Требования к транспорту перевозящему опасные грузы

Требования к транспорту перевозящему опасные грузы

О перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом см. справочный материал по ссылке.

Основные положения об автоперевозке опасных грузов

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (далее — Правила).

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и Правилами.

Также существуют Рекомендации по перевозке опасных грузов (Типовые правила), которые разработаны Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета ООН.

Международные автомобильные перевозки опасных грузов, движение по автомобильным дорогам в международном сообщении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Специальное разрешение на проезд по автодорогам транспортных средств, перевозящих опасные грузы. ДОПОГ-разрешение

1. Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности (за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств ВС РФ, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, специальных грузов), допускается при наличии специальных разрешений (ч. 1_1 ст.31 Закона об автодорогах).

Проезд по автодорогам транспортных средств, перевозящих опасные грузы, допускается только при наличии специального разрешения. Специальное разрешение выдается на срок, не превышающий 6 месяцев.

Порядок выдачи специального разрешения утвержден приказом Минтранса России от 12.08.2020 N 304. Порядок применяется к перевозкам опасных грузов на территории Российской Федерации.

Заявление о получении спецразрешения и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства (его представителем) в территориальное подразделение Ространснадзора по адресу в пределах места нахождения владельца транспортного средства (для юридических лиц) или по адресу места жительства (для физических лиц и ИП).

Заявление может быть подано:

на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

по электронной почте, при этом заявление и прилагаемые документы должны быть подписаны электронной подписью.

С 1 января 2022 г. появится возможность подачи заявления через портал госуслуг.

копия свидетельства о регистрации транспортного средства, на которое оформляется специальное разрешение, а также документа, подтверждающего право владения данным транспортным средством (если владение осуществляется не на праве собственности);

копия свидетельства о допуске транспортного средства категории EX/II, ЕХ/III, FL, AT или MEMU к перевозке опасных грузов (если транспортное средство относится к одной из этих категорий);

копия свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов и приказа о назначении консультации по вопросам безопасности перевозок опасных грузов либо иного документа, подтверждающего полномочия консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов (для юридических лиц и ИП);

копия свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов (для физических лиц);

документы, удостоверяющие полномочия представителя владельца транспортного средства (если заявление подается представителем владельца транспортного средства);

реквизиты платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Решение о выдаче специального разрешения либо об отказе в выдаче принимается в срок, не превышающий 14 дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.

Если заявление о выдаче специального разрешения было представлено на бумажном носителе, то специальное разрешение оформляется на бланке, образец которого приведен в приложении 1 к Порядку. Специальное разрешение на бумажном носителе оформляется в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня принятия решения о выдаче специального разрешения.

С 1 января 2022 г. при представлении заявления о выдаче специального разрешения в электронном виде с использованием информационной системы специальное разрешение оформляется в электронном виде. При обращении владельца транспортного средства или его представителя в уполномоченный орган ему выдается копия специального разрешения на бумажном носителе (п.19 Порядка).

Специальное разрешение оформляется в отношении транспортного средства, сведения о котором указаны в заявлении о выдаче специального разрешения.

2. Приказом Минтранса России от 23.11.2016 N 359 утвержден Административный регламент, которым определен порядок предоставления госуслуги по выдаче разрешений на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащего условия перевозки опасных грузов (ДОПОГ-разрешение).

Срок предоставления госуслуги — в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о ее получении. Т.е. в течение данного срока либо должно быть выдано ДОПОГ-разрешение, либо должно быть отказано в выдаче этого разрешения.

Для получения ДОПОГ-разрешения заявитель по месту государственной регистрации подает в управление Госавтодорнадзора заявление согласно утвержденной форме.

Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к заявлениям, определен в отдельном разделе Административного регламента.

Управление Госавтодорнадзора обязано на следующий день после принятия решения о выдаче ДОПОГ-разрешения уведомить заявителя почтовым отправлением или в электронной форме, иным доступным способом.

Основанием для отказа в выдаче ДОПОГ-разрешения является установленное несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки заявленного опасного груза.

В случае отказа в выдаче ДОПОГ-разрешения должностное лицо управления Госавтодорнадзора на следующий день после принятия решения направляет заявителю уведомление об отказе в предоставлении ДОПОГ-разрешения в письменной или электронной форме.

Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

3. Правила подачи, приема и рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, оформления, выдачи специального разрешения, переоформления и выдачи дубликата специального разрешения установлены приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 439.

Требования к транспортным средствам и водителям, осуществляющим автоперевозки опасных грузов. Обучение водителей

Выпускаемые в обращение транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации (п.13 Техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств»).

Оснащение спутниковой навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS — см. виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Оснащение аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается собственниками (владельцами) транспортных средств в соответствии с техдокументацией производителей данной аппаратуры.

Главой 8.2 ДОПОГ установлено, что водители, перевозящие опасные грузы, должны иметь свидетельство (его называют свидетельство ДОПОГ), которым удостоверяется, что водитель прошел курс подготовки и сдал экзамен на знание требований по автоперевозке опасных грузов.

Подготовка водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, проводится на основании приказов Минтранса России:

— Типовая программа профессионального обучения по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (базовый курс);

— Типовая программа (специализированный курс по перевозке в цистернах);

— Типовая программа (специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1);

— Типовая программа (специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7).

На официальном сайте Росавтотранса размещены экзаменационные билеты для оценки профессиональных компетенций водителей — https://rosavtotransport.ru/ru/activities/dangerous-goods/documents/.

Об организации работы по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом см. распоряжение Минтранса России от 11.02.2013 N МС-7-р.

Приказом МВД России от 10.09.2019 N 611 утвержден Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Административная ответственность в сфере автоперевозок опасных грузов

Штрафы (предусмотрены нормами КоАП РФ)

нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки — статья 12.21;

нарушение правил перевозки опасных грузов — статья 12.21_2;

несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого авто транспортными средствами массой свыше 12 тонн — статья 12.21_3;

неисполнение обязанности по внесению платы за проезд грузового транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог — статья 12.21_4.

Дополнительная информация по вопросам автоперевозок опасных грузов

Материалы из книги «Автомобиль в организации» (в разделе «Комментарии и статьи на тему «Право и экономика», который входит только в состав продукта «Помощник юриста. Профессионал»)

Требования к транспорту перевозящему опасные грузы

В Российской Федерации перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ ЕЭК ООН).

На законодательном уровне это закреплено в «Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ №2200 от 21 декабря 2020 года. Выполнение отдельных требований ДОПОГ регулируется различными федеральными законами, приказами Минтранса, решениями комиссии Таможенного союза, стандартами ГОСТ и иными документами. Ответственность за несоблюдение правил транспортировки опасных грузов установлена в статье 12.21.2 КоАП РФ. В зависимости от степени нарушения штрафы варьируются в таком диапазоне:

  • для водителя – от 1000 до 2500 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев;
  • для должностного лица – от 5000 до 20 000 рублей;
  • для юридического лица – штраф от 150 000 до 500 000 рублей.

Само соглашение ДОПОГ состоит из двух томов по 700 страниц каждый. Их актуальные версии доступны на сайте ФБУ Росавтотранс. Разобраться во всех нюансах документа, выполнять все требования и следовать строго закону невозможно без профессиональной подготовки. Поэтому Минтрансом утверждены программы обучения водителей спецтранспорта и консультантов автопарков по вопросам ДОПОГ.

В соответствии с требованиями главы 8.2 ДОПОГ, водители транспортных средств, осуществляющие перевозки опасных грузов, должны пройти подготовку и иметь свидетельство установленного образца.

Перечень образовательных учреждений, которые обладают правом подготавливать водителей ТС, перевозящих опасные грузы, можно посмотреть на сайте Росавтотранснадзора.

К обучению допускаются водители с российскими правами и стажем работы на транспорте своей категории не менее трех лет. Программа обучения состоит из двух курсов: базового и специализированного.

Базовый курс, который длится 28 часов, проходят все претенденты. По факту его прохождения и сдачи соответствующего экзамена водитель получит свидетельство о праве перевозки грузов в упаковках, за исключение взрывчатых и радиоактивных веществ.

Для аттестации, дающей право на перевозку опасных грузов в цистернах, необходимо пройти основной специализированный курс (16 часов) и дополнительные специализированные курсы по отдельным классам и подклассам опасных грузов (по 12 часов).

После успешной сдачи экзаменов в учебном центре водители получают лишь свидетельство о прохождении курсов. Оно еще не дает право работать на спецтранспорте. Для этого нужно сдать экзамены в территориальной комиссии на базе местного управления государственного автодорожного надзора. Только после успешной сдачи экзамена в УГАДН водитель получит свидетельство ДОПОГ международного образца.

В этом свидетельстве указываются классы, к перевозке которых водитель допущен по итогам профессионального обучения.

Срок действия ДОПОГ о подготовке водителя составляет 5 лет. Для получения нового свидетельства нужно пройти повторное обучение, которое по времени длится в два раза меньше первичных курсов.

В штате автопарков, которые осуществляют перевозки опасных грузов, обязательно должны работать консультанты ДОПОГ. Правильное название этой должности: «Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов». Сотрудник, претендующий на такую роль, приобретает нужную квалификацию в аккредитованном учебном центре.

К обучению на консультанта ДОПОГ допускаются люди с водительским стажем не менее 3 лет (категории «С», «СЕ»). Продолжительность курса составляет 78 часов. В течение этого времени будущий консультант изучает положения европейского соглашения и российского законодательства, включая:

  • виды и классификацию опасных грузов;
  • требования к ТС и экипажам;
  • меры предосторожности и действия при нештатных ситуациях;
  • делопроизводство при транспортировке;
  • составление инструкций, формирование отчетности и т.д.

Также как и в случае с водителями, по итогам прохождения курсов итоговую аттестацию консультанта проводит территориальная комиссия УГАДН. После успешной сдачи экзаменов консультант получает свидетельство на бланке Ространснадзора.

Свидетельство консультанта ДОПОГ действует 5 лет. Для его продления следует проходить переаттестацию за год до истечения пятилетнего срока.

1. Электропроводка

Она должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы провода были хорошо защищены от термических и механических повреждений. В дополнение к этому в кабине водителя должно быть установлено устройство отключения АКБ (выключатель массы). Кожух устройства должен быть исполнен со степенью защиты IP65.

2. Тормозное оборудование

Автомобиль должен быть оснащен антиблокировочной системой торможения ABS (АБС).

8. Экипировка экипажа транспортного средства

Экипаж транспортного средства должен иметь в своем распоряжении огнетушители, противовоткатные башмаки, аварийные жилеты, осветительные приборы, средства индивидуальной защиты (аптечка, перчатки, раствор для промывания глаз) и другие компоненты так называемого набора ADR, включая письменные инструкции.

Совершенно очевидно, что спецтранспорт в заводской комплектации не может полностью отвечать требованиям ДОПОГ. Дооснащение в любом случае потребуется.

Сейчас есть немало компаний, которые предлагают услуги по по подготовке автомобилей под требования ДОПОГ. Безусловно, лучше выбирать сервисные центры, которые предлагают весь комплекс устройств и услуг по их установке. Главное помнить, что:

  • Переоборудование транспортных средств под требования ДОПОГ могут выполнять только организации, обладающие сертификатом ДС АТ (Добровольная сертификация на автомобильном транспорте). Без такого документа не получится официально внести изменения в конструкцию ТС.
  • Установкой и обслуживанием тахографов вправе заниматься исключительно организации, внесенные в официальный перечень мастерских ФБУ Росавтотранс.
  • Продажу и монтаж оборудования для передачи сведений в Ространснадзор через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» могут осуществлять только официальные представители АО «ГЛОНАСС».

Но просто установить оборудование под ДОПОГ и спокойно передвигаться по трассам не получится. Процесс согласования изменений состоит из нескольких этапов, которые установлены в ГОСТ 33995-2016 («Порядок оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, выпущенного в обращение»). Для получения разрешения на работу транспорта, переоснащенного по правилам ЕЭК ООН, потребуется:

  • получить заключение технической экспертизы о возможности переоборудования под ДОПОГ;
  • получить разрешение на внесение изменений в Госавтоинспекции;
  • по факту выполнения работ по оснащению получить от исполнителя заявление-декларацию;
  • получить «Протокол технической экспертизы безопасности конструкции ТС с внесенными в конструкцию изменениями» в лаборатории, имеющей государственную аккредитацию;
  • пройти технический осмотр и получить диагностическую карту;
  • предоставить автомобиль на проверку ГИБДД вместе со всеми документами для получения свидетельства СКТС (о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности);
  • получить нужные отметки в паспорте автомобиля (ПТС) и новое свидетельство о его регистрации (СТС).

И уже только после прохождения всех этих процедур можно рассчитывать на свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Выдачей свидетельства тоже занимается ГИБДД.

Срок действия свидетельства на транспорт ДОПОГ составляет 6 месяцев – это равняется сроку действия техосмотра, установленного для автомобилей, которые перевозят опасные грузы. Следовательно, каждые полгода нужно подтверждать исправность спецоборудования и соответствие ТС всем требованиям ДОПОГ (в т.ч. наличие средств оповещения, комплектов индивидуальной защиты, инструкций в кабине водителя и т.д.).

Требования к транспорту перевозящему опасные грузы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня видов грузов повышенной опасности» (подготовлен Минтрансом России 22.04.2021)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пунктом 7.3 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Перечень видов грузов повышенной опасности.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
о т ___________ N ____

Перечень
видов грузов повышенной опасности

Настоящий Перечень устанавливает виды грузов повышенной опасности к которым относятся изделия (предметы) и вещества для железнодорожного транспорта из числа опасных грузов, предусмотренных в Приложении N 2 «Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом» к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств 5 апреля 1996 г. (далее — ППОГ) и в Приложении N 2 «Правила перевозок опасных грузов» к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (далее — Приложение N 2 к СМГС), для внутреннего водного транспорта из числа опасных грузов, предусмотренных в Перечне опасных грузов Таблицы А главы 3.2 прилагаемых Правил к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям от 26 мая 2000 г. (далее — ВОПОГ).

Используемые в настоящем Перечне классификация, сокращения, терминология для грузов повышенной опасности, перевозимых железнодорожным транспортом применяются в значениях, установленных ППОГ и Приложении N 2 к СМГС, для грузов повышенной опасности, перевозимых внутренним водным транспортом применяются в значениях, установленных ВОПОГ.

1. Опасные грузы, перевозимые железнодорожным транспортом

1.1. Опасные грузы следующих различных классов и подклассов (за исключением класса 7):

Класс 1, подклассы 1.1, 1.2 и 1.5: взрывчатые вещества и изделия.

Класс 1, подкласс 1.3: взрывчатые вещества и изделия, совместимости С.

Класс 1, подкласс 1.4: взрывчатые вещества и изделия с NN ООН 0104, 0237, 0255, 0267, 0289, 0361, 0365, 0366, 0440, 0441, 0455, 0456 и 0500.

При перевозках по России и дорогам СНГ грузы 1 класса перевозятся под условными номерами в соответствии с Приложением 10 «Перечень опасных грузов класса 1 и особенности их перевозки» ППОГ.

Класс 2: воспламеняющиеся, нетокстичные газы (классификационные коды, включающие только буквы F или FС), перевозимые в цистернах.

Класс 2: ядовитые газы (классификационные коды, включающие буквы Т, ТF, ТС, ТО, ТFС или ТОС), за исключением аэрозолей.

Класс 3: легковоспламеняющиеся жидкости, имеющие классификационные шифры 3011, 3012, 3021, 3022, 3031, 3032, 3041, 3042, (группы упаковки I, II), перевозимые в цистернах.

Класс 3 и класс 4.1: десенсибилизированные взрывчатые вещества и изделия.

Классы 4.2: грузы, имеющие классификационные шифры 4211, 4221, 4231, 4241, 4251 (группа упаковки I), перевозимые в цистернах.

Классы 4.3: грузы, имеющие классификационные шифры 4311, 4321, 4331, 4341, 4351, 4361, 4371, 4381 (группа упаковки I), перевозимые в цистернах.

Класс 5.1: жидкие окисляющие вещества, имеющие классификационные шифры: 5111, 5151, 5161, 5171 (группа упаковки I), перевозимые в цистернах.

Класс 5.1: перхлораты, аммония нитрат, удобрения на основе аммония нитрата и аммония нитрата эмульсии, суспензии или гели, перевозимые в цистернах, а также навалом или насыпью в количестве более 3000 кг.

Класс 6.1: ядовитые вещества, имеющие классификационные шифры: 6111, 6121, 6131, 6141, 6151, 6161, 6171, 6181, 6191 (группа упаковки I).

Класс 6.2: инфекционные вещества категории А (NN ООН 2814 и 2900, кроме материала животного происхождения).

Класс 8: едкие (коррозионные) вещества, имеющие классификационные шифры 8011, 8021, 8031, 8041, 8051, 8061, 8071, 8081 (группа упаковки I), перевозимые в цистернах.

1.2. Опасные грузы класса 7 с радиоактивными материалами,у которых значение активности на отдельную упаковку равно порогу безопасности для перевозки 3000 А2 (значение А2 определяется согласно положениям пунктов 2.2.7.2.2.1 — 2.2.7.2.2.2 Приложения N 2 к СМГС), или выше него, за исключением следующих радионуклидов, для которых порог безопасности для перевозки составляет:

Элемент Радионуклид Порог безопасности для перевозки (ТБк)
Америций Аm-241 0,6
Золото Au-198 2
Кадмий Cd-109 200
Калифорний Cf-252 0,2
Кюрий Сm-244 0,5
Кобальт Co-57 7
Кобальт Co-60 0,3
Цезий Cs-137 1
Железо Fe-55 8 000
Германий Ge-68 7
Гадолиний Gd-153 10
Иридий Ir-192 0,8
Никель Ni-63 600
Палладий Pd-103 900
Прометий Pm-147 400
Полоний Po-210 0,6
Плутоний Pu-238 0,6
Плутоний Pu-239 0,6
Радий Ra-226 0,4
Рутений Ru-106 3
Селен Se-75 2
Стронций Sr-90 10
Таллий Tl-204 200
Тулий Tm-170 200
Иттербий Yb-169 3

В случае смесей радионуклидов факт достижения или превышения порога безопасности для перевозки может быть определен исходя из суммы коэффициентов, полученных путем деления активности каждого присутствующего радионуклида на значение порога безопасности для перевозки данного радионуклида. Если сумма коэффициентов составляет менее 1, то порог радиоактивности данной смеси не достигнут и не превышен.

Расчет может быть приведен по следующей формуле:

Представлен проект перечня видов грузов повышенной опасности, перевозимых железнодорожным и внутренним водным транспортом. К ним планируется отнести радиоактивные, взрывчатые вещества и т. п.

Как осуществляются авиаперевозки опасных грузов

Авиационный транспорт является составной частью транспортной и логистической инфраструктуры России, занимая по объему перевозок 4 место. Только за 7 месяцев 2019 года совокупный объем грузовых перевозок воздушным транспортом составил более 500 тысяч тонн. Авиаперевозки опасных грузов составляют до 10-15% от общего объема. Порядок перевозки опасных грузов (ОГ) на воздушных судах (ВС) регулируется как международной конвенцией по воздушному праву – ИКАО, так и российским национальным транспортным законодательством — Воздушным Кодексом РФ, его 84 главой. В этой статье будет рассказано об основных нормативных положениях, регулирующих перевозку опасных грузов на авиационном транспорте, о том, что попадает в категорию ОГ, какие необходимы документы для оформления подобных типов перевозок на ВС.

Понятие и определение опасного груза при перевозке на воздушных судах

Под ОГ в воздушном Кодексе РФ понимаются твердые и сыпучие вещества, жидкости, товары, промышленные изделия и оборудование, из-за которых при перевозке на ВС может возникнуть опасная ситуация, а также может быть нанесен значительный ущерб самолету, другим грузам, пассажирам и экипажу.

Насколько актуален вопрос, связанный с перевозкой грузов авиатранспортом, в том числе относящихся к категории опасных грузов, показывают недавние новости. Они касаются того, что известный автотранспортный перевозчик в Сибирском регионе страны ТК «Байкал-Сервис» в августе 2019 года запустил сквозной комбинированный сервис по доставке опасных грузов. При этом скорость доставки комбинированных маршрутов, куда входит доставка автофургоном ОГ до аэропорта, погрузка на борт ВС и доставка по месту назначения, в 4-5 раз быстрее, чем использование традиционных схем логистики фурами или ж/д транспортом. Стоимость перевозки всего на 230 руб. больше за каждый кг груза.

Существует четыре основных типа ОГ, используемых для классификации при авиационных перевозках:

легковоспламеняющиеся материалы, способные при определенных условиях привести к самовозгоранию, взрыву, выделению значительной тепловой энергии. Сюда относятся классы веществ 1 категории, куда входят взрывчатые вещества, порох, спиртосодержащие вещества, эфиры и другие. В частности, к этой группе относятся такие типы изделий и товаров, как духи, алкогольные напитки, аэрозольные жидкости, которые могут самовоспламениться при нагреве, гравитационных перегрузках, при изменении давления;

материалы, оборудование, содержащие радиоактивные элементы, которые могут привести к значительному радиоактивному заражению, облучению грузов, пассажиров и экипажа;

химические вещества, при определенных условиях воздушной перевозки выделяющие ядовитые, отравляющие и вредные вещества;

вещества и жидкости, способные при различных условиях, например, разгерметизации упаковки, приводить к образованию коррозии, к негативному воздействию на другие грузы, а также конструктивные элементы самолета.

Классификация ОГ подробно отражена в Приложении № 18 к Протоколу Чикагской конвенции ИКАО. В этом документе предусмотрена классификация всех ОГ для перевозки на 9 основных классов. Также здесь указан список веществ и материалов, полностью запрещенных к перевозке на ВС каким-либо способом.

Полностью запрещенные к перевозке авиационным транспортом опасные грузы

Список веществ и материалов, которые полностью запрещены к авиаперевозке не только в виде грузов, но при любых обстоятельствах, содержит такие группы:

взрывчатые вещества, способные самовоспламеняться при температуре выше 75°C при периоде воздействия не более 48 часов;

фосфорсодержащие взрывчатые смеси;

вещества, в состав которых входят компоненты аммония, хлората и их производных;

химические и взрывчатые вещества, сверхчувствительные к механическим ударам и вибрации;

жидкие материалы, способные при незначительном тепловом или механическом воздействии производить сильную химическую реакцию, приводящую к резкому повышению давления в таре, упаковке и тепловому выбросу;

газообразные вещества, способные даже при незначительном изменении (перепаде) атмосферного давления вызвать нагревание поверхностей баллонов.

Здесь следует особо отметить, что список опасных грузов для авиаперевозок не является закрытым или окончательным. Периодически следует проверять его на предмет обновления и появления в числе запрещенных новых веществ, материалов и оборудования.

Документы, необходимые для оформления перевозки ОГ авиационным транспортом

Чтобы правильно оформить к перевозке груз, подпадающий под определение «опасный груз», когда используется авиаперевозка опасных грузов (включая мультимодальные типы перевозок), необходим ряд документов. Эти документы являются основными, без них невозможен допуск груза не только на борт ВС, но и на грузовой терминал аэропорта. Общий список документов, а также порядок их заполнения и предоставления, указан в следующих нормативных и правовых документах:

Приказе ФАС России № 372 от 29.12.98 г.;

Воздушном кодексе РФ;

международном стандарте качества – ISO 9000.

В этот список входят следующие обязательные документы:

«Декларация о перевозке опасного груза». Этот документ имеет вид бланка на листах формата А4. В этой декларации грузоотправитель или его агент (экспедиторская компания) указывает все точные сведения о грузе – полное наименование, включая химическое или техническое, количество грузовых мест, вес, упаковку, класс опасности. Также прилагаются технические паспорта на сам груз, его упаковку или тару. Декларация заполняется в трех экземплярах.

При отправке одной партии груза, состоящей из нескольких типов ОГ, на каждый из них заполняется отдельная декларация.

Фитосанитарный или гигиенический сертификат, если предполагаются к перевозке вещества, содержащие активные растительные, химические или биологические компоненты.

Сертификат происхождения или Certificate of Origin. В этом документе прописываются все сведения об изготовителе вещества, оборудования, которое перевозится как ОГ.

Упаковочный лист или документ об упаковке, креплении ОГ.

Копия контракта поставки, купли-продажи, инвойсы и другие документы, по которым осуществляется коммерческая перевозка груза .

Кроме этих основных документов, для перевозки ОГ авиакомпания или ее линейный агент может потребовать от грузоотправителя другие дополнительные документы, подтверждающие безопасность перевозки ОГ на конкретном ВС или для принятия на хранение в грузовые терминалы аэропорта, включая таможенную зону.

Упаковка и маркировка ОГ при перевозке воздушным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом, хранение и перевалка должны соответствовать международным стандартам, предъявляемым к упаковке и маркировке.

В общем виде существует три основные группы упаковки, в зависимости от степени опасности того или иного груза:

Первая группа – для грузов с классами опасности от 1 до 4.

Вторая группа упаковки – это класс веществ от 5-7.

Третья группа – для веществ и материалов, входящих в классы опасности от 7 до 9.

Кроме этого, упаковка грузов имеет классификацию по типам А, В и С, в соответствии с нормами, содержащимися в специальном приложении Конвенции ИКАО. Эта группа требований определяет степень прочности, изоляционные свойства, габариты упаковки и тары, в которых перевозится опасный груз.

Что касается маркировки ОГ, когда используется только авиадоставка опасных грузов, то все технические стандарты и условия ее применения содержатся в ч. 2 «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.

Согласно этим требованиям, грузу каждого класса опасности присваивается своя собственная цветовая маркировка и отличительные символы, позволяющие однозначно трактовать степень опасности перевозимого груза.

Основные характеристики маркировки ОГ, применяемые в авиационной логистике, приведены в соответствующей таблице.

Объем перевозок опасных грузов в ближайшем будущем может возрасти, что связано в частности с анонсированием переоборудования объекта по уничтожению химоружия в Камбарке в комплекс по утилизации и обезвреживанию отходов I–II классов опасности, а также планами на перезапуск по меньшей мере четырех аналогичных объектов. По мере того, как авиационные перевозки будут все полнее интегрироваться в общую модель логистики, например, в мультимодальные типы перевозок, будут унифицироваться и требования к перевозке опасных грузов. Требования к перевозке ОГ, документационному сопровождению, маркировке, упаковке будут одинаковы для перевозки морем, ж/д транспортом, авиацией или грузовыми автофургонами. Это намного упростит систему управления рисками при доставке ОГ в любую точку страны или мира. Ввиду возможных осложнений при оформлении опасных грузов, рекомендуется обратиться к специалистам в этой сфере.

Компания «СБ Карго» возьмет на себя решение всех проблем и поможет сэкономить силы, время и денежные средства. Мы получили аккредитацию в IATA как грузовой агент. Это дает нам возможность быстро управлять организационными процессами и финансовыми операциями, бронировать заявки на грузоперевозки оперативно и на выгодных условиях. Мы сотрудничаем с авиакомпаниями напрямую.

ДОПОГ опасный груз

По правилам ДОПОГ опасный груз (ОГ), предназначенный для транспортировки автотранспортом, подразделяется на 9 классов опасности. Несколько слов о самом понятии ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов). На территории России этот термин был введен в 1994 году, года страна присоединилась к Европейскому соглашению о международной перевозке ОГ (постановление Правительства РФ № 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов»).

Определение ДОПОГ опасный груз

По ДОПОГ опасный груз — это «груз, который в результате транспортного происшествия нанесёт вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде». Итак, к классам 1-3 относятся взрывчатые вещества и материалы; к классу 4 – легковоспламеняющиеся вещества и те, что способны к самовозгоранию; к классам 5-9 – окисляющие, токсичные, коррозионные и прочие опасные вещества и изделия, а также радиоактивные материалы. Кроме того, существуют десятки подклассов, конкретизирующих опасный груз по ДОПОГ.

Книга ДОПОГ опасный груз

Все эти сведения содержит Книга ДОПОГ, составленная Организацией Объединенных Наций и обновляемая по мере уточнения и дополнения некоторых требований. В России актуально 18-е издание Книги. Выпуск очередного ожидается в июне 2021 года.

Помимо перечня опасных грузов, двухтомник содержит информацию о правилах транспортировки опасных грузов, необходимых для этого документах, а также программы обучения ДОПОГ.

Законодательство ДОПОГ опасный груз

На основе этого документа в России была обновлена нормативная база, регулирующая организацию перевозки ОГ и подготовки специалистов, в том числе водителей и сопровождающих лиц. Речь идет прежде всего о приказах Министерства транспорта РФ №№ 202 и 203 «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки» и «Об утверждении порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Регулировать процесс призваны органы Ространснадзора. Эта же структура выдает разрешения на транспортировку ДОПОГ опасный груз, следит за неукоснительным соблюдением требований перевозки, а также контролирует процесс обучения лиц, участвующих в ее организации и осуществлении.

Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее

Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее

Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее

Требования к транспорту перевозящему опасные грузы

5.1. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы

5.1.1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.

5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

5.1.3. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:

  • изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);
  • изучение свойств перевозимых опасных грузов;
  • обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;
  • обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
  • подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.

5.1.4. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

5.1.5. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.6. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.7. В транспортных документах (Приложение 7.12) должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации N 372 от 23 апреля 1994 г.).

5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

  • лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;
  • путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;
  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);
  • аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);
  • товарно — транспортную накладную;
  • адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

5.1.10. При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

5.1.11. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными настоящими Правилами (пункт 4.1.9).

5.1.12. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.

5.1.13. В случае возникновения инцидента водитель обязан:

  • не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
  • сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
  • вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;
  • по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.1.14. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор — за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

5.1.15. Водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещается осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка топливом этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.9.14 настоящих Правил.

5.1.16. При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:

  • резко трогать транспортное средство с места;
  • производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;
  • резко тормозить;
  • двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;
  • курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);
  • пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);
  • оставлять транспортное средство без надзора.

5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно — транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.

5.2. Требования к персоналу, обслуживающему перевозки опасных грузов

5.2.1. Действия обслуживающего персонала должны соответствовать общим требованиям ведомственных должностных инструкций и настоящих Правил.

5.2.2. Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.

5.2.3. Обслуживающий персонал, занятый на работах, связанных с хранением опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж и обучение действиям по ликвидации последствий инцидентов.

5.2.4. К проведению погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами допускаются операторы со стажем работы не менее 3 лет на применяемом подъемно — транспортном оборудовании.

5.2.5. Оператор обязан соблюдать общие правила техники безопасности при выполнении погрузочно — разгрузочных работ, а также настоящие Правила.

5.2.6. Оператор, допущенный к работам с опасными грузами, обязан пройти специальную подготовку в объеме, приведенном в пункте 5.1.3 настоящих Правил, или специальный инструктаж по правилам погрузки и разгрузки данного вида опасного груза.

5.2.7. Операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.

5.2.8. Операторы, временно занятые на выполнении погрузочно — разгрузочных операций с опасными грузами, должны пройти медицинский осмотр при назначении на данный вид работ.

5.2.9. В случае возникновения инцидента при погрузке или разгрузке опасного груза оператор обязан:

  • не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
  • вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • в соответствии с требованиями, перечисленными в аварийной карточке, принять меры по ликвидации последствий инцидента;
  • оказывать помощь в работе аварийной бригады.

5.2.10. В течение работы оператор обязан постоянно осуществлять контроль за техническим состоянием погрузочно — разгрузочной машины.

5.2.11. При проведении погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами оператору запрещается курить.

5.2.12. Обслуживающий персонал, занятый на ручной погрузке — разгрузке опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж по правилам обращения с этими видами грузов и в ходе работы руководствоваться следующим:

  • строго выполнять требования, указанные маркировкой и предупредительными надписями, нанесенными на упаковку соответствующего груза;
  • запрещается осуществлять бросание опасного груза с плеч и его волочение;
  • в местах проведения погрузочно — разгрузочных работ запрещается курить;
  • после окончания погрузочно — разгрузочных работ произвести обеззараживание рабочей одежды в соответствии с установленными требованиями.

5.2.13. Обслуживающий персонал аварийной бригады обязан:

  • пройти предварительную подготовку по специальной программе (пункт 5.1.3);
  • после завершения выполнения каждой из работ по ликвидации последствий инцидентов проходить, помимо плановых, дополнительные медицинские освидетельствования;
  • содержать в полной технической исправности имеющиеся средства индивидуальной защиты, средства и имущество, предназначенные для ликвидации последствий инцидентов.