Пожарно спасательный гарнизон определение

Пожарно-спасательный гарнизон

Пожарно-спасательный гарнизон (ранее – Гарнизон пожарной охраны) – это совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

В пожарно-спасательные гарнизоны объединяются: органы управления, органы государственного пожарного надзора (далее – ГПН), подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), военизированные горноспасательные части, находящиеся в ведении МЧС России, другие организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, в том числе входящие в состав территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее – подразделения гарнизона), расположенные постоянно или временно на территории с установленными административными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах.

Должностные лица

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона: оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда.

Внимание. Обязанности должностных лиц гарнизона, включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной должности.

Гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные гарнизоны входят в состав территориального гарнизона.

В территориальный гарнизон объединяются подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные гарнизоны объединяются подразделения, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (далее – муниципальное образование).

Границы

Границами гарнизонов являются:

  • территориального гарнизона – границы субъекта Российской Федерации;
  • местного гарнизона – границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.

В муниципальных образованиях, расположенных в границах местных гарнизонов, функции по профилактике и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – проведение АСР), возложенные на подразделения гарнизона, могут выполняться подразделениями корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы, включающими в себя силы и средства Государственной противопожарной службы (далее – ГПС), муниципальной пожарной охраны и добровольной пожарной охраны, организационно-методическое руководство которыми осуществляется начальником местного гарнизона.

Информационное обеспечение деятельности гарнизонов осуществляется соответствующими центрами управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС).

Карта Павлоградского местного пожарно-спасательного гарнизона в границах Павлоградского муниципального района Омской области

Силы и средства

К силам и средствам гарнизона относятся:

а) должностные лица гарнизона и личный состав подразделений гарнизона;

б) пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона:

  • мобильные средства пожаротушения (пожарные (пожарно-спасательные автомобили (далее – ПА), пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);
  • первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные);
  • пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы);
  • средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее – СИЗОД) и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);
  • пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

в) вспомогательная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона;

г) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили, мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы, плавательные средства), находящаяся на вооружении подразделений гарнизона;

д) огнетушащие вещества, имеющиеся в подразделениях гарнизона;

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона;

ж) специальные системы и средства связи и управления действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

з) другое имущество, оборудование и инструменты применительно к конкретному виду ЧС, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона.

В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

Более подробно о них читайте в материалах:

Источники: Федеральный закон РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»; приказ МЧС России № 467 от 25.10.2017 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».

Пожарно-спасательный гарнизон: виды, границы, силы и средства

Гарнизон пожарной охраны – это все объединенные на одной территории подразделения ПО. Здесь учитываются не только пожарные команды, но и научно-исследовательские институты, пожарно-технические учреждения, которые занимаются изучением пожаров, защиты от них, а также разрабатывают новые средства пожаротушения. Сюда же входят все учебные центры, связанные с пожарниками. При этом в гарнизон входят части в независимости от формы собственности или ведомственной принадлежности.

Гарнизон пожарной охраны

При возникновении серьезной катастрофы возникает потребность в консолидации возможностей нескольких подразделений под системным руководящим центром.

Что это

Гарнизон пожарной охраны – это команда, объединенная на одной территории и состоящая из представителей аппарата управления, подразделений МЧС, учебных заведений ведомства, научно-исследовательских институтов, добровольных бригад тушения пожаров и прочих предприятий, участвующих в предотвращении и ликвидации возгораний, независимо от того, к какому ведомству они относятся и какая у них форма собственности.

Цель создания

Пожарно-спасательные гарнизоны организу-ются для формирования единого координа-ционного центра на случай катастрофы на определенной местности.

Для оперативного гашения возгораний, проведения действий по спасению создаются планы использования доступных технических средств и ресурсов для тушения пожаров в этой местности. Составляются графики выездов бригад МЧС в зоны катастроф.

Задачи

Основное назначение создания таких подразделений – в эффективном распре-делении технических и человеческих ресурсов в критической ситуации.

Пожарный гарнизон – это единый центр управления структурами, принимающими участие в тушении возгораний, который:

  • обеспечивает совместное обучение разных организаций;
  • проводит проверки подчиненных подразделений на их готовность к участию в тушении возгораний;
  • организует тактико-техническую подготовку для слаженного взаимодействия в критической ситуации;
  • имеет право прервать отдых сотрудников, привлечь их к тушению возгорания или для участия в АСР;
  • разрабатывает схемы расстановки существующих бригад на пожаре при осуществлении аварийно-спасательных работ (АСР);
  • взаимодействует с отделами жизнеобеспечения;
  • изучает опыт работы на крупных возгораниях, готовит мероприятия, позволяющие устранить причины возникновения пожаров, быстро ликвидировать огонь;
  • контролирует наличие необходимого технического оснащения и сотрудников.

Функции

Основное назначение структуры заключается в своевременной ликвидации огня.

Немаловажной составляющей работы пожарных гарнизонов становится подготовка профилактических мероприятий в учебных, производственных учреждениях, с населением.

Структура

Для исполнения задач, стоящих перед гарнизоном, создается структура управления, состоящая из:

  • Руководителя.
  • Заместителей:
    • оперативный;
    • отвечающий за службы жизнеобеспечения;
    • занимающийся снабжением;
    • организующий обучение и профилактику возгораний.
  • Дежурного.
  • Диспетчера.
  • Руководителей, отвечающих за нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона:
    • газо- и дымозащитной;
    • технической связи;
    • охраны труда;
    • по оперативному реагированию;
    • радиационной, химической;
    • профилактики возгораний.

Должностные лица

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона: оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда.

Внимание. Обязанности должностных лиц гарнизона, включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной должности.

Задачи

Основная задача – организовать систему полного управления между подразделениями. Есть еще две основные задачи:

  • Создать все условия взаимодействия пожарников с другими службами.
  • Создать условия, которые приведут к эффективному использованию ресурсов при тушении очагов возгорания и проведении спасательных мероприятий.

Чтобы управлять гарнизонной службой, необходимо привлекать нештатные отделы и части, к которым относятся управленцы, связисты, технический персонал и служба газодымозащиты. Последняя – одна из важнейших. Ее обязанности: обеспечивать полную готовность ГПО средствами индивидуальной защиты и мобильными установками противодымовой защиты. В эту службу также входят тренировочные базы, где личный состав проходит подготовку.

Положение о пожарно-спасательных гарнизонах

Этот документ является первым приложением к приказу №467 МЧС от 25.10.2017 г.

  • основные положения, в которых дано определение структуры и общая суть документа;
  • порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов;
  • регламент привлечения ресурсов в зоны бедствий.

К Положению прилагаются образцы:

  • плана мероприятий гарнизона;
  • записки с указанием сведений по личному составу (строевой);
  • расписания (графика) выезда;
  • распределения техники по объектам (плана вовлечения ресурсов);
  • оценки потенциала опорного пункта (расчет);
  • описания техники и оборудования бригады;
  • списка документов для регламентирования действий частей;
  • перечня параметров пожароопасных предприятий;
  • списка поселений и предприятий в них (с планируемыми мероприятиями в случае возникновения возгорания);
  • программы составления необходимых документов по датам;
  • книги учета работ.

Виды ГПО

Гарнизоны имеют два уровня подчинения, зависящие от их расположения.

Территориальный

Это организация, полномочия которой определяются в Российской Федерации внутренними экономическими границами субъекта.

Любой крупный район имеет свой гарнизон пожарной охраны, подразделяющийся на несколько подчиненных.

Местный

Образуется путем объединения ряда мелких поселений или деления крупных и утверждается приказом территориального управления МЧС.

Таким образом, виды гарнизонов пожарной охраны бывают территориальные (крупные), местные (средние и мелкие).

Руководство и ответственные

Отдельные положения законодательных актов четко определяют, на кого можно возложить обязанности и функции для ряда должностных лиц.

Правила назначения

Начальниками гарнизонов утверждаются для территориальных образований – руководитель ГУ МЧС, для местных – руководитель пожарной службы.

Заместители назначаются по тому же принципу, соответственно занимаемым должностям в МЧС. Ими устанавливается оперативный дежурный, который также является сотрудником пожарной части.

Обязанности

На руководителя гарнизона возлагается ответственность за:

  • управление отделами, нештатными службами, должностными лицами;
  • подбор сотрудников и утверждение их обязанностей;
  • организацию и контроль прохождения службы;
  • определение графика выезда на пожары и назначения руководителя тушения огня;
  • своевременные прохождения обучений и аттестации работников, которые ему подчиняются;
  • оперативную обстановку;
  • контроль за соблюдением охраны труда;
  • порядок распределения техники и оборудования на пожары и АСР;
  • разработку и утверждение планов, графиков функционирования подразделения;
  • контроль режима проведения противопожарных профилактических мероприятий;
  • тушение пожаров и АСР.

На заместителей начальника гарнизона возлагаются те же обязанности, что и на руководителя, только в рамках их подразделений.

Оперативный дежурный берет на себя ответственность за:

  • оперативное руководство в период дежурства;
  • контроль выполнения нормативов при несении службы;
  • выезд на пожары;
  • знание обстановки, устранение выявленных недочетов;
  • подключение служб жизнеобеспечения;
  • подготовку учений в гарнизоне и помощи в проведении;
  • своевременную постановку техники на службу;
  • исполнение обязанностей диспетчерами.

Силы и средства

К силам и средствам гарнизона относятся:

а) должностные лица гарнизона и личный состав подразделений гарнизона;

б) пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона:

  • мобильные средства пожаротушения (пожарные (пожарно-спасательные автомобили (далее – ПА), пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);
  • первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные);
  • пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы);
  • средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее – СИЗОД) и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);
  • пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

в) вспомогательная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона;

г) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили, мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы, плавательные средства), находящаяся на вооружении подразделений гарнизона;

д) огнетушащие вещества, имеющиеся в подразделениях гарнизона;

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона;

ж) специальные системы и средства связи и управления действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

з) другое имущество, оборудование и инструменты применительно к конкретному виду ЧС, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона.

В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

Более подробно о них читайте в материалах:

Гарнизонная служба пожарной охраны

Караульная служба пожарной охраны

Перспективы и оплата труда

Движение по карьерной лестнице зависит от диплома, личных качеств и умения выполнять поставленные задачи.

Наличие документа об окончании колледжа позволяет занять должность начальника оперативного расчета, стать инспектором пожарной охраны.

Высшее образование предполагает неограниченное продвижение вверх.

Официальный оклад в подразделениях МЧС не превышает уровня средней заработной платы по стране. Но благодаря надбавкам (от 40 до 60%), ежегодной дополнительной материальной помощи, проездным льготам уровень дохода специалистов пожарного дела достаточно высок. Даже новичок в профессии может рассчитывать на получение 30–40 тысяч в месяц.

ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГАРНИЗОН) — совокупность дислоцированных на определённой территории органов управления, подразделений пожарной охраны (см.ПОЖАРНАЯ ОХРАНА), пожарно‑технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений иных предназначенных для тушения пожаров (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА) противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности [1] .

Гарнизоны пожарной охраны образуются на территории субъектов РФ (территориальные), городов и сельских районов (местные). Основные документы гарнизонов пожарной охраны — расписание выездов. Это установленный в соответствии с законодательством и уставом службы пожарной охраны порядок привлечения сил и средств гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров в городе или ином крупном населённом пункте. План привлечения сил и средств — расписание выездов, устанавливающее порядок привлечения сил и средств гарнизона (гарнизонов) к тушению пожаров на территории субъекта РФ, сельского района. В расписание выездов включаются подразделения добровольной и ведомственной пожарной охраны, входящие в состав гарнизонов пожарной охраны, независимо от форм собственности.

В соответствии с Федеральным законом [2] « Гарнизон пожарной охраны» переименован в пожарно-спасательный гарнизон. Органы управления, органы государственного пожарного надзора (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР) , подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ) , расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте, или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны [2] [4] .

Гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. В территориальный гарнизон объединяются подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные гарнизоны объединяются подразделения, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (муниципальное образование). Местные гарнизоны входят в состав территориального гарнизона.

Границами гарнизонов являются:

· территориального гарнизона — границы субъекта Российской Федерации;

· местного гарнизона — границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.

К силам и средствам гарнизона относятся:

б) пожарная техника (см. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА), находящаяся на вооружении подразделений гарнизона:

· мобильные средства пожаротушения (пожарные и пожарно-спасательные автомобили, пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);

· первичные средства пожаротушения охраны (см. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ) — переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные и т. д.;

· пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава (см. ПОЖАРНЫЙ РУКАВ), стволы (см. СТВОЛ ПОЖАРНЫЙ), гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления (см. РУКАВНОЕ РАЗВЕТВЛЕНИЕ), соединительные головки , ручные пожарные лестницы (см. РУЧНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА );

· средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), средства индивидуальной защиты пожарных (см. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА ПОЖАРНЫХ ИЗОЛИРУЮЩЕГО ТИПА) ), средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные) ;

· пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный) ;

в) вспомогательная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона;

г) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили, мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные авиационные системы, робототехнические комплексы, плавательные средства), находящаяся на вооружении подразделений гарнизона (см. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА);

д) огнетушащие вещества , имеющиеся в подразделениях гарнизона (см. ОГНЕТУШАЩЕЕ ВЕЩЕСТВО) ;

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона;

ж) специальные системы и средства связи и управления действиями по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций (см. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ);

з) другое имущество, оборудование и инструменты применительно к конкретному виду ЧС, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона.

Задачами гарнизонной службы являются:

1) создание условий для эффективного применения сил и средств гарнизона при тушении пожаров и проведении АСР;

2) создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

3) организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения ;

4) организация применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;

5) обеспечение руководства силами и средствами гарнизона в повседневной деятельности и при тушении пожаров, проведении АСР;

6) контроль готовности подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР, проведение проверок организации караульной службы в подразделениях гарнизона;

7) организация совместной подготовки подразделений, организация связи и взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

8) организация и проведение совместных мероприятий с подразделениями гарнизона;

9) обеспечение подготовки личного состава подразделений гарнизона, должностных лиц гарнизона путем проведения пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач, оперативно-тактического изучения объектов, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий;

10)разработка и осуществление мероприятий по привлечению личного состава, свободного от несения службы (работы), к тушению пожаров и проведению АСР;

11)изучение и разбор крупных пожаров (см. ПОЖАР), а также контроль за подготовкой их описаний, разработка мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию пожаров;

12)осуществление учета и контроля сил и средств гарнизона.

Литература

2. Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».

Гарнизон пожарной охраны: основная цель создания и виды организаций

Пожар – это неконтролируемое возгорание, которое может возникнуть, как по вине человека, так и под влиянием неблагоприятных факторов.

Своевременная ликвидация возгорания позволяет сохранить не только имущество, но и жизни людей. В каждом населенном пункте присутствует гарнизон пожарной охраны.

Цель создания гарнизона пожарной охраны

Понятие ГПО применяется по отношению ко всем противопожарным подразделениям, располагаемым на одной территории.

К их числу относится следующее:

  1. непосредственно личного состава;
  2. учебные центры, где их обучают;
  3. научно-исследовательские институты;
  4. пожарно-технические учреждения, изучающие причины и последствия возгораний, разрабатывающие методы защиты и средства пожаротушения.

Характеристика гарнизона пожарной охраны подразумевает, что под этим понятием объединяются любые учреждения и заведения, которые тем или иным образом связаны с тушением пожаров, вне зависимости от форм их собственности.

Выполняемые задачи и функции

Разобравшись с понятием, следует приступить к рассмотрению функций, которые возлагаются на данную организацию.

Основная функция заключается в обеспечении своевременной ликвидации огня и в проведении профилактических мероприятий, направленных на их предотвращение.

В задачи гарнизона пожарной охраны входит создание гарнизонной службы, обеспечивающей постоянную боевую готовность личного состава. Постоянная боеготовность требуется для выполнения следующих действий:

  • ликвидации возгораний;
  • проведения работ по спасению людей;
  • организации взаимодействия подразделений в процессе подготовки и работы;
  • организации бесперебойной связи с медицинскими и коммунальными службами.

Важнейшее значение в решении поставленных задач имеет квалифицированное руководство личным составом, силами и средствами гарнизона пожарной охраны.

В функции ГС также входит разработка инструкций и заключение соглашений со всеми коммунально-бытовыми и медицинскими службами.

А с целью повышения профессиональных качеств и улучшения физической выносливости личного состава ГС проводит учения, соревнования, организует проведение семинаров и других мероприятий.

Виды ГПО

Выделяют следующие виды гарнизонов пожарной охраны:

  1. территориальный;
  2. местный.

Территориальный ГПО. Как следует из названия, этот вид ПО образуется в пределах области или республики, то есть на территории субъекта РФ. Местный ГПО.

Данный вид пожарно-спасательных гарнизонов пожарной охраны располагается на территории определенного населенного пункта – города, села, сельского поселения и пр.

Все местные подразделения входят в состав территориальных. А границы, как тех, так и других, определяются областным или республиканским исполнительным органом, а затем утверждаются руководителем Главного управления МЧС (ГУ), курирующим эту территорию.

Кто руководит

Функции управления гарнизоном пожарной охраны возлагаются на начальника ГПО. На эту должность назначается старший по должности сотрудник.

Именно на него возлагается ответственность за проведение всех мероприятий, связанных с ликвидацией огня и оказанием помощи пострадавшим. Территориальным органом руководит непосредственно должностное лицо ГУ Министерства по чрезвычайным ситуациям.

В качестве руководителя территориального подразделения ГПО назначается должностное лицо ГУ, занимающее руководящий пост. Допуск начальника гарнизона пожарной охраны к ликвидации огня осуществляется на основании приказа, утвержденного вышестоящими инстанциями.

Руководитель местного отделения назначается из числа начальствующего состава противопожарной службы, действующей в пределах области или республики.

При отсутствии такового начальник выбирается из числа должностных лиц, работающих в других подразделениях ПО. Утверждение выбранной кандидатуры осуществляется должностным лицом ГУ.

Но прежде этот выбор согласовывается с местным органом самоуправления. В качестве главного требования, предъявляемого к будущим начальникам территориальных и местных ПО, выступает наличие допуска, позволяющего выезжать на пожары в качестве руководителя.

Особенности утверждения на руководящую должность

Если начальник назначается из числа должностных сотрудников областных, республиканских или местных противопожарных подразделений, приказ составляется руководителем ГУ.

Но руководство ПО, располагаемыми в пределах населенных пунктов, может доверяться людям, не являющимися сотрудниками противопожарной службы.

Однако и в том, и в другом случаях кандидатура в обязательном порядке согласовывается с начальником ГУ.

Обязанности должностного лица

Начальник руководит деятельностью гарнизона пожарной охраны, поддерживая связь с сотрудниками через оперативного дежурного или старшего диспетчера.

Так как ответственность за действия по ликвидации огня и проведению работ по спасению пострадавших возлагается на начальника, он обязан выполнять следующее:

  • определять порядок организации службы гарнизона пожарной охраны;
  • назначать должностных лиц и разрабатывать для них должностные инструкции;
  • разрабатывать план действий по ликвидации возгораний;
  • определять, в каком порядке будет осуществляться выезд спасателей на места возникновения возгораний;
  • следить за тем, чтобы оперативные лица вовремя получали допуски на право руководства тушением огня;
  • руководить службами, не входящими в штат противопожарных подразделений;
  • организовывать подготовку сотрудников в плане получения теоретических и практических знаний;
  • подводить итоги несения службы и доводить их до сведения сотрудников;
  • организовывать и руководить опорными противопожарными пунктами;
  • организовывать нештатные оперативные штабы пожаротушения и привлекать их к спасательным работам.

В периоды несения гарнизонной службы особое внимание уделяется контролю за выполнением правил ТБ и ОТ.

Заключение

Организация в населенных пунктах ГПО и проведение профилактических мероприятий по предотвращению неконтролируемых возгораний помогут сохранить здоровье и жизни людей.

А грамотное руководство личным составом, рациональное распределение сил и средств пожаротушения значительно ускорят выполнение работ по устранению последствий при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

Видео: Сочинский гарнизон пожарной охраны

Определены состав пожарно-спасательных гарнизонов, их функции, виды и органы управления

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».

Внесены изменения в отдельные законодательные акты в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности» и «О гражданской обороне» в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при чрезвычайных ситуациях.

Так, вводятся понятия «подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «противопожарная пропаганда», «обучение мерам пожарной безопасности», «управление в области пожарной безопасности», «зона пожара», «организации, отнесённые к категориям по гражданской обороне» и «подготовка населения в области гражданской обороны».

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточнены полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и положения, касающиеся прохождения руководителями и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» дополнен статьей, определяющей состав пожарно-спасательных гарнизонов, их функции, виды, органы управления. Кроме того, в новой редакции изложено понятие «противопожарный режим».

Федеральный закон «О гражданской обороне» также дополнен новой статьей, в которой определены органы, осуществляющие обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

На федеральном уровне такую координацию осуществляет орган повседневного управления (Национальный центр управления в кризисных ситуациях), на межрегиональном и региональном уровнях – органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях).

Федеральный закон позволит эффективно использовать силы и средства пожарно-спасательных гарнизонов для обеспечения пожарной безопасности, а также осуществлять мероприятия по координации деятельности при решении задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

ТЕКСТ ФЗ >

ОТ РЕДАКЦИИ

Уважаемые коллеги и гости сайта!

Данные изменения непосредственно должны коснуться системы противопожарной защиты на объектах ТЭК, в том числе нефтегазовой отрасли.

О стратегии развития аварийно-спасательных формирований ПАО «Газпром» с учетом внесенных изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на страницах нового выпуска журнала «Безопасность объектов ТЭК» (стр 118) рассказывает начальник отдела пожарной безопасности ПАО «Газпром» Игорь Абрамов.

Кроме того, по приглашению исполнительной дирекции Всероссийской конференции «Пожаровзрывобезопасность и защита от ЧС объектов ТЭК — 2016», Игорь Вячеславович станет одним из ключевых спикеров Всероссийской конференции «Пожаровзрывобезопасность и защита от ЧС объектов ТЭК — 2016» , которая состоится 18 февраля 2015 года в Москве на площадке Правительства Москвы (ул. Новый Арбат 36). Подробнее >

В этой связи предлагаем вам стать участником подробного разговора о современной практике обеспечения пожаровзрывобезопасности и защиты от ЧС объектов ТЭК, в том числе в части касающейся внедрения соответствующих современных решений и технологий!

Это поможет обеспечить эффективность реализуемых мер при оптимизации бюджетных расходов заказчиков, а поставщикам и системным интеграторам — заказы с гарантированным финансированием, что весьма актуально в условиях кризисных проявлений в экономике.

Мы готовы ответить на все ваши вопросы!

Координатор
проекта
Екатерина Побережная

Директор
по маркетингу и рекламе
Елена Мельникова

Директор
по стратегическому развитию
Янина Домарацкая