Охрана окружающей среды как мера экологической безопасности

Требования экологической безопасности

Безопасность окружающей среды – это общая забота государства, общества и бизнеса. Поэтому соблюдение требований экологической безопасности становится обязательным условием, которое установлено для компаний действующим законодательством. Оно предполагает достаточно длинный список мер, которые требуется реализовывать в компаниях. В противном случае нарушителя ждет административная ответственность за нарушение требований экологической безопасности.

Нормативная база

Современные требования к экологической безопасности зафиксированы в целом ряде правовых актов. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды с последними изменениями, включая те из них, которые были внесены федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ;
  • федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, регулирующий порядок обращения с отходами производства и потребления;
  • федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий общие правила лицензирования в Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях, который определяет санкции за нарушение действующего законодательства в области благополучия окружающей среды;
  • другие нормативные документы.

Нормативы, содержащиеся в перечисленных правовых актах, дифференцированы в зависимости от области деятельности компании, степени интенсивности его влияния на экологию и иных факторов.

Общие требования экологической безопасности в организации

В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие, работа которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано:

  • получить разрешение на осуществление выбросов в атмосферу;
  • поставить имеющиеся производственные объекты, которые оказывают такое негативное воздействие, на государственный учет;
  • внести установленную законом плату за оказание отрицательного воздействия на экологию;
  • составить паспорт отходов производства, отвечающий их классу;
  • получить лицензию для ведения работ, которые в соответствии с действующими правовыми нормами относятся к категории лицензируемых;
  • регулярно направлять отчетность в контролирующее государственное ведомство, в роли которого выступает Росприроднадзор, учитывая требования экологической безопасности при строительстве или другом виде деятельности, которым занимается компания;
  • назначить сотрудников, которые будут отвечать за систему экологической безопасности предприятия, и провести их подготовку в соответствии с действующими требованиями;
  • провести комплексный экологический аудит компании;
  • на основании результатов проведенного аудита разработать программу экологического контроля за работой предприятия и необходимые сопроводительные документы.

Порядок действий в рамках каждого направления определяется профилем работы организации, а также характером ее влияния на экологию.

Экологический аудит и выявление характера влияния на окружающую среду

Чтобы выяснить, какие требования безопасности труда и экологической безопасности актуальны для конкретного предприятия, его руководству следует выполнить комплексный экологический аудит. В рамках этого вида контроля определяются основные параметры деятельности компании и производится его классификация по критериям, установленным действующим законодательством. Основными видами негативного воздействия на экологию (НВОС) считаются:

  • выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сбросы вредных веществ и соединений в водоемы;
  • размещение промышленных и иных отходов в почвах.

Для осуществления каждого из перечисленных действий организации необходимо получать соответствующее разрешение. Порядок их оформление регламентирован приказами ответственного государственного органа, в роли которого выступает Минприроды.

Постановка на учет

Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 7-ФЗ. Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.

Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 7-ФЗ. В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:

  • I – предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
  • II – предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
  • III – предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
  • IV – предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.

В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.

Составление паспорта отходов

Еще одно важное требование к экологической безопасности к производству – составление паспорта отходов. Как и сами предприятия, они делятся на пять категорий, зависящих от уровня опасности для окружающей среды. Порядок составления такого документа определен отдельным правовым актом: постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712. Паспорта потребуется составлять на отходы I-IV классов. Для отходов V класса, которые оказывают минимальное воздействие на экологию, разрабатывать паспорт или сертификат соответствия требованиям экологической безопасности не требуется.

Лицензирование деятельности при обращении с отходами

Требования пожарной экологической безопасности и лицензионного законодательства устанавливают, что обращение с опасными отходами относится к категории лицензируемых видов деятельности. Компаниям нужно оформлять особое разрешение на то, чтобы осуществлять следующие операции с отходами производства и потребления:

  • сбор;
  • перевозка;
  • любой вид утилизации, включая рециклинг, регенерацию и рекуперацию;
  • размещение, включая хранение и захоронение;
  • обезвреживание;
  • обработка.

Единственное направление работы с этим типом материалов, которое не требует оформления лицензии, – это накопление, то есть временное размещение отходов на спецплощадках, которые оборудованы согласно установленным требованиям. При этом срок такого размещения не может превышать 6 месяцев.

Назначение ответственного за экологическую безопасность

Основной объем ответственности за соблюдение нормативов актуального законодательства по экологической безопасности возлагается на руководителя организации. Однако он вправе делегировать свои полномочия сотруднику, который прошел соответствующую подготовку и имеет необходимую квалификацию, либо создать на предприятии профильную службу, состоящую из нескольких таких работников.

Квалификационные нормативы для специалистов такого профиля определены приказом Минтруда от 31.10.2016 № 591н. В зависимости от профиля предприятия сотруднику может потребоваться:

  • прохождение общей экологической подготовки с учетом специфики деятельности организации;
  • обучение по обращению с отходами производства и потребления, генерируемыми предприятием.

Работодатель по своему выбору вправе осуществить установление избыточных требований в области экологической безопасности к специалисту, если считает, что они обеспечат более действенное выполнение работ в этой области и повысят уровень экологической безопасности организации.
Кроме этих вариантов, работодатель также вправе решить вопрос с обеспечением экологической безопасности своей компании посредством заключения договора со сторонней организацией, работающей по этому направлении, либо договора гражданско-правового характера со специалистом этого профиля, имеющим необходимые навыки и знания. Окончательное решение по этому вопросу остается на усмотрение работодателя.

Санкции за несоблюдение требований действующего законодательства

За нарушение требований экологической безопасности действующим законодательством предусмотрена серьезная ответственность. Она зависит от того, какие именно требования правовых актов были нарушены виновником:

  • несогласованное осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без оформления разрешительной документации карается санкциями, предусмотренными частью 1 статьи 8.21 КоАП. По этой статье организация может быть оштрафована на сумму до 250 тысяч рублей. Такое наказание могут заменить остановкой работы предприятия в административном порядке на срок до 90 суток;
  • несанкционированное осуществление сбросов в водный объем представляет собой правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.13 КоАП. Максимальный штраф за такое нарушение для юридических лиц достигает 300 тысяч рублей;
  • незаконное размещение опасных отходов производства и потребления на территориях предусмотрено статьей 8.2 КоАП РФ. Такое нарушение влечет за собой возможность наложения административного штрафа размером до 250 тысяч рублей либо остановку работы организации на срок до 90 суток.

Помимо самого штрафа за осуществление незаконных действий, компании также придется возместить вред, нанесенный в результате ее несанкционированных действий благополучию окружающей среды.

Как законы защищают экологию

Новый приоритет

«В этом созыве ГД было принято больше «зеленых», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов. Такой «зеленой» повестки у российского парламента не было никогда», — заявил Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

Бурматов
Владимир Владимирович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0190 (Металлургический – Челябинская область) . Приняты не только инициативы, которые были внесены нынешним составом ГД, но и разобраны законодательные завалы, копившиеся в этой сфере с позапрошлого созыва.

Многие направления в законодательстве, которые появились благодаря работе этого созыва, попросту ранее не существовали, подчеркнул парламентарий.

Закрепление в Конституции

Необходимо отметить, что теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Основном законе нашей страны. Принятые в 2020 году поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также закрепляется необходимость ответственного отношения к животным.

Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Также в соответствии с этой статьей Правительство «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Ограничение выбросов парниковых газов

Этот созыв ГД сформировал сразу несколько новых отраслей в природоохранном законодательстве. Например, появилось климатическое законодательство ― углеродное регулирование. «Об этом никто не говорил с точки зрения законодательного оформления никогда, а сегодня созданы условия для сокращения объемов выбросов парниковых газов для исполнения Россией международных климатических соглашений, парижского в частности», — отметил Владимир Бурматов. Созданы условия для снижения карбонового следа в продукции, учета выбросов предприятиями.

1 июня ГД приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».

Защита животных

«Второй пример, когда создается с нуля законодательство, — это законодательство, защищающее животных. Четыре года назад его не было. Животные были вещью и отношение к ним было соответствующее. Но за четыре года мы создали полноценное законодательство в этой сфере, пройдя путь, который другие страны проходили по 30–40 лет. И мы даже ушли вперед, потому что сегодня только две страны в мире имеют поправку в Конституции, которая защищает животных», — сказал Владимир Бурматов.

У нас на сайте есть большой материал о том, как закон защищает животных.

Доступная экологическая информация

В феврале был принят закон о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды. Он обязывает предприятия предоставлять соответствующие сведения, а федеральные, региональные и местные – публиковать эти данные в открытых источниках в интернете.

Граждане, экологи, эксперты получат доступ к информации о состоянии окружающей среды, почвы, водоемов, качестве питьевой воды, вредных выбросах и уровне радиационного фона и другим сведениям.

Предотвращение разливов нефти

Закон повышает ответственность компаний, занимающихся нефтедобычей. Они должны будут финансово обеспечить не только ликвидацию разлива, но и возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

«Он очень важный, он защитит Россию от 10 000 нефтеразливов в год, которые сегодня происходят на суше», — подчеркнул Владимир Бурматов.

Защита особо охраняемых природных территорий

«Это был закон, который лежал года с 2015, защищающий заповедники, национальные парки, природные заказники, вводит там максимальный режим защиты от незаконного строительства, создает дополнительные полномочия инспекторам этих особо охраняемых природных территорий», — отметил Владимир Бурматов.

Здесь у нас есть материал на эту тему.

Обращение с отходами

Владимир Бурматов также отметил ряд системных решений в области обращения с отходами. «Мы создали с нуля систему обращения с самыми опасными отходами — I и II класса опасности. Этого не существовало», — указал он. Законом предусматривается, что соблюдение единой федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с такими отходами.

Виды мероприятий по охране окружающей среды (ООС)

Экологическое законодательство Российской федерации обязывает все юридические и физические лица, деятельность которых связана с природопользованием, образованием и использованием опасных отходов, выбросом вредных веществ, проводить мероприятия по охране и восстановлению природной среды.

Так, экологические мероприятия проводятся по следующим направлениям:

  • охрана воздушного пространства и озонового слоя;
  • охрана водных ресурсов;
  • охрана земельных ресурсов и недр;
  • охрана лесных насаждений;
  • охрана производства и труда;
  • охрана водоснабжения населения;
  • контакт с вредными и опасными отходами;
  • охрана животного мира и этнических экомассивов.

Положения законодательных актов, прежде всего, направлены на мотивацию предпринимателей к экологизации производственной деятельности: рациональное применение природных материалов; использование ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, экологически чистого сырья, сокращение вредного воздействия на экологию, восстановление природного баланса.

Перечень мероприятий по ООС для предприятия

Для каждого субъекта хозяйствования перечень мероприятий по охране природной среды будет индивидуальным, что обусловлено особенностями технологического процесса и типом загрязняющего влияния на экологию, качеством используемых основных фондов, местом расположения производственных мощностей и рядом других факторов.

Для сокращения вредного воздействия на природную среду субъекты хозяйствования могут применять административные, экономические, производственные, научные методы, что позволяет выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия путь защиты экологии.

Мы предлагаем примерный перечень мероприятий по ООС, которые предприятие может включить в свою экодокументацию в зависимости от вида деятельности и финансовых возможностей (дифференциация по ключевым направлениям ООС):

  • Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя может включать такие мероприятия: переход на использование экотоплива и экологически чистого сырья; внедрение системы рециркуляции дыма и газов; модернизация установок для очистки газов; использование агрегатов для утилизации веществ, которые разрушают озоновый слой; автоматизация контроля объема выбросов вредных веществ; оборудование неорганизованных мест выбросов; приобретение измерительного оборудования для контроля уровня токсинов и дыма в отработанных газах, создание условий для рассеивания выбросов и т.п.;
  • Охрана водных ресурсов может заключаться в таких мероприятиях: обновление оборудования для хозяйственно-бытового водоснабжения; внедрение агрегатов для удаления шламов гидравлическим способом; аккумуляция веществ, которые загрязняют подземные и поверхностные воды; приобретение приборов для сбора загрязняющих веществ, которые содержатся в сточных водах; строительство скважин; реконструкция и капитальный ремонт сетей для забора, транспортировки, хранения водных ресурсов и т.п.;
  • Обращение с отходным материалом предполагает следующие меры экологизации: внедрение программ перевода отходов в товарные категории; обезвреживание и хранение токсичных отходов; приобретение и использование контейнеров для хранения вторичного сырья и отходов; модернизация и переоборудование объектов хранения отходного материала; внедрение безотходных систем производства; обустройство площадок для временного хранения отходов и т.п.;
  • Охрана труда и производства может включать такие мероприятия: замена старого производственного оборудования на новое, контроль соблюдения режима труда и отдыха, установка противопожарных систем; приобретение строительной техники с более низкими вибрационными и шумовыми характеристиками; установка систем очистки выхлопных газов и т.п.

К мероприятиям по охране экологии на предприятии также относят: ведение экологической документации, проведение экологического мониторинга, разработку программ по снижению уровня шума, очистке сточных вод, околоземельного пространства и др.

На основании составленного списка природоохранных мер создается официальный документ – Перечень мероприятий по ООС. Все мероприятия по сохранению природной среды, которые предприятие отражает в соответствующих документах, обязательны для выполнения. Поэтому при составлении плана природоохранных мероприятий следует отталкиваться от текущих производственных и финансовых возможностей предприятия, чтобы избежать конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.

Помощь специалистов «Экобезопасность»

Разрабатывать перечень природоохранных мер и оформлять его соответствующим образом на предприятии должен профильный специалист – эколог. Именно это должностное лицо несет ответственность за реализацию мероприятий по ООС и сокращение эковыплат и компенсаций предприятия.

Аутсорсинговая компания «Экобезопасность» предлагает услуги экологического сопровождения предприятий на самых выгодных условиях. У нас работают высококвалифицированные экологи с большим опытом составления экологической отчетности и взаимодействия с органами государственного контроля.

Наши профессионалы в сжатые сроки разработают эффективный и реальный план мероприятий по ООС с учетом всех особенностей и нюансов вашего предприятия, помогут сократить экологические выплаты и создать хорошую репутацию современного экологически безопасного производителя.

Звоните нам прямо сейчас и опытные сотрудники предоставят вам подробную информацию об услугах нашей компании, проконсультируют и дадут рекомендации по каждому конкретному случаю, ответят на все интересующие вопросы. Специалисты компании «Экобезопасность» помогут найти компромисс между требованиями экологического законодательствами и интересами вашего бизнеса!

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №16. Экологическое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Каковы экологические права граждан?

2. На каких принципах основано экологическое право?

3. Какие способы защиты окружающей среды предусматривает закон?

Глоссарий по теме:

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.

Природоохранные нормы – юридические правила об охране окружающей среды.

Природоресурсные нормы – юридические правила об использовании природных ресурсов – земли, недр, воды, воздуха, животного мира.

Экологические правонарушения – виновные противоправные поступки, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.

Экоцид – массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы,

Ключевые слова: Экологическое право; природоохранные нормы; природоресурсные нормы; экологические правоотношения; экологический контроль; экологическая экспертиза; экологические правонарушения; экологическая ответственность.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.107-119.

На уроке мы узнаем, каковы экологические права граждан

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов экологического права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

  1. земельное;
  2. водное;
  3. горное;
  4. воздухоохранительное;
  5. лесное;
  6. фаунистическое.

Под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Относительного охраны окружающей среды принципы отрасли экологического права определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». К ним относятся:

  1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  7. независимость государственного экологического надзора;
  8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  10. сохранение биологического разнообразия;
  11. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  12. некоторые другие принципы.

Экологические права и обязанности граждан — это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни.

Каждый гражданин имеет право на:

  1. благоприятную окружающую среду;
  2. защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
  3. достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  4. возмещение вреда окружающей среде.
  5. создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  6. направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране

В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

  1. сохранять природу и окружающую среду;
  2. бережно относиться к природе и природным богатствам;
  3. соблюдать иные требования законодательства.

Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Глава 26 УК РФ включает в себя нормы об ответственности за следующие экологические преступления:

  1. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  2. нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  3. нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248);
  4. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
  5. загрязнение вод (ст. 250);
  6. загрязнение атмосферы (ст. 251);
  7. загрязнение морской среды (ст. 252);
  8. нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
  9. порчу земли (ст. 254);
  10. нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  11. незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256);
  12. нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257);
  13. незаконную охоту (ст. 258);
  14. уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259);
  15. незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260);
  16. уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261);

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохраняющие свои природные свойства.

Природные ресурсы более узкое понятие с природными объектами это компоненты природной среды, природный объект и природный антропогенный объект, который использовался или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связывающих между собой природных объектов, объединённых географическими и иными соответствующими признаками. К ним относятся: — особо охраняемые природные территории, — морская среда, — экологически неблагополучные территории, — континентальные шельф.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

По горизонтали:

2. охота (а также промышленное рыболовство, любительская рыбная ловля, вырубка леса, сбор растений и т. д.), нарушающая законодательство об охране окружающей среды.

3. участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

По вертикали:

1. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастроф

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите природные объекты, ресурсы и комплексы.

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7 (391) 216 83 45
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • Главная
  • Обучение
  • Аттестация и переаттестация
  • Обучение по безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок
  • Обучение по ГО и ЧС
  • Обучение по обращению с отходами 1-4 классов опасности
  • Обучение по охране труда
  • Обучение по охране труда при работе на высоте
  • Виды обучения по охране труда при работах на высоте
  • Обучение по безопасности работ на высоте по новым правилам
  • Программы курсов по обучению безопасности работ на высоте
  • Курсы для сварщиков НАКС
  • Курсы переподготовки по экологической безопасности
  • Курсы по медицинским отходам
  • Курсы по обращению с отходами 1-4 класса опасности
  • Курсы по радиационной безопасности
  • Курсы по экологической безопасности
  • Курсы переподготовки по охране труда 256 часов
  • Курсы по охране труда для руководителей и специалистов
  • Курсы по ГО и ЧС
  • Курсы по охране труда при работе на высоте
  • Курсы переподготовки
  • Курсы по пожарному техническому минимуму
  • Курсы повышение квалификации дефектоскопистов.
  • Курсы по экологии
  • Курсы переподготовки по охране труда, экологии и промбезопасности
  • Курсы переподготовки по работе с отходами 1-4 классов опасности
  • Курсы по обращению с умеренно опасными отходами
  • Курсы по обращению с малоопасными отходами
  • Курсы по обращению с чрезвычайно опасными отходами
  • Курсы по обращению с высокоопасными отходами
  • Аутсорсинг по охране труда
  • Программы обучения по ГО и ЧС
  • Документация по охране труда
  • Документация по ОТ и ТБ
  • Документация по пожарной безопасности
  • Документация по электробезопасности
  • Знаки безопасности
  • Положение по охране труда
  • Положение о производственном контроле (ППК)
  • Программа санитарно-производственного контроля (ППК)
  • Программа производственного контроля по условиям труда
  • Сертификация по охране труда ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007
  • Система управления охраной труда
  • Разработка паспорта канцерогенноопасного производства
  • Расследование несчастных случаев
  • Канцерогенный паспорт
  • Менеджмент охраны труда
  • Программа радиационного контроля
  • Программа контроля систем вентиляции
  • Контингенты и поименные списки для медосмотров
  • Оценка и расчет профессиональных рисков
  • Годовые отчеты по охране труда по форме №1-Т и форме №7
  • Программа мониторинга объектов размещения отходов
  • Комплекс услуг по охране труда
  • Разработка паспортов женщин
  • Документация по безопасности дорожного движения БДД
  • Вакансии для экологов
  • Услуги по охране труда
  • Аттестация сварщиков НАКС
  • Внесение в реестр ОПО
  • Годовая отчетность в Ростехнадзор
  • Декларация промышленной безопасности
  • Карта учета опасного производственного объекта
  • Лицензия на право эксплуатации ОПО
  • Особенности лицензирования различных ОПО
  • Обоснование безопасности опасного производственного объекта
  • Паспорт безопасности ОПО
  • Положение о системе управления промбезопасностью
  • План ликвидации аварий
  • План мероприятий по локализации и ликвидации аварий
  • Положение о порядке расследования инцидентов на ОПО
  • Положение о производственном контроле по промышленной безопасности
  • Порядок оформления ОПО с нуля
  • Разработка положения о производственном контроле на ОПО
  • Составление отчетности НВОС
  • Личный кабинет природопользователя
  • Внесение в реестр объектов НВОС
  • Внесение сведений в кадастр отходов
  • Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • Журналы экологического учета
  • Лицензия по отходам
  • Отчетности 2ТП, НВОС, МСП
  • Отчет обоснования для получения лицензии по отходам
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР)
  • Паспорта отходов
  • Паспортизация отходов 1-4 классов опасности
  • Порядок производственного контроля по обращению с отходами
  • Положение об экологическом контроле.
  • Разработка ПЭК
  • Разработка паспортов опасных отходов
  • Составление и предоставление сведений в региональный кадастр отходов
  • Технический отчет о неизменности производственных процессов
  • Экологический паспорт
  • Экологическое сопровождение
  • Инвентаризация источников выбросов
  • Постановка на учет объектов НВОС
  • Программа экологического контроля на предприятии
  • Разработка проекта предельно допустимых выбросов
  • Проект мониторинга окружающей среды
  • Разработка проекта Санитарно-защитных зон
  • Разработка и согласование проекта НМУ
  • Сертификат соответствия системы экологического менеджмента
  • Экологическое абонентское обслуживание
  • Зоны санитарной охраны (ЗСО)
  • Порядок разработки ППК воды
  • Подготовка к разработке РП
  • Порядок разработки и согласования РП
  • Отчетность по РП
  • Законодательство в области ПК воды
  • Сертификация по экологии
  • Интегрированный сертификат ISO
  • Необходимость обучения пожарной безопасности
  • Общие положения по разработке проекта ПНООЛР
  • Обучение и аттестация по промышленной безопасности
  • Обучение по обращению с опасными отходами
  • Оформление паспортов отходов 1-4 классов опасности
  • Организация обучения по охране труда
  • Охрана труда — особенности разработки документации
  • ППК за санитарными условиями
  • Разработка и согласование проекта ЗСО
  • Разработка и согласование проекта НДС
  • СЗЗ — особенности проектирования
  • Разработка ППК воды
  • Инвентаризация источников
  • Отзывы

Экологическая безопасность предприятия.

В настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия. Воздействие производственных процессов на окружающую среду постоянно усиливается, и для того, чтобы добиться минимизации негативного влияния, каждая компания должна разработать и предпринять комплекс соответствующих мер. Их состав и масштабы разрабатываются для каждого объекта индивидуально, исходя из его специализации, наличия и характера вредоносных факторов, климатических и географических особенностей местности и прочих показателей. Понятие «экологическая безопасность предприятия» включает в себя разрешенный законодательными нормами уровень негативного влияния технологических процессов на окружающую среду и людей, как работающих на производстве, так и проживающих в непосредственной близости от данного объекта. Для ее обеспечения требуется последовательное проведение ряда мер, направленных на выяснение степени экологической опасности, а также на разработку мер для ее нейтрализации.

Проведение экологического аудита

Начальным этапом при разработке мер экологической безопасности для конкретного предприятия является экологический аудит. Он заключается в обследовании объекта и окружающей среды, на которую последний оказывает влияние, оценке опасности выявленных факторов и сравнении их с действующими нормами экологического законодательства. Конечная цель проведения экологического аудита — это оценка того, как данный субъект соблюдает нормативы по охране окружающей среды, а также требования международных стандартов в этой области. Она должна быть объективной, комплексной и подтвержденной документально, исходя из нее даются рекомендации для изменения факторов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Экологический аудит может быть назначен как сторонней организацией, так и заказа самим предприятием, в случае, если последнее заинтересовано в повышении эффективности своей работы и охране окружающей среды. Проводя его, предприятие преследует следующие цели:

  • развитие производства, а также приведение своей деятельности к международным стандартам, что повышает конкурентоспособность предприятия на мировом и внутреннем рынках;
  • снижение вероятности введения штрафных санкций, которые могут быть назначены при нарушении природоохранного законодательства и нанесении ущерба окружающей среде. Подобные санкции могут быть введены и за несоблюдение регулярности и размера платежей по использованию природных ресурсов, а также рамок налогового законодательства в этой сфере;
  • повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Без сомнения, любой бизнесмен предпочтет вкладывать деньги в предприятие, не имеющее проблем с экологической безопасностью, нежели рисковать своими инвестициями, которые могут уйти на штрафы, приведение предприятия к действующим критериям в области охраны окружающей среды и прочие риски.

Соблюдение норм экологической безопасности

Грамотно проведенный аудит задает направление для работы над экологической безопасностью предприятия. Его итогом является формирование основы для приведения технологических процессов, действующих на объекте, к действующим нормативам, как российским, так и международным. Одной из составляющих этого процесса является проведение аттестации рабочих мест. Производится оценка условий труда, степень влияния негативных факторов на каждого работника, а также сопоставление реальных показателей с теми, что допускаются действующим законодательством и нормативными документами. В результате формируются оптимальные условия, с минимальным воздействием вредоносных факторов на организм человека. Документально это фиксируется при составлении карт аттестации рабочих мест, где подробнейшим образом указаны все существенные показатели. Еще одним компонентом экологической безопасности предприятия является степень его влияния на окружающую среду. Оно включает в себя использование природных ресурсов, воздействие производственных процессов (наличие вредных выбросов и прочее). Для того, чтобы избежать проблем в этой области, требуется:

  1. ввести использование менее ресурсоемких технологий;
  2. произвести модернизацию производственного оборудования;
  3. организовать контроль соблюдения природоохранного законодательства;
  4. разработать мероприятия, направленные на минимизацию рисков возникновения ЧС.

Надлежащий уровень экологической безопасности предприятия оказывает положительное влияния на состояние окружающей среды, здоровье персонал, а также эффективность хозяйственной деятельности компании.