитываются от самого шасси – 12В постоянного тока. 3 варианта работы на месте возгорания:

    тушение пеной из пенобака;

    тушение водой из цистерны, гидранта или водоёма.

    Все необходимое ПТВ размещается в специальных отделениях на кузове, оборудованных ящиками с выдвижным механизмом и крепёжными элементами.

    АЦ-2.2-40(33081)

    Доставка пожарного расчёта, ПТВ и дополнительных веществ для тушения огня.

    Тушение пожара водой из собственного резервуара или гидранта, либо ВМП средней кратности из встроенного пенообразователя.

    Есть возможность подачи воды из водоёма, благодаря встроенному насосу.

    ПА создана для эксплуатации в условиях умеренного климата в температурном диапазоне -40° — +40°. Основные элементы АЦ:

    насос с индивидуальным приводом;

    пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

    Сигнализация обеспечивается одной из следующих систем:

    Работа техники ведётся до полного гашения пламени с последующим заливанием пены. Насос приводится в действие двигателем через КОМ и карданную передачу. Для забора воды из водоёма используется всасывающая линия вакуумного типа. Может работать в нескольких режимах:

    самостоятельное тушение ВМП из резервуара;

    тушение водой из бака, водоёма или сетей коммуникаций;

    подавать воду на другую автоцистерну, в случае дальнего расположения места забора воды от пожара.

    Линия питания 24В постоянного тока. Всё необходимое ПТВ находится на верхней части кузова и в специальных отделениях с крепежами.

    АЦ-5-40 (5557)

    Предназначения для выполнения следующих работ:

    Транспортировке членов пожарного расчёта, ПТВ и запаса средств пожаротушения.

    Тушение пожара водой, подаваемой из резервуара, водоёма или сети водоснабжения, а также ВМП средней и малой кратности из пенобака или дополнительного, установленного на другом ПА.

    Может функционировать в качестве самостоятельной техники, борясь с огнём при помощи воды или пены из внутренних резервуаров. Присутствует насос для наполнения резервуара из ближайших источников воды – естественных и искусственных. Предназначена для эксплуатации при умеренной температуре от -40° до +40°. Основные элементы АЦ:

    насос с индивидуальным приводом;

    пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

    Электропитание посредством постоянного тока в 24В. Применяется сигнализационная система «Корвет». Насос устанавливается в заднем отделении кузовной части. Имеется встроенная система поддержания положительной температуры водяного резервуара посредством нагревательного коллектора на левой части рамы. Работает в 3 главных режимах:

    тушение ВМП из собственного пенобака;

    тушение водой из встроенного резервуара, водоёма или гидранта;

    всасывать воду из водоёма и передавать другой технике.

    Предусмотрен удалённый запуск двигателя. Основное ПТВ крепится к крыше кузова и встроенным отделениям.

    АЦ-10-40 (53229)

    Крупногабаритная пожарная цистерна, способная выполнять следующие задачи:

    Перевозить людей, ПТВ и запас веществ для борьбы с пламенем.

    Тушение больших возгораний на промышленных предприятиях, связанных с добычей и переработкой химических, газовых и нефтяных веществ.

    Тушение при помощи воды из резервуара, либо посредством всасывания из водоёма. Также имеется встроенный бак для ВМП и возможность подключения к другим ПА.

    Используется при работах на пожаре как самостоятельная единица техники или для перекачивания из водоёма в другие автомобили. Относится к категории для умеренного климата и работает при температурах -40° — +40°. Составляющие элементы:

    насос с индивидуальным приводом;

    съёмный ствол лафета;

    пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

    Сигнализация используется типа «Южный Урал». Насос приводится в действие от двигателя, через КОМ и карданную передачу. Для всасывания воды из водоёмок применяется насос АВС-01Э. Предусмотрены следующие режимы работы:

    тушение при помощи ВМП из цистерны;

    тушение при помощи воды из цистерны, водоёма или коммуникационной системы на месте;

    перекачивать воду в другой ПА.

    Электрическое оборудование работает от 24В постоянного тока. ПТВ находится на крыше кузова и в специальных отделениях с креплениями.

    Сравнительная таблица ТТХ основных пожарных автомобилей:

    АЦ-0.8-4/400 (432732)

    АЦ-2.2-40 (33081)

    АЦ-10-40 (53229)

    Мощность мотора, кВт/л.с.

    Техобслуживание пожарных машин

    Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.

    Важно. На территории РФ порядок осуществления техобслуживания пожарных ТС регулирует Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».

    Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:

    • ЕТО (ежедневное ТО).
    • Во время пожара.
    • ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
    • СО (сезонное ТО).

    Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:

    • месяц;
    • 6 месяцев;
    • 12 месяцев;
    • по приказу руководства.

    Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.

    При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.

    Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:

    • Хорошая вентиляция в помещении.
    • Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
    • Обогрев в холодное время года.
    • Обеспечение системы отвода газа.
    • Подключение к выхлопному устройству ПА.

    Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА.

    Цистерна для воды

    Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м

    . Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.

    Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.

    По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.

    Пенобак

    Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м

    . Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.

    ТТХ специальных пожарных автомобилей

    Основными из представителей данной техники являются автолестницы. Это пожарный автомобиль, снабжённый выдвижной лестницей, с функцией поворота. Она служит для выполнения АСР выше уровня земли, доставки необходимых инструментов и средств пожаротушения на высоту, а также членов расчёта. АЛ различаются по нескольким параметрам:

    Высота подъёма. Измеряется от уровня земли до низа люльки или последней ступени лестницы.

    Вылет лестницы. Расстояние между осевой точкой лестничного механизма и внешним краем люльки или последней ступенью.

    Максимальная рабочая нагрузка на стрелу. Безопасный показатель килограмм-силы, которую способна выдержать техника.

    Угол поворота стрелы. На сколько градусов может поворачиваться лестница.

    Угол подъёма лестницы. Максимальный показатель в градусах, измеряемый между горизонтальной осью и осью стрелы.

    Время маневра. За сколько секунд автолестница способна выполнить определённую задачу – подъём/спуск, выдвигание/сдвигание, полный оборот вокруг своей оси (при возможности), установка на опоры.

    АЛ-17 (5301)

    Используется для следующих задач:

    Доставляет людей, ПТВ, инструмент и оборудование к месту работ. Способна поднять груз на высоту 17 м. Оборудована платформой с заградительными устройствами, предназначенной для тушения пожара непосредственно с верха, для чего может быть установлен лафетный ствол. Основные элементы: