Правила поведения при пожаре в учебном заведении

Правила пожарной безопасности учебного заведения и правила поведения при пожаре

Основным документом о пожарной безопасности, регламентирующим деятельность противопожарной службы государства и всех его элементов, является Федеральный закон «О пожарной безопасности», принятый Государственной думой 18 ноября 1994 года. В данном законе определена деятельность государственной противопожарной службы (ГПС) и всех ее элементов, а также обязанности должностных лиц и граждан по обеспечению пожарной безопасности и ответственность за ее нарушение. В соответствии со статьей 22 закона «О пожарной безопасности», тушение пожаров государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ.

Правила пожарной безопасности для учебного заведения:

1. Чтобы не допустить пожара в учебном заведении, прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы не территории учебного заведения не скапливались сгораемые отходы (мусор, старая мебель, сухие листья, макулатура и т.д.). При пожаре наличие таких материалов может способствовать распространению огня и уничтожению учебного заведения. Запрещается разводить костры и сжигать горючие отходы вблизи от зданий и сооружений (ближе 50 м).

2. Необходимо осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к зданиям учебного заведения. Они должны быть свободными, а в зимнее время очищаться от снежных заносов.

3. Особое внимание необходимо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Коридоры, проходы и выходы из зданий, предназначенные для эвакуации людей, должны быть свободными. Запасные выходы должны иметь надпись «Запасной выход» и надпись о месте хранения ключа.

4. Основными и важнейшими путями эвакуации являются лестницы, поэтому нельзя под лестничными маршами устраивать кладовые, склады наглядных пособий и стендов. При пожаре нельзя использовать лифты.

5. Каждое учебное заведение должно иметь не менее двух выходов: в случае если один из них отрезан огнем, для спасения используется другой. Двери этих выходов, а также из коридоров на лестничные клетки должны открываться по ходу эвакуации и оборудоваться легко открывающимися запорами.

6. Для обеспечения безопасности учащихся необходимо в начале первой четверти ознакомить учащихся со схемой эвакуации при пожаре, провести по всем маршрутам эвакуации и показать все аварийные выходы, особенно для первоклассников, довести до всех сигналы оповещения о пожаре. Обязательно провести тренировки по эвакуации.

7. В школах, где имеются деревянные чердачные помещения, необходима периодическая обработка деревянных конструкций огнезащитным составом.

8. Нельзя устанавливать не открывающиеся металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся учащиеся: при необходимости окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации. Нельзя размещать в помещениях с одним эвакуационным выходом свыше 50 человек.

9. Двери помещений во время проведения массовых мероприятий запрещается закрывать на замки и труднооткрываемые запоры. В помещениях, где проводятся массовые мероприятия, в оконных проемах не должно быть решеток. Нельзя во время проведения мероприятий закрывать окна ставнями, а проходы к ним загромождать мебелью и другими предметами.

10. При проведении химических опытов, особенно с огнем и взрывоопасными компонентами соблюдать технику безопасности.

11. Не перегружать электросеть энергоемкими приборами и аппаратурой при проведении опытов по физике, занятий в компьютерном классе.

12. Без специального разрешения нельзя проводить огневые и другие пожароопасные работы.

12. Запрещается эксплуатировать неисправные электроустановки и нагревательные приборы.

13. Курить можно только в специально отведенных местах, не бросать незатушенные окурки и спички.

14. Соблюдать инструкции по мерам пожарной безопасности.

Действия учителя при пожаре в учебном заведении:

1. При возникновении пожара немедленно принять меры по организации спасения учащихся. Для чего необходимо оценить обстановку, выбрать наименее опасные направления эвакуации и организовано вывести учащихся из классов и школы в определенное место сбора.

2. Проверить по классному журналу наличие выведенных учащихся и доложить об этом директору, или начальнику штаба ГО ЧС учебного заведения о выводе всех учащихся или о том, что кого-то нет.

3. При организации эвакуации необходимо помнить о поражающих факторах пожара и принять меры к исключению поражения от них (использование средств защиты органов дыхания, способов преодоления задымленных участков и небольших участков открытого огня). Использовать личные возможности учащихся, а именно – небольшие задымленные участки можно преодолеть, затаив дыхание.

4. В тех случаях, когда при проверке наличия учащихся обнаружилось отсутствие кого-либо, необходимо организовать его поиски. Поиск лучше всего вести группой (двумя-тремя человеками) и в связке для взаимной безопасности. Необходимо помнить, что младшеклассники от страха могут забраться в любые на их взгляд безопасные места (в шкафы, под парты, спрятаться в нишах и т.п.) и даже от испуга не откликаться на их зов. Поэтому при поисках проверяются все закоулки и скрытные места. Поиск прекращается лишь после того, когда тщательно проверены все помещения и точно установлено, что там никого нет.

5. Передвигаться необходимо по участкам с относительно хорошей видимостью – вблизи окон и дверей. Если дым идет снизу – во весь рост, если сильно задымлена верхняя часть помещения – пригнувшись или ползком. Целесообразно не потерять ориентировку, придерживаться стен.

6. Обнаружив в горящем помещении ребенка, который сам может передвигаться необходимо накинуть на него увлажненную ткань или любое подручное средство, чтобы исключить возможность ожогов, рот и нос закрыть мокрым платком, шарфом, косынкой и т.п. и взяв за руку вывести в безопасное место.

7. Если на ребенке загорелась одежда следует как можно быстрее ее снять, при невозможности это сделать – накрыть его любым подручным покрывалом и плотно прижать к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение.

8. Если ребенок потерял сознание, взять его на руки и немедленно выходить из зоны огня и дыма. Пострадавшего, вынесенного из задымленного помещения, освободить от стесняющей одежды, расстегнуть ворот, ослабить застежку пояса, дать понюхать нашатырного спирта.

9. Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от ожогов.

Общие правила поведения при пожаре:

1. В начале пожара следует предпринять попытку его тушения с помощью огнетуши­телей и водопроводной воды; малые очаги возгорания можно накрыть плотными покрыва­лами для прекращения доступа воздуха.

2. Огонь на элементах системы электроснабжения нельзя тушить водой; предвари­тельно надо отключить электроснабжение.

3. О возникновении пожара необходимо сообщить в пожарную охрану, назвав точный адрес, свою фамилию; по возможности организовать встречу прибывших подразделений.

4. Необходимо знать и помнить опасные поражающие факторы пожара: опасаться высокой температуры среды, задымленности и загазованности, обрушения конструкций зданий, взрывов технологического оборудования при пожаре в зданиях и помещениях, падений подгоревших деревьев и провалов в прогоревшем грунте при природных пожарах.

5. Если в здании прозвучал сигнал тревоги, нужно немедленно покинуть помещение согласно плану эвакуации; из помещений нижних этажей можно эвакуироваться самостоя­тельно через окна, балконы и с помощью подручных средств (веревок, простыней, ремней и проч.). Привязывать эти средства необходимо к прочным и тяжелым, а лучше к неподвижным элементам помещения, но не в коем случае нельзя прикреплять их к оконным рамам. Лифты при пожарах использовать нельзя.

6. Проходя через горящие помещения, следует накрыться с головой мокрой мате­рией; через задымленные помещения двигаться нужно ползком или пригнувшись, если дым поступает сверху (в этом случае меньше вероятности задохнуться в дыму); для защиты от токсичных продуктов горе­ния дышать следует через влажный платок или ткань.

7. Если загорелась одежда, нельзя бежать, нужно постараться сбить пламя покрыва­лом, катанием по полу, затушить ее водой, снегом, землей и т. п. Нельзя использовать огнетушители, т.к. можно нанести химические ожоги.

8. Выходить из зоны пожара нужно в наветренную сторону.

9. Если горение вне вашего помещения, то прежде чем открыть дверь, пощупайте ее. Если она горячая, то открывать ее и выходить из помещения опасно.

10. При невозможности покинуть помещение его необходимо тщательно загерметезировать, для чего необходимо плотно закрыть дверь и завесить ее влажным одеялом или другими материалами, заткнуть все щели и вентиляционные отверстия влажными подручными средствами. Если дым и пламя находится вне ваших окон, их можно открыть и звать на помощь.

11. Если проснувшись, почувствовали запах дыма, необходимо упасть с постели не вставая на пол и перемещаться ползком к окну, где концентрация продуктов горения будет наименьшая и, открыв окно, осмотреться.

Пожар в школе. Правила поведения.

Пожар в школе. Правила поведения.

В минувшую субботу 14 сентября 2019 года в школе № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга в середине учебного дня произошло возгорание электропроводки кухонной вытяжки в кабинете домоводства. Площадь пожара составила 2м 2 .

Персонал школы оперативно и слаженно провёл экстренную эвакуацию учащихся до прибытия пожарных подразделений. Из 546 человек, находившихся на момент инцидента в школе, никто не пострадал.

Проведённое дознание показало, что возгорание произошло по причине короткого замыкания неисправной электропроводки. Причины, по которым произошло короткое замыкание, устанавливаются.

Никто не застрахован от чрезвычайных ситуаций, а такое происшествие, как пожар в школе, где единовременно находится много детей, может иметь трагичный исход. В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1‑1,5 метра в минуту, а в коридорах ещё быстрее. При горении мебели, ткани, бумаги в помещениях в воздухе скапливается угарный газ (окись углерода), который при его вдыхании ведёт к отравлению, а при длительном вдыхании – к летальному исходу. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара. Во время плановых учебных тренировок по эвакуации, проводимых дважды за учебный год, ребята обычно веселы и расслаблены и воспринимают данные учения, как игру. Старшеклассники более подготовлены – накоплен многолетний опыт, а реакция детей, особенно начальных классов, на реальную опасность может быть непредсказуемой. Малыши могут сильно пугаться и громких звуков сработавшей сигнализации и непонимания происходящего. Поэтому очень важно объяснить и чётко заучить алгоритм действий, чтобы при необходимости неукоснительно следовать ему.

Основные задачи персонала учебного заведения при обнаружении возгорании:

  • при первых признаках возгорания, запахе дыма или срабатывании системы оповещения о пожаре немедленно вызвать пожарную охрану по телефону 01 (по мобильному 101 или 112). Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:
  1. Адрес пожара, номер школы;
  2. Наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
  3. Место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
  4. Что горит или характер ЧС, другого происшествия;
  5. Сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
  6. Назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона);
  • оповестить о пожаре администрацию школы;
  • открыть все эвакуационные выходы из здания;
  • до приезда пожарных организовать эвакуацию учащихся из здания школы;
  • после эвакуации детей проверить все помещения, чтобы исключить пребывание учащихся в опасной зоне;
  • организовать встречу прибывающих пожарных подразделений.

Порядок действия учителя при пожаре:

  • не поддаваться панике самому и успокоить детей – говорить громко, чётко, спокойно. Предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Учитель берёт с собой школьный журнал или список детей;
  • уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация учащихся;
  • при наличии в кабинете средств индивидуальной защиты органов дыхания, раздать их учащимся. При отсутствии этих средств использовать носовые платки, часть школьной одежды или любую ткань, которую можно найти в этот момент. Материал смочить водой, после чего закрыть им органы дыхания;
  • в первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причём первыми выводят учеников младших классов;
  • учащихся выводить из здания школы парами по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Учитель при этом должен идти впереди, а в конце цепочки детей поставить самых взрослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым, они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня;
  • при сильном задымлении группа перемещается к выходу поодиночке и ползком, так как вероятность поражения органов дыхания становится ниже. Директор школы и ответственные лица эвакуируются из горящего здания последними;
  • по окончании эвакуации, в заранее определённом месте сбора, провести перекличку всех детей по списку. О количестве учащихся присутствовавших на уроке и количестве покинувших здание каждый учитель сообщает директору. В случае отсутствия кого-либо из детей директор сообщает этот факт прибывшему пожарному расчёту, и организуются поиски пропавшего. Учитель должен неотлучно находиться рядом с выведенными из здания учащимися;
  • если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить её подручной тканью, посадить детей на пол у окон, открыть оконные решётки, слегка приоткрыть окна для проветривания и подать сигнал «о помощи», чтобы пожарные вас увидели и немедленно приступили к эвакуации.

Порядок действия ученика при пожаре:

  • не поддаваться панике;
  • неукоснительно соблюдать распоряжения учителя;
  • по команде учителя эвакуироваться из здания в соответствии с определённым порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам;
  • при выходе из здания находиться в месте, указанном учителем;

Если Вы один в здании:

  • если у Вас есть возможность (работающий телефон), позвоните (в пожарную охрану/учителю/маме/однокласснику) и сообщите где вы находитесь и что происходит;
  • при возможности (если это рядом с Вами и не угрожает жизни и здоровью) закройте двери в помещение, в котором произошёл пожар;
  • если комнаты задымлены, передвигайтесь к выходу ползком, опустив голову вниз, над полом остаётся прослойка кислорода, безопасная для дыхания;
  • в задымленном помещении дышите через ткань намоченную водой;
  • в задымленном помещении реагируйте на крики, не пугайтесь, дайте себя обнаружить и спасти;
  • если огонь отрезал Вам путь к выходу, откройте окно или разбейте стекло и зовите на помощь. В замкнутом помещении стучите в стены, пол, потолок, чтобы Вас услышали люди;
  • при загорании на Вас одежды не пытайтесь бежать (горение будет ещё сильнее) быстро снимите с себя одежду, бросьте её в безопасное место, потушите. Если одежду быстро снять невозможно, то упадите и катайтесь по полу чтобы потушить пламя;
  • при пожаре в любом помещении, если Вы не можете выйти, не прячьтесь под сгораемые предметы, держитесь ближе к стенам, при обрушении это наиболее безопасное место;
  • не паникуйте, Вас обязательно спасут!

СПб ГКУ «ПСО Петроградского района», ОНДПР Петроградского района.

Алгоритм действий при пожаре в школе

Правила пожарной безопасности в школе – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение массовой давки и купирование факторов распространения огня. На каждое учебное заведение заранее разрабатывается план оперативных действий по ликвидации огня и эвакуации людей.

  1. Противопожарный режим в школах
  2. Алгоритм действий при пожаре в школе
  3. Сообщение о пожаре
  4. Оповещение о ЧС
  5. Алгоритм эвакуации при пожаре в школе
  6. Эвакуация невозможна
  7. Алгоритм действий при пожаре ответственных лиц
  8. Руководитель учебного заведения
  9. Персонал школы, учитель
  10. Учащиеся
  11. Алгоритм действия сторожа школы при пожаре

Противопожарный режим в школах

Здания школ и учреждений интернатного типа относят к постройкам I и II степени огнестойкости, отдельно встречаются объекты, возведенные из трудногорючих материалов III и IV класса. Чтобы предупредить массовую давку во время пожара, типовые здания школ строятся по принципу коридорной планировки с односторонним расположением дверей.

На каждое общеобразовательное учреждение, расположенное в зоне контроля ПЧ, разрабатывается план эвакуации и тушения возгораний, который доводится до сведения всех сотрудников. В нем указывают:

  • особенности планировки здания;
  • тип конструкции по классу огнестойкости;
  • допустимую пожарную нагрузку;
  • установленные системы ППЗ;
  • особенности электроснабжения;
  • места массового скопления людей в случае возникновения ЧС;
  • план эвакуации, разработанный руководством учебного заведения.

Сложность возгораний в школах составляет быстрое нагнетание угарного газа из-за горения бумаги и мебели. Отравление продуктами горения считается причиной массовой гибели людей в 50-80% случаев.

Основные причины возникновения пожара в школе:

  • неосторожное обращение с огнем;
  • поджог;
  • неисправная электропроводка;
  • отсутствие системы противопожарной защиты;
  • неправильная эксплуатация путей эвакуации.

Алгоритм действий при пожаре в школе

Общий план действий при возникновении пожара в учебном заведении:

  • сообщение о возгорании в пожарную часть;
  • включение системы оповещения;
  • оповещение директора учебного заведения о возникшей ситуации;
  • организация сотрудников школы по выводу детей.

Сообщение о пожаре

В пожарную часть сообщение о возгорании передает сотрудник учебного заведения. Если очаг возгорания обнаружил ребенок, то школьник сообщает об этом любому взрослому. Пожарную охрану вызывают по телефону 101.

При вызове сообщают:

  • адрес и номер учебного заведения;
  • потенциальную опасность для жизни детей и персонала;
  • место локализации пожара;
  • источник возгорания и характер находящихся в опасной зоне предметов;
  • свои контактные данные.

Пока диспетчер не скажет, что машина выехала, необходимо оставаться на связи. Это поможет передать новые данные или получить инструкции по дальнейшим действиям.

Оповещение о ЧС

Оповещение о пожаре считается сигналом для начала экстренной эвакуации. Можно использовать приемы:

  • голосом по громкой связи;
  • включением сигнализации;
  • подачей сигнала тревоги при помощи школьного звонка.

Алгоритм эвакуации при пожаре в школе

Эвакуацию начинают до момента прибытия пожарных. Для этого используют заранее определенные пути согласно утвержденному плану вывода людей из горящего здания. Ответственными за учеников считается учитель, проводивший урок на момент поступления сигнала о пожаре.

С целью уменьшения нагрузки на коридоры и для предотвращения давки необходимо соблюдать очередность эвакуации. Сначала выводят учащихся, которые оказались ближе всего к источнику возгорания. Затем тех, кто находится на верхних этажах, начиная с младших школьников.

Выбирают самый безопасный и короткий путь. Дети строятся парами. Впереди идет учитель, замыкают колонну физические развитые мальчики, которые при необходимости смогут оказать помощь слабым. Перед эвакуацией дети обязательно закрывают нос платком, чтобы избежать отравления угарным газом. После выхода из класса обязательно надо закрыть дверь в кабинет, чтобы снизить интенсивность распространения огня.

При сильном задымлении колонна строится по одному. Дети выбираются ползком. Представители администрации выходят из здания последними, убедившись, что в помещении школы не остались люди.

Эвакуация невозможна

Если развитие пожара не позволяет вывести детей и персонал на безопасное расстояние, до прибытия пожарных люди остаются на местах. Если есть возможность сообщить о своем переходе в безопасное место, детей переводят в помещение вне зоны возгорания.

Если пути выхода заблокированы, то люди должны оставаться в том классе, где они получили сообщение о пожаре. При этом детей сажают на пол ближе к окнам и просят прикрыть рот и нос платком. Окна слегка приоткрывают для доступа кислорода.

Пожарные, приехавшие по вызову, должны сразу же приступить к выводу людей, оставшихся в горящем здании.

Алгоритм действий при пожаре ответственных лиц

Руководитель учебного заведения

  1. Контролирует передачу данных о возникновении опасной ситуации в ПЧ. Если оповещения не было, самостоятельно оформляет вызов.
  2. Дает распоряжение о включении системы оповещения.
  3. Контролирует включение стационарной системы пожаротушения, установленной в школе.
  4. Организует эвакуацию людей до приезда пожарных.
  5. Встречает прибывшее по вызову подразделение, обозначает на плане место возгорания, расположение подъездных путей и люков гидрантов.
  6. Проверяет по спискам выведенных из опасной зоны детей и персонал школы.
  7. Отчитывается перед прибывшими спасателями о проделанной работе, сообщает о возможных рисках и оставшихся в здании людях.
  8. Организует вынос ценных вещей.

Персонал школы, учитель

  1. Организует учащихся, предупреждая панику и давку.
  2. Проводит разведку путей эвакуации, проверяет, свободны ли выходы.
  3. Готовит для детей простейшие средства защиты от дыма (влажные носовые платки) и инструктирует, как ими пользоваться.
  4. Контролирует построение учащихся, проверяет всех по списку.
  5. Выводит детей по путям эвакуации в безопасное место.

Учащиеся

  1. При обнаружении источника возгорания оповещают учителя.
  2. Во время эвакуации находятся в зоне контроля коллектива учителем и выполняют его распоряжения.
  3. Выходят из школы исключительно по утвержденным путям в сопровождении взрослых.
  4. В задымленном помещении используют простейшие средства защиты органов дыхания.
  5. При выходе из школы не покидают свою группу и дожидаются проверки по спискам в безопасном месте.

Учащимся запрещено принимать участие в тушении пожара и в эвакуации имущества.

Алгоритм действия сторожа школы при пожаре

  1. Сообщает о пожаре в ПЧ.
  2. Оповещает руководство школы о случившемся.
  3. Включает систему оповещения.
  4. Открывает запасные выходы.
  5. Помогает выводить пострадавших из опасной зоны.
  6. Проверяет все доступные помещения с целью обнаружения спрятавшихся людей.
  7. Отключает электроснабжение объекта.
  8. При возможности применяет первичные средства пожаротушения.
  9. Участвует в организации эвакуации материальных ценностей.
  10. Встречает пожарных и оказывает им помощь.

Алгоритм поведения во время пожара отрабатывается на ежегодных учениях, в ходе которых разбирают нюансы действий в моделируемых ситуациях.

Что делать в случае пожара в учебном заведении?

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ?

Если пожар случился в учебном заведении, важно как можно раньше поднять тревогу, чтобы у всех было достаточно времени эвакуироваться из здания.

К ПРИБЫТИЮ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НУЖНО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

1. В каком помещении пожар.

2. Все ли эвакуированы.

Наличие плана эвакуации очень поможет пожарной охране.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ:

2. Вызов пожарной охраны.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НАДО:

Чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в учебном заведении через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в техникуме, так и в других местах.

Любой человек – студент, ученик или член персонала — при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из всего здания, а не только из его части.

ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно НЕМЕДЛЕННО сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом. Должно быть предусмотрено дублирование вызова пожарной охраны. Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова; студент, ученик немедленно сообщает о возникновении пожара классному руководителю, преподавателю, любому члену персонала, который должен доложить по инстанции и убедиться, что пожарная охрана вызвана.

Услышав тревогу, студенты, ученики должны встать у своих парт и по указанию преподавателя, ответственного за аудиторию, покинуть ее по одному и идти к сборному пункту. Сумки, портфели, одежду оставить на местах. Если есть, воспользоваться марлевыми повязками для защиты органов дыхания. Группы должны идти ровным, размеренным шагом, преподаватель следует позади с журналом группы. В конце цепочки необходимо оставить самых рослых и физически развитых студентов, учеников, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым; необходимо закрыть дверь аудитории и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться. Учащиеся должны выходить из здания учебного заведения по наиболее безопасному и кратчайшему пути.

Следует предусмотреть помощь для студентов-инвалидов и студентов с неуравновешенным характером. Может получиться так, что журналы групп в момент тревоги не находятся у преподавателей, поэтому их необходимо принести к месту сбора как можно быстрее, чтобы произвести полную перекличку. Разговоры и смех во время эвакуации должны быть запрещены с тем, чтобы слышны были даваемые указания. Выйдя к лестнице, студенты, ученики из одной группы должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода других групп, за исключением случаев, когда лестница очень узкая. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые группы обгоняли друг друга.

Все, кто не присутствует в аудитории во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, коридорах и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своей группе. Никому из студентов, учеников не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и пр., до тех пор, пока не будет дано разрешение пожарной охраны или — в случае тренировки — директора техникума.

Место сбора должно быть заранее согласовано. Придя на место сбора, каждая группа должна занять определенное место и находиться там, не расходясь до специального указания.

Немедленно по прибытии групп на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно — по журналам, и каждое ответственное лицо должно немедленно сообщить директору о присутствии своей группы в полном составе.

Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски.

Группа противопожарной пропаганды и общественных связей ОНД Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве

ПОЖАР НА КУХНЕ — ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Наиболее пожароопасным местом в доме является кухня. В этом помещении находятся различные бытовые приборы и оборудование, требующие повышенного внимания.
Управление МЧС по Северному административному округу напоминает Вам основные правила поведения на кухне:
— Крючки для полотенец и прихваток разместите подальше от плиты.
— Старайтесь держать подальше от плиты все, что может загореться: шторы, прихватки, пакеты, коробки.
— Плита, стоящая у окна — опасна. При вспышке масла в сковороде огонь может перекинуться на занавески. Для предупреждения пожара: отодвиньте плиту или укоротите занавески.
— Удаляйте с плиты и кухонного стола весь пролитый жир. Кулинарный жир, подсолнечное масло легко загорается.
— Если загорелось масло в кастрюле (сковороде): отключите газ, накройте посуду крышкой. Ни в коем случае не заливайте кастрюлю или сковороду водой — горящее масло разлетится по всей кухне и начнется настоящий пожар. Не пытайтесь перенести горящую посуду в мойку или за пределы кухни. Это опасно.
— Всегда держите огнетушитель для тушения загорания на кухне. Вода для тушения пожаров на кухне не годится! В качестве подручных средств, при тушении также может сгодиться «Пемо-Люкс» и даже земля в цветочных горшках.
— Готовить на кухне в одежде с длинными и широкими рукавами — опасно. Вы рискуете задеть ими пламя газовой плиты, кипящий жир, кипяток и получить ожог. — Электрошнуры должны быть обязательно сухими, чистыми (вода и жир могут разрушать изоляцию). Они должны быть проложены как можно дальше от нагревающихся поверхностей и вне пределов досягаемости детей.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Правила действий при пожаре в школе

Анализ обстановки с пожарами и их последствиями в городе Москве показывает, что в 2014 году в зданиях учебно-воспитательного назначения произошло 30 пожаров, 10 из них в школах. В первом квартале 2015 года в общеобразовательных учреждениях Москвы произошло уже 6 пожаровсо значительным материальным ущербом. Наиболее частыми причинами пожаров в школах является нарушение правил устройства и эксплуатации электроприборов и неосторожное обращение с огнем, также имеют место случаи поджогов.

Поэтому важно знать, как действовать в случае обнаружения пожара, правила эвакуации из здания школы и правила поведения в случае задымления основных путей эвакуации.

Сообщение о пожаре

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:

  • адрес пожара, номер школы;
  • наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
  • место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
  • что горит или характер ЧС, другого происшествия;
  • сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
  • назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Объявление об эвакуации

Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

Проведение эвакуации

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. После выхода на свежий воздух из школы не разбегайтесь. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Возможности выхода нет

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте все щели в двери и вентиляционной решетке тряпками. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

Окна не открывайте. Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное — не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей и направляют все силы и средства на их спасение.

При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Тушение пожара подручными средствами

Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека — очаг возгорания (пламя) виден и к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

Не пытайтесь тушить пожар в задымленном помещении даже малой плотности. Это может привести к отравлению оксидом углерода (угарным газом! Содержание всего 0,1-0,5% оксида углерода в воздухе приводит к потери сознания и мгновенной смерти.

Текст подготовлен по материалам из открытых источников методистами по ОБЖ: Антоновым Н.В., Баклановым О.Ю., Бычковым В.А., Герасимовой С.И., Труховым П.В.