Нужен ли проект на капитальный ремонт здания

Ростехнадзор разъясняет: Капитальный ремонт (на ОПО и не только)

Письмо Минстроя России от 28.10.2020 N 43518-ИФ/09 «О проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства при проведении государственной экспертизы проектной документации»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 28 октября 2020 г. N 43518-ИФ/09

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.

Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).

Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).

Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.

Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.

При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.

В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.

За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.

Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.

Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.

В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Вопрос:

Добрый день!

  1. Какими нормативно-правовыми актами регулируется порядок организации капитального ремонта ОПО на примере ремонта металлических емкостей для хранения ГСМ объемом 400м3 расположенных на территории нефтехранилища.
  2. Требуется ли при организации данного ремонта разработка проектной или рабочей документации с прохождением ЭПБ.

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления Ростехнадзора, отдел горнотехнического, металлургического надзора и надзора за взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами по надзору за проектированием опасных производственных объектов и изготовлением оборудования.

В соответствии с ч. 1 ст. 116-ФЗ капитальный ремонт опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Капитальный ремонт без проектной документации

В процессе подготовки документации для проведения аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания как обычно изучаю сложившуюся практику. Точнее практику, которая только начинает складываться, ведь прошло всего чуть больше месяца с момента вступления в силу масштабных изменений нашего любимого Закона № 44-ФЗ.

Итак, напомню о чем идет речь. Дело в том, что с 01.07.2019г. в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Однако, подготовка проектной документации — дело дорогостоящее и занимает довольно много времени. И вот сегодня мне попалось любопытное решение Санкт-Петербургского УФАС.

Суть его в том, что если закупка осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то в качестве проекта может выступать смета!

Вот цитаты из данного решения:

В силу ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.


Согласно ч.12.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.


Из вышеуказанных положений Градостроительного Кодекса РФ следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».

Однако следует помнить, что аукцион в данном случае следует проводить по тем же правилам, как если бы документация содержала полноценный проект.

Всегда ли нужна проектная документация на строительство, реконструкцию, капремонт объекта?

Означает ли это, что в вышеперечисленных работах в обязательном порядке должна присутствовать проектная документация?

Может ли не быть проектной документации в работах по капитальному ремонту объекта капитального строительства?

Возможно ли применение другого метода в работах по капитальному ремонту?

Отвечает эксперт службы Правового консалтинга

компании «Гарант» Аркадий СЕРКОВ.

Прежде всего следует учитывать, что необходимость подготовки проектной документации при выполнении работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства вытекает из положения Гражданского кодекса РФ, на котором в том числе основывается Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 4-ФЗ) (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого Закона).

Из п. 1, 2 ст. 740 ГК РФ видно, что договор на выполнение вышеуказанных работ квалифицируется как договор строительного подряда (то, что здания, сооружения являются объектами капитального строительства, видно из п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Применение норм о строительном подряде к государственным и муниципальным контрактам на выполнение таких работ следует из ссылки на них в п. 1 ст. 763 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. То, что под технической документацией понимается проектная документация, видно из ст. 758 ГК РФ.

Таким образом, закупке работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства по общему правилу всегда должно предшествовать составление проектной (технической) документации.

Что касается обоснования начальной (максимальной) цены такого контракта (далее — НМЦК), то следует обратить внимание, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч. 7—11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом только в отношении затратного метода указано, что он применяется в случае невозможности применения иных методов, указанных в п. 1—4 ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, или в дополнение к иным методам (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Иные методы применяются также в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 этой статьи). Иными словами, выбор заказчика метода обоснования НМЦК определяется невозможностью применения методов, указанных в п. 1—4 ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, причем фактическим выбор предполагается между приоритетным методом сопоставимых рыночных цен, затратным и иными, непоименованными в законе методами.

Отсюда, по нашему мнению, следует, что применение нормативного, тарифного, проектно-сметного методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в случаях, поименованных в ч. 7—9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, для заказчика обязательно. В частности, применение проектно-сметного метода обязательно для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Заметим также, что в силу п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, должна включать в себя и смету.

Подготовлено по материалам системы Гарант.

Официальный представитель по Волгоградской области

2. Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения

СТ-СМЕТА ПИР

Программа для определения стоимости проектных работ и результатов инженерных изысканий

СМЕТА МДС 2020

Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации

II НОРМАТИВЫ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Распространяется ли Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 (Положение), на СБЦ «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения», утвержденным Минрегионом России приказом № 96 от 12.03.2012 г. (СБЦП 81-2001-05)?

Нет, не распространяется. Состав разделов технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения и их ориентировочные показатели процентного соотношения приведены в таблице № 12 СБЦП 81-2001-05.

В пункте 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение виду капитального строительства «капитальный ремонт»: «14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов».

Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено: «Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи».

Градостроительным кодексом Российской Федерации определено, что состав и содержание разделов проектной документации на строительство объектов, в том числе и на капитальный ремонт, регламентируются «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения: «В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий».

Исходя из требований пункта 2 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, под проектной документацией понимается «проектная и подготовленная на ее основе рабочая документация».

Выше приведенные положения и требования законодательных и нормативно-правовых актов приведены для разъяснения порядка применения СБЦП 81-2001-05.

В связи с тем, что разработка документации на капитальный ремонт осуществляется, как правило, в одну стадию (см. пункт 3.1 действующего МДС 13-1.99 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий», утв. постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 79), имеет место совмещение работ по выполнению проектной и рабочей документации, и под термином «техническая документация», цены на разработку которой установлены СБЦП 81-2001-05, понимается проектная документация, содержащая необходимые для капитального ремонта проектные решения (проектная документация) и рабочие чертежи (рабочая документация).

xЦены, приведенные в Справочниках базовых цен на проектные работы, включенных в Федеральный реестр, являются комплексными и учитывают выполнение всего необходимого объема работ в соответствии с нормами по проектированию, действующими на момент разработки и утверждения Справочника. При этом в соответствии с принятой методологией (см. пункт 2.7 МУ-2015) формирование базовых цен в Справочниках осуществляется на основании данных эталонных объектов, которые содержат необходимые и достаточные (т.е. минимальные, обязательные) требования для полной и качественной реализации всех функций, осуществляемых предприятиями, зданиями, сооружениями данного назначения (типа).

Объём и содержание работ по капитальному ремонту определяются исходя из результатов технического обследования зданий (сооружений), и должны устанавливаться заказчиком в задании на проектирование.

Таким образом, учитывая вышесказанное, ценами СБЦП 81-2001-05 учтено принятие необходимых для капитального ремонта проектных решений в составе следующих разделов проектной документации, требования к содержанию к которым установлены Положением, и подготавливаемой на ее основе рабочей документации:

— «Конструктивные и объемно-планировочные решения»;

— «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» (только в части выполнения работ по подразделам: «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция, тепловые сети», «Сети связи», «Система газоснабжения»);

— «Документация по организации работ по сносу или демонтажу (проект)»;

— «Проект организация строительства»;

— «Смета на строительство объектов капитального строительства».

Базовыми ценами таблицы СБЦП 81-2001-05 не учтены затраты на разработку разделов проектной документации согласно Положения, в объеме соответствующим условиям нового строительства, так как необходимость и обязательность их разработки не установлена нормами на разработку документации для капитального ремонта. Базовые цены на разработку технической документации на капитальный ремонт зданий и сооружений установлены в СБЦП 81-2001-05 без разделения на стадийность проектирования, а состав работ на капитальный ремонт, учтенный базовой ценой, приведен в таблице № 12 указанного Справочника. В случае невыполнения отдельных видов работ при осуществлении капитального ремонта, в соответствии с положениями таблицы № 12 Справочника и пунктом 1.6 МУ-2009, в расчет вводится понижающий коэффициент на объем выполняемых работ.

Цены СБЦП 81-2001-05, исходя из приведенного выше определения «капитальный ремонт» не учитывают затраты на проектирование подраздела проектной документации «Технологические решения». Как правило, работы по этому подразделу, соответствуют работам по реконструкции и/или техническому перевооружению объекта капитального строительства.

Что включают работы по подготовке технической документации для капитального ремонта фасадов зданий и сооружений?

Работы по капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений могут включать:

— колористическое решение, материалы и технологию проведения работ;

— отражение необходимости выполнения штукатурных и облицовочных работ, а также герметизации стыков;

— устройство и ремонт наружной теплоизоляции со штукатурным слоем и навесными фасадными системами с воздушным зазором.

Ответ на вопрос 2 раздела II Сборника-2013 актуален в настоящее время. При этом приведенный ответ касается разработки проектных работ на капитальный ремонт существующих фасадов (например, устройства и ремонта наружной теплоизоляции со штукатурным слоем и навесными фасадными системами с воздушным зазором).

Базовыми ценами СБЦП 81-2001-05 не учтены затраты на разработку проектной продукции с применением навесных вентилируемых фасадов. Цену проектирования навесных вентилируемых фасадов, в том числе при выполнении капитального ремонта здания, можно рассчитать дополнительно как долю от общей стоимости проектных работ в соответствии с показателями, приведенными в пункте 1 Раздела II Приложения 3 МУ-2009 «Фасады без переработки проекта отопления» (размер доли — 12,5% от цены проектирования здания в целом).

Как определить стоимость работ по подготовке технической документации на капитальный ремонт балконов?

Работы по подготовке технической документации на капитальный ремонт балконов относятся к работам, выполняемым в счет объемов по пункту 2 таблицы № 12 СБЦП 81-2001-05, при этом процентное соотношение составляет до 2% от общей базовой стоимости работ по этому пункту и определяется исполнителем по согласованию с заказчиком исходя из фактической трудоемкости работ.

Как определить стоимость разработки интерьеров при капитальном ремонте зданий и сооружений?

В случае, если заданием на разработку технической документации для капитального ремонта зданий жилищно-гражданского назначения предусмотрена разработка интерьеров, стоимость указанных работ может быть определена дополнительно к стоимости документации для капитального ремонта и составлять 5-8% от стоимости разработки соответствующей рабочей документации для условий нового строительства, в зависимости от трудоемкости работ.

Как рассчитать стоимость капитального ремонта кафе на 100 посадочных мест?

Принимая во внимание, что цены на капитальный ремонт объектов общественного питания в СБЦП 81-2001-05 «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения» не приведены, стоимость разработки технической документации – кафе на 100 посадочных мест может быть определена в соответствии с пунктом 2.1.4. Методических указаний изд. 2010 г. При этом предельную цену разработки технической документации по рассматриваемому объекту можно определить исходя из порядка, установленного для проектирования объектов нового строительства (см. СБЦП 81-2001-03 «Объекты жилищно-гражданского строительства», п. 8 таблицы № 24 «Здания предприятий общественного питания») с применением понижающего коэффициента. По мнению Центра, размер указанного понижающего коэффициента может составлять ориентировочно до 0,5 в соответствии с трудоемкостью работ, как это было установлено п. 7 Общих указаний по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства изд. 2002 г.

Применение предлагаемого регламента определения стоимости проектных работ для строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, требует согласования с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Как определить стоимость капитального ремонта котельных?

Принимая во внимание, что в СБЦП 81-2001-05 «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения» изд. 2012 г., отсутствуют позиции номенклатуры для расчета стоимости на капитальный ремонт котельных, указанные затраты можно определить в соответствии с пунктом 2.1.4. Методических указаний изд. 2010 г. При этом предельную цену разработки технической документации по рассматриваемому объекту можно определить исходя из цены соответствующих проектных работ для условий нового строительства с применением понижающего коэффициента. По мнению Центра, размер указанного понижающего коэффициента может составлять ориентировочно до 0,5 в соответствии с трудоемкостью работ, как это было установлено п. 7 Общих указаний по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства изд. 2002 г.

Применение предлагаемого регламента определения стоимости проектных работ для строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, требует согласования с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Ответ на вопрос 5 раздела II Сборника-2013 актуален в настоящее время и корректировке не подлежит. Обращаем внимание, что аналогичный методологический подход к определению стоимости разработки технической документации на капитальный ремонт приведен в пункте 1.17 СБЦП 81-2001-23.

Минстрой России актуализировал правила капитального ремонта жилых зданий

Предлагаем купить стройматериалы в Саратове оптом по доступным ценам. У нас большой каталог строительных и отделочных материалов, а также скидки для постоянных покупателей!

Ведомством подготовлены изменения в свод правил 368 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта». Обновленный документ приведен в соответствие с последними изменениями Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, изменения коснулись перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте. Новая редакция свода правил предусматривает применение технологий, конструкций и материалов, отвечающих уровню развития современной строительной науки.

Предыдущая редакция свода правил, главным образом, базировалась на ведомственных строительных нормах ВСН 58-88(р), разработанных в конце прошлого столетия. Об этом рассказал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.

«В соответствии с требованиями того времени в перечень работ были включены, с одной стороны, работы, которые действующая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к реконструкции: например, замена (восстановление) перекрытий или перепланировка помещений. С другой стороны, в перечень включены работы, которые реализуются в рамках текущего ремонта. Такая путаница создавала сложности, в частности, при оценке целевого использования средств фондов капитального ремонта», — пояснил Дмитрий Волков.

Документ дополнен техническими решениями по переводу невентилируемых крыш в вентилируемые, устройству навесных вентилируемых и композиционных фасадных систем, использованию ПВХ стеклопакетов для оконных заполнений, применению современных битумно-полимерных, в том числе мембранных, кровельных материалов, полимерных труб, светодиодных светильников. Серьезного пересмотра и расширения потребовал перечень технологий и материалов ремонтных работ с учетом достижений последних десятилетий.

Большинство указанных решений зарекомендовали себя на практике, что позволяет говорить о плановом эксплуатационном эффекте – увеличение межремонтных сроков по причине улучшения качества проведенных работ, повышении энергосберегающих характеристик здания, приведении комфортности ремонтируемого жилья к нормативному уровню.

«Важно отметить, что актуализированный свод правил не только обеспечит возможность применения современных строительных материалов и технологий, но и ограничит использование устаревших. Например, введен запрет на использование восстановленных труб при замене элементов систем инженерно-технического обеспечения здания», — подчеркнул директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.

В обновленном документе детально проработан вопрос определения необходимости проведения капитального ремонта. В частности, предусмотрена возможность применения СП 454 «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки ограниченно-работоспособного и аварийного состояния» в качестве технического основания для принятия соответствующего решения. Уточнение требований к оценке технического состояния жилого здания при постановке на капитальный ремонт закрепляет нормативно-техническую базу, определяющую основания и необходимость проведения капитального ремонта.

«Ранее, когда речь шла не о плановом капитальном ремонте, а о выборочном ремонте отдельных конструктивных элементов, для принятия решения необходимо было проводить полное обследование по ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Это дорогостоящая процедура, которая включает в себя не только обследование, но и большую расчетную часть. После актуализации СП 368 стало возможным проводить для этих целей обследование по упрощенной процедуре СП 454, которая значительно дешевле и ее могут заказать сами жители», — пояснила ведущий научный сотрудник АО «ЦНИИПромзданий» Елена Лепешкина.

Шагом в будущее цифровой экономики можно назвать новое положение об установке автоматизированных систем учета потребления ресурсов, представляющих собой комплекс программно-технических средств и оборудования, обеспечивающих дистанционный сбор, обработку, передачу и хранение данных о тепловой энергии, горячей и холодной воде, электрической энергии, газе, потребляемых в многоквартирных жилых зданиях.

При подготовке изменений в СП 368 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» были учтены результаты научно-исследовательских работ:

  • «Разработка технических решений и технологий по капитальному ремонту мягких кровель»;
  • «Определение перечня необходимых для эксплуатации объектов капитального строительства работ и услуг, а также периодичности их выполнения (оказания)»;
  • «Проведение обследований многоквартирных жилых домов в различных климатических районах РФ для установления зависимости сроков эксплуатации от технического состояния объектов и условий эксплуатации».

Оптимизация затрат на техническое обслуживание жилых зданий во многом обусловлена рациональным планированием системы текущих и капитальных ремонтов. Качественное проведение капитального ремонта продлевает срок службы здания в несколько раз, а его своевременность снижает затраты непосредственно на ремонтные работы и последующие эксплуатационные затраты по зданию. Все это позволяет повысить надежность, безопасность и комфортность жилья.

Работа по подготовке изменений СП 368 организована ФАУ «ФЦС» и выполнена авторскими коллективами АО «ЦНИИПромзданий» и АО «НИЦ «Строительство».