Остановка эскалатора при пожаре

Тушение пожаров в эскалаторном комплексе

Персоналом метрополитена должны быть приняты меры:

  • • по прекращению допуска пассажиров в вестибюль и на эскалатор со стороны зала станции;
  • • по эвакуации пассажиров с полотна эскалатора вниз на станцию и лишь при отсутствии такой возможности — в вестибюль и далее на поверхность.

Эвакуацию пассажиров со станции следует осуществлять:

  • • через второй наклонный тоннель;
  • • через пересадочный коридор на смежную станцию;
  • • по путевым тоннелям, свободным от поездов — при отсутствии возможности использования указанных выше путей эвакуации. По прибытии пожарных подразделений немедленно формируются

звенья ГДЗС для спасания пассажиров с полотна эскалатора, вестибюля и прилегающих помещений. В случае эвакуации по тоннелям в них также направляются группы спасателей.

При пожаре на эскалаторе персоналом метрополитена:

прекращается доступ пассажиров на эскалатор и организуется их эвакуация;

  • • производится остановка полотна эскалатора;
  • • вводится аварийный режим вентиляции;
  • • снимается напряжение с электрооборудования эскалатора.

Для тушения следует создать УТЛ:

в вестибюле и со стороны нижней сходной площадки зала станции для подачи огнетушащих веществ на полотно эскалатора;

  • • со стороны вестибюля для ведения действий по тушению оборудования машинного зала и подбалюстрадного пространства. Для наземных вестибюлей проникновение следует производить через ворота демонтажной шахты;
  • • со стороны нижней сходной площадки зала станции при тушении подбалюстрадного пространства с введением средств тушения через вытяжную камеру.
  • • Для станций с наземными вестибюлями решающее направление рекомендуется выбирать со стороны вестибюля, а для станций с подземными вестибюлями, выходящими в подуличные переходы — со стороны зала станции.

Если эскалатор станции является единственным выходом на поверхность, то доставку участников тушения и оборудования для ведения оперативно-тактических действий со стороны нижней сходной площадки зала станции следует производить поездами с соседней станции, ее порядок согласовывается с администрацией метрополитена.

При отсутствии этой возможности следует организовать проникновение личного состава через ствол вентиляционной шахты станции.

Эскалаторные тоннели и машинные залы рекомендуется заполнять воздушно-механической пеной. Подачу пены в машинный зал следует производить через ворота демонтажной шахты, расположенные с тыльной стороны вестибюля.

Для охлаждения конструкций и снижения температуры на путях ввода сил и средств используются пожарные стволы с насадками НРТ- 5, НРТ-10. Для этой цели также могут использоваться потоки воздуха, подаваемые в зону работ в вестибюле автомобилями дымоудаления и переносными дымососами.

При тушении пожара рекомендуется применение оборудования дымоудаления мобильных средств пожаротушения, включаемого на приток после завершения эвакуации людей из подземных сооружений аварийного участка.

При тушении пожара в эскалаторном комплексе оборудования дымоудаление устанавливается нагнетательным коллектором или воздуховодом в ближайший от эскалаторного тоннеля дверной проем вестибюля. Использование оборудования дымоудаления позволяет создать зону безопасности 8—10 м для подачи огнетушащих веществ в эскалаторный тоннель. Увеличение этой зоны возможно включением переносного дымососа с забором воздуха через рукав из свободной струи, создаваемой вентилятором автомобиля дымоудаления (рис. 8.9).

Рис. 8.9. Совместная работа автомобиля дымоудаления и переносного дымососа при пожаре на эскалаторе: 1 — автомобиль дымоудаления;

  • 2 — переносной дымосос; 3 — эскалатор; 4 — вестибюль;
  • 5,6 направление продуктов горения и струи воздуха соответственно

Организация работы станции метрополитена (2018 год) — часть 19

оповестив об этом пассажиров через дежурного у эскалатора по громкой связи. После окончания эвакуации
пассажиров осуществляют переключения эскалаторов в направлениях, указанных дежурным по станции.

2.1.7.Локомотивная бригада (машинист) останавливает поезд до опасной зоны, если имеется угроза

для подвижного состава. При отсутствии опасности для подвижного состава или невозможности остановить
поезд до опасной зоны — должна проследовать станцию без остановки с установленной скоростью,
выполняя при этом требования Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ. О принятых мерах
докладывает поездному диспетчеру.

Локомотивная бригада (машинист) должна проинформировать пассажиров:
— при остановке поезда на станции перед опасной зоной: «Уважаемые пассажиры! По техническим

причинам отправление поезда задерживается. Просьба соблюдать спокойствие и порядок»;

— при проследовании станции без остановки: «Уважаемые пассажиры! По техническим причинам

поезд проследует станцию . без остановки. Просьба соблюдать спокойствие и порядок. Высадка будет
произведена на станции . ».

2.1.8. Поездной диспетчер действует в соответствии с требованиями пункта 1.5 настоящей

2.1.9. Работники Службы безопасности должны действовать в соответствии с 1.18 настоящей

2.2. При пожаре на эскалаторе (машинном зале) или в вестибюле:
2.2.1. Дежурный по станции должен:
— доложить о пожаре поездному диспетчеру;
— вызвать пожарную охрану города по телефону 6-101 (на объектах МТС — по телефону 9-101);
— дать заявку поездному диспетчеру на снятие напряжения с электрокабелей и электроустановок,

находящихся в зоне пожара;

— дать команду работникам Службы безопасности о закрытии станции для входа пассажиров и

выполнении действий в соответствии с пунктом 1.18 настоящей инструкции;

— дать команду (через дежурного у эскалатора) машинисту эскалаторов или диспетчеру

Эскалаторной службы о переключении эскалаторов — об остановке эскалатора (при пожаре на эскалаторе)
или переключении эскалаторов на спуск (при пожаре на вестибюле);

— организовать (с привлечением дежурного у эскалаторов) с помощью стационарных или

переносных средств связи оповещение пассажиров, например, «Уважаемые пассажиры! Станция временно
закрыта. Выход в город осуществляется по переходу со станции . (или через другой вестибюль).
Соблюдайте спокойствие»;

— организовать эвакуацию пассажиров со станции через другой вестибюль, по переходам или

поездами на соседние станции;

— при необходимости принять меры для безостановочного пропуска поездов с пассажирами через

— после подтверждения от поездного диспетчера о снятии напряжения с электроустановок и

оборудования заполнить бланк уведомления о снятии напряжения и вручить его РТП;

— до прибытия пожарно-спасательных подразделений МЧС организовать ликвидацию пожара

(задымления), с помощью первичных средств пожаротушения.

До снятия напряжения рекомендуется применение для тушения пожара: в электросетях до

1 кВ — углекислотных, порошковых (класс Е) и воздушно-эмульсионных (ОВЭ-6) огнетушителей; в
электросетях до 10 кВ — воздушно-эмульсионных (ОВЭ-6) огнетушителей.

Применение порошковых огнетушителей при ликвидации пожара на станции допускается только

при отсутствии пассажиров в непосредственной близости от места их использования или отсутствия других
средств пожаротушения.

Поездной диспетчер должен действует в соответствии с п. 1.5 настоящей Инструкции.

При пожаре на вестибюле станции по указанию дежурного по станции, машинист

эскалатора или диспетчер Эскалаторной службы с привлечением дежурного у эскалаторов должны
остановить эскалаторы, работающие на подъем, и изменить направление их движения на спуск,
предварительно оповестив об этом пассажиров через дежурного у эскалаторов по громкой связи.

Дежурный у эскалаторов должен объявлять пассажирам о необходимости спуститься на платформу.
Дежурный по станции, работники Службы безопасности, старший кассир билетный должны

действовать в соответствии с п.п.2.2.1, 1.17 и 1.18 настоящей инструкции. Работник Службы пассажирских
сервисов (при наличии) должен действовать по указанию работника Службы безопасности.

2.2.4.При пожаре на лестничном полотне эскалатора (в машинном зале эскалаторов):
При местном управлении эскалаторами машинист эскалаторов должен:
— доложить о пожаре диспетчеру Эскалаторной службы и дать заявку на снятие напряжения с

Читайте также  Пожарная безопасность обсуждения

кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне

Можно ли на плане эвакуации указывать маршрут движения по эскалатору!?

Я решил обновить старую статью о эвакуации по экслаторам. Сразу после трагедии в «Зимней вишне» мы поучаствовали в нескольких проверках торговых центров, в которых нашли в том числе и планы эвакуации стрелки на которых предлагали людям двигаться по опасному маршруту — эскалатору.

И сейчас рынок услуг в области пожарной безопасности переполнен подрядчиками, которые продолжают «лепить» такие схемы. И зачастую специалисты, работающие в таких конторах, не то, чтобы не имеют специального образования, но и не удосуживаются хоть как-то, хоть немножечко ознакомиться с тем, что делают. Об этом данная статья

В Москве кинотеатре на проспекте Вернадского, мы увидели такую схему, на которой движение эвакуирующихся по эскалатору обозначено стрелкой. Такой же путь для «безопасного» выхода из здания при пожаре представлен в Торговом Центре «Речной»

Как известно, план эвакуации, согласно законодательству Российской Федерации, имеет определенные характеристики, установленные ГОСТ. Мы не говорим о том, что показанные на рисунках пожарно-технические продукты вообще игнорируют существование этого ГОСТ, как не затрагиваем важный (без иронии!!) вопрос об эстетической недоработке таких примеров. Это важно, но не критично, и даже такое убогонькое исполнение средства безопасности имеет право на существование, если в данном средстве есть пожарный здравый смысл. Де-юре конечно это неправильно, но, все-таки, и это лучше, чем ничего. Но это самое «лучше» работает только если это план не вредит безопасности людей.

Однако, когда тот специалист который разрабатывает средство противопожарной защиты вообще игнорирует основополагающие принципы и правила – это становится уже угрозой для людей.

Речь идет о том, что рисуя (не поднимается рука написать «разрабатывая») представленные на иллюстрациях выше «продуктах» специалист направляет эвакуирующихся на эскалатор! Проход при пожаре по такому маршруту – это нонсенс для любого пожарного специалиста. Прежде всего — с фактической точки зрения.

План эвакуации должен учитывать все нюансы экстренного выхода с этажа в чрезвычайной ситуации. В том числе и вопросы физических закономерностей. Движение людского потока во время пожара в целях безопасности обязано отвечать ряду требований, в том числе быть устойчивым. Какая устойчивость может быть при движении по работающему устройству такого типа? Ответ один – никакая. Посмотрите это видео. Оно было изначально размещено авторами «для прикола», но мы скопировали его с целью показать степень опасности движения по движущейся лестнице.

Но шутки заканчиваются, когда случаются более серьзные происшествия, например такие:

Нам могут возразить (и уже возражали), что при пожаре эскалаторы, как и лифты, отключаются, и это вроде как уже «обычная» лестница. Даже «вроде бы» как приравниваемая, в силу закона, к лестницам 2-го типа (внутренним открытым). И в данном случае по ней спокойно можно выводить людей из здания. Часто, в обоснование такой позиции приводится это письмо ВНИИПО МЧС России (хотя оно вообще на другую тему), о том если выполнить требования пункта 7.1.16 СП 1.13130.2009, то всё в порядке и эскалатор в данном случае становится «обычной» лестницей.

Обычная она только на первый взгляд, и пожарный специалист, чтобы опровергнуть это обязательно должен помнить во-первых о французском архитекторе Франсуа Блонделе, автора первого «Справочника строителя».

Именно этот учёный первым высказал мысль о том, что:

«сумма удвоенной высоты проступи (подступени) и ширина ступени должна быть равна длине шага».

Что получается когда наша «самодвижущаяся» лестница по автоматической команде от пожарной сигнализации останавливается? Она, действительно «превращается» в обыкновенную лестницу, но такую в которой сбита и высота и угол наклона подступенка!

Таким образом нарушается архитектурная форма лестницы и правило Бронделя. При этих условиях увеличивается риск того, что человек, спускающийся по лестнице-эскалатору, сможет оступиться, или замедлит движение, или будет раскачивать тело во время спуска, чтобы иметь более надежную опору, а ведь все это – факторы, которые могут негативно сказаться на процессе движения людей, замедлить выход из опасной зоны, привести к панике, к травмированную эвакуирующихся.

Во-вторых, не стоит забывать и о том, что механика такого типа устройств несёт в себе риски, даже если движения полотен не происходит. Случай гибели человека на НЕПОДВИЖНОМ эскалаторе, который вдруг, по какой-то причине (непонятной даже специалистам по лифтовому хозяйству) начал движение описан в этой передаче 5-го канала.

Поэтому довод об «отключении» эскалатора — несостоятелен. Это — ОПАСНОЕ и СЛОЖНОЕ механическое устройство. Опасное даже в повседневном пользовании, а тем более во время экстренного движения в чрезвычайных условиях.

Не будет говорить о том, что ширина эскалаторов в большинстве случаев недостаточна для обеспечения нормативной скорости ходьбы, а значит, процесс выхода людей их здания замедлиться. Аргументов, связанных с высотой подступенка и случаями механических воздействий вполне достаточно для доказательства того, что если кто-то проектирует план эвакуации, он не может ни нормативно (так как это не является безопасным путем), ни с позиций физики процесса, прокладывать маршрут движения по эскалатору. Такой путь нарушит условие устойчивости движения людей и приведет к трагедии, травмированию или гибели людей.

И все это может случиться потому, что псевдоспециалист-художник-дизайнер, работающий не в своей сфере, берется за разработку того, в чем не смыслит. Он не имеет понятия, что существует пожарная наука, не думающет что движение людского потока — сложный процесс требующий изучения, анализа многих факторов, а не просто рисования стрелочек и значков. Для него план это – рисунок со стрелками и знаками и самое важное – на чём он напечатан. Он не думает, что это документ, в котором должны быть отражены именно безопасные пути, даны безопасные рекомендации, в отличие от того, что мы видим на представленных в начале статьи экземплярах.

Поэтому первая рекомендация тому, кто хочет заказать план эвакуации такая: «Если организация, в которую Вы обратились, помимо планов эвакуации, занимается различного рода полиграфией, то лучше не связываться с ней. Ищите пожарных специалистов!»

Проектируя наши планы (а вернее их текстовую часть) мы всегда указываем (в том случае, если не объекте есть эскалатор) что движение при пожаре по нему запрещено и советуем делать это другим разработчикам. Лучше уж конечно не иметь хоть какого-то изображения эскалатора, а не то чтобы пути по нему. Его лучше исключить в принципе. Если же в исключительных случаях мы оставляем его изображение для облегчения ориентирования, то следует использовать знак безопасности о котором мы подробно рассуждали в этой статье

В любой деятельности, возможно, встретить непрофессионалов, но когда от подготовки специалиста зависит безопасность, жизнь, здоровье других людей, то встречая подобные «образцы» хочется ввести лицензирование этой деятельности и образовательный ценз. Беда только в том, что вряд ли лицензирование тут поможет, в силу покупаемости любой лицензии.

А вот отказ принять подобную работу со стороны заказчиков вполне может помочь. Как и замечания к таким планам эвакуации со стороны инспекции любого рода. А для обоснования этого неприятия нужно, во-первых, сослаться на те требования закона, которые запрещают движение по эскалаторам при пожаре.

Читайте также  Методические рекомендации по эвакуации людей при пожаре

А во-вторых, если особо хитрые и продвинутые проектировщики, строители, разработчики планов начнут утверждать, что в законе речь идет о движущемся эскалаторе, а остановившийся приравнен к лестницам второго типа и при определенных условиях (например, указанных в представленном выше письме ВНИИПО МЧС России) его можно использовать для прокладывания маршрутов движения, то фактическое обоснование со ссылкой на правило Бронделя поможет пожарному специалисту не поддаться подобного рода хитрецам.

В принципе согласен с выводами статьи, но есть случаи невозможности иного пути эвакуации — например метро.
В метро или эскалатор или через туннель на соседнюю станцию. туннель тоже далеко не соответствует нормам для путей эвакуации.
Как в этих случаях поступать?

Всё правильно, по эксалаторам эвакуироваться нельзя, можно и без Блонеля обосновать — высота проступи больше допустимой, ширина марша меньше допустимой, огнестойкость марша не соответствует №123-ФЗ. Это понятно, но в свете механических подъёмников и эвакуации как быть с траволаторами? По ширине он подходит, по углу наклона — близок к пандусу, огнестойкость только не та, но в целом можно или не стоит?

2.2. При пожаре на эскалаторе (машинном зале) или в вестибюле:

2.2.1. Дежурный по станции должен:

— сообщить о пожаре поездному диспетчеру;

— вызвать пожарную охрану города по телефону «6-101» (на объектах МТС – по телефону «9-101»);

— сообщить о пожаре в пожарную охрану метрополитена по телефону «218-20» (на объектах МТС – по телефону «8-495 6221820»);

— дать заявку поездному диспетчеру на снятие напряжения с электрокабелей и электроустановок, находящихся в зоне пожара;

— дать указание: работникам милиции закрыть станцию (вестибюль) для входа пассажиров; старшему кассиру билетному (кассиру) службы Сбора доходов — о вывешивании на входных дверях щита о закрытии станции (вестибюля), выдаче устройств для фиксации дверей вестибюля в открытом положении и фиксации турникетов автоматических пропускных пунктов (АПП) в открытом положении на вестибюле, через который организована эвакуация; машинисту или диспетчеру Эскалаторной службы – об остановке эскалатора (при пожаре на эскалаторе) или переключении эскалаторов на спуск (при пожаре на вестибюле);

— организовать, с помощью стационарных или переносных средств связи, оповещение пассажиров, например: «Уважаемые пассажиры! Станция временно закрыта на вход. Выход в город со станции (указать путь эвакуации). Соблюдайте спокойствие»;

— организовать эвакуацию пассажиров со станции через другой вести-бюль, по переходам или поездами на соседние станции;

— организовать встречу пожарно-спасательных подразделений МЧС, аварийно-восстановительных формирований и медицинских работников;

— при необходимости принять меры к пропуску поездов через станцию без остановки;

— после подтверждения от поездного диспетчера о снятии напряжения с электроустановок и оборудования (если это необходимо, в зависимости от места возникновения пожара) заполнить бланк уведомления о снятии напряжения и вручить его РТП;

— до прибытия пожарно-спасательных подразделений МЧС организо-вать ликвидацию пожара (задымления), с помощью первичных средств пожаротушения.

До снятия напряжения рекомендуется применение для тушения пожара: в электросетях до 1 кВ – углекислотных, порошковых (класс Е) и воздушно-эмульсионных (ОВЭ -6) огнетушителей; в электросетях до 10 кВ — воздушно-эмульсионных (ОВЭ -6) огнетушителей.

Применение порошковых огнетушителей при ликвидации пожара на станции допускается только при отсутствии пассажиров в непосредственной близости от места их использования или отсутствия других средств пожаротушения.

2.2.2. Поездной диспетчер действует в соответствии с п.1.5. настоящей Инструкции.

2.2.3. При пожаре на вестибюле станции, по указанию дежурного по станции, машинист или диспетчер Эскалаторной службы (при оборудовании эскалаторов системой телемеханики) с привлечением дежурного у эскалаторов обязаны остановить эскалаторы, работающие на подъем, и изменить направление их движения на спуск, предварительно оповестив об этом пассажиров через дежурного у эскалаторов по громкой связи.

Дежурный у эскалаторов объявляет пассажирам о необходимости спуститься на платформу.

Дежурный по станции действует в соответствии с п.2.2.1. настоящей Инструкции.

2.2.4. При пожаре на лестничном полотне эскалатора (маш. зале):

При местном управлении эскалаторами

Машинист эскалаторов должен:

— доложить о пожаре диспетчеру Эскалаторной службы и дать заявку на снятие напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара;

— сообщить о пожаре дежурному по станции;

— с привлечением дежурного у эскалатора прекратить доступ (вход) пассажиров на эскалаторы, эвакуировать с лестничного полотна эскалаторов пассажиров и остановить эскалаторы;

— организовать, совместно с дежурным у эскалаторов тушение пожара.

До снятия напряжения рекомендуется применение для тушения пожара: в электросетях до 1 кВ – углекислотных, порошковых (класс Е) и воздушно-эмульсионных (ОВЭ -6) огнетушителей; в электросетях до 10 кВ — воздушно-эмульсионных (ОВЭ -6) огнетушителей.

После снятия напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара, для ликвидации пожара допускается применение всех имеющихся средств пожаротушения.

Диспетчер Эскалаторной службы должен:

— после получения сообщения о пожаре от машиниста или других работников метрополитена, доложить поездному диспетчеру о пожаре и дать заявку энергодиспетчеру на полное снятие напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара;

— после получения сообщения от энергодиспетчера о полном снятии напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара, сообщить об этом машинисту эскалаторов.

Энергодиспетчер докладывает о снятии напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара, поездному диспетчеру и диспетчеру Эскалаторной службы.

Дежурный у эскалаторов должен:

— при обнаружении задымления на лестничном полотне эскалатора сообщить об этом машинисту эскалаторов и дежурному по станции;

— перекрыть доступ пассажиров на эскалатор;

— объявлять пассажирам о необходимости покинуть эскалатор;

— остановить эскалатор (после его освобождения от пассажиров) и совместно с машинистом эскалаторов принять меры по тушению пожара.

При телеуправлении эскалаторами

Дежурный у эскалаторов должен:

— при обнаружении пожара (задымления) на лестничном полотне эскалатора сообщить об этом диспетчеру Эскалаторной службы и дежурному по станции;

— перекрыть доступ пассажиров на эскалатор;

— объявлять пассажирам о необходимости покинуть эскалатор.

Диспетчер Эскалаторной службы должен:

— после получения сообщения о признаках пожара от дежурного у эскалаторов, направить на станцию машиниста эскалаторов, доложить о пожаре энергодиспетчеру и поездному диспетчеру. Дать заявку энергодиспетчеру на полное снятие напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара;

— до приезда на станцию машиниста эскалаторов организовать, с привлечением дежурного у эскалаторов, эвакуацию пассажиров с лестничного полотна эскалаторов;

— остановку и переключение эскалаторов производить по распоряжению дежурного по станции;

— после получения сообщения от энергодиспетчера о полном снятии напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара, сообщить об этом машинисту эскалаторов.

Читайте также  Меры пожарной безопасности при разведении костра

Энергодиспетчер докладывает о снятии напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию, и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара, поездному диспетчеру и диспетчеру Эскалаторной службы.

2.2.5. Поездной диспетчер действует в соответствии с требованиями пункта 1.5. настоящей Инструкции.

После получения от энергодиспетчера информации о снятии напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию, и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара, даёт разрешение дежурному по станции выдать РТП уведомление о снятии напряжения.

2.2.6. Дежурный по станции действует в соответствии с п. 2.2.1.

После подтверждения от поездного диспетчера о снятии напряжения с кабелей ввода, питающих эскалаторную станцию, и с потоков транзитных кабелей, находящихся в зоне пожара, заполняет бланк уведомления о снятии напряжения и вручает его РТП.

Машинист эскалаторов по прибытию на станцию должен:

— убедиться в отсутствии пассажиров на полотне эскалаторов и далее действовать в соответствии с разделом: действия машиниста при местном управлении эскалаторами .

Остановка эскалатора при пожаре

7.15. Экстренное снятие напряжения с контактного рельса производит электродиспетчер по приказу поездного диспетчера на основании требования машиниста, помощника машиниста или дежурного по станции, а при несчастных случаях с людьми или случаях, угрожающих безопасности движения, — по требованию любого работника метрополитена, полученному поездным диспетчером по поездной диспетчерской, тоннельной связи или по поездной радиосвязи.

7.16. Подачу напряжения на контактный рельс после экстренного снятия производит электродиспетчер по приказу поездного диспетчера на основании требования руководителя работ или работника, затребовавшего снятие напряжения, полученного поездным диспетчером по поездной диспетчерской, тоннельной связи или по поездной радиосвязи после выхода персонала из тоннеля или с наземного участка.

В тоннеле или на наземном участке могут оставаться работники, имеющие на это право, для наблюдения за оборудованием при движении подвижного состава.

7.17. Порядок снятия и подачи напряжения на контактный рельс устанавливает начальник метрополитена.

СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ЭСКАЛАТОРНОГО ХОЗЯЙСТВА

8.1. Эскалаторы должны обеспечивать безопасную перевозку пассажиров.

8.2. Основные характеристики, параметры и размеры эскалаторов должны соответствовать «Правилам устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов».

Электрическое оборудование и заземление эскалаторов должны отвечать требованиям «Правил устройства электроустановок».

Вносить изменения в конструкцию находящегося в эксплуатации эскалатора допускается порядком, установленным Госгортехнадзором России.

8.3. Каждый эскалатор должен иметь паспорт (формуляр), соответствующий требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов».

Паспорт эскалатора выдаётся заводом-поставщиком вместе с документацией предприятий, изготовивших отдельные узлы и детали.

8.4. Каждый эскалатор должен иметь главный привод, обеспечивающий пуск эскалатора на подъём при полной загрузке, и вспомогательный привод для передвижения лестничного полотна со скоростью не более 0,04 м/с для выполнения ремонтно-ревизионных работ.

Допускается оборудование эскалаторов устройствами автоматики, контролирующими положение пассажиров на лестничном полотне.

8.5. Эскалатор должен быть оборудован автоматически действующим рабочим тормозом нормально замкнутого типа, расположенном на входном валу редуктора. Этот тормоз должен действовать при каждом отключении электродвигателя главного или вспомогательного привода с усилием, обеспечивающим не менее чем двукратный запас при удержании эксплуатационной нагрузки и остановке эскалатора в пределах установленных тормозных путей. При применении двух и более тормозов каждый из них должен иметь запас тормозного момента не менее 1,1. Кроме того, каждый эскалатор должен быть оборудован автоматически действующим аварийным тормозом, установленным на главном валу, и затормаживающим полотно при увеличении скорости лестничного полотна эскалатора, работающего на спуск, на 30 % и более от номинальной скорости, а также при самопроизвольном изменении направления движения лестничного полотна, работающего на подъём эскалатора, и при отказе рабочего тормоза.

При производстве на эскалаторе работ с разомкнутой механической связью в приводе, а также при недействующем рабочем тормозе лестничное полотно эскалатора должно быть застопорено.

8.6. Эскалатор должен быть снабжён блокировочными устройствами, отключающими электродвигатель эскалатора в случае:

— обрыва или чрезмерной вытяжки поручня;

— перемещения одной или двух звёздочек каретки натяжной станции в сторону привода или в обратную сторону более чем на 30 мм;

— самопроизвольного отвинчивания гайки аварийного тормоза;

— срабатывания рабочего или аварийного тормоза;

— при подъёме плавающей входной площадки;

— при подъёме или опускании ступени перед входными площадками;

— воздействия на устройство «стоп» в любом месте прохода между эскалаторами;

— отключения работающего эскалатора рубильником.

Могут устанавливаться и другие блокировки, повышающие безопасность пассажироперевозок.

Эти блокировочные устройства должны быть выполнены, так, чтобы при срабатывании любого из них (кроме рабочего и аварийного тормозов, блокировок входных площадок) пуск эскалатора в работу был возможен только после принудительного приведения их в исходное положение.

Для остановки эскалатора на верхнем (нижнем) оголовниках балюстрады, а также в кабине у нижней гребёнки должны быть установлены несамовозвратные выключатели для экстренной остановки эскалатора, снабжённые надписью «СТОП». Такие выключатели, допускается устанавливать и на контрольном пункте.

Допускается установка самовозвратных выключателей с устройством несамовозвратных блокировок; при срабатываний-блокировок должен включаться сигнал, показывающий, какая из блокировок привела к остановке эскалатора.

8.7. Эскалатор должен быть оборудован защитными ограждениями и площадками, обеспечивающими безопасную работу обслуживающего персонала.

8.8. Машинное помещение и примыкающая к нему демонтажная шахта должны быть оборудованы грузоподъёмными средствами для монтажа, демонтажа и транспортирования элементов эскалатора.

8.9. Схемы электроприводов эскалаторов должны быть вывешены на видном месте в машинных залах. В эти документы должны своевременно вноситься все изменения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭСКАЛАТОРОВ

8.10. При местном управлении пуск эскалаторов для перевозки пассажиров производится с верхнего или нижнего пульта управления, которые должны быть доступны только обслуживающему, персоналу.

8.11. Дистанционное или телемеханическое управление эскалатором допускается при наличии возможности наблюдения за перемещением пассажиров на эскалаторе или переговорной связи с работником, находящимся у эскалатора.

Пуск эскалатора от главного привода при ремонтных работах разрешается производить из машинного помещения; при этом машинист должен убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов на лестничном полотне и внутри эскалатора, а также в закрытии входов на эскалатор. Пуск эскалатора в период ночного перерыва определяется порядком, установленным Управлением метрополитена.

8.12. Запрещается производить текущее обслуживание и ремонт эскалаторов без разрешения диспетчера эскалаторной службы.

Порядок постановки эскалаторов на ремонт, а также их ввод в эксплуатацию после окончания ремонта устанавливается Управлением метрополитена.

8.13. После ночного перерыва пуск эскалатора для перевозки пассажиров разрешается только после проверки машинистом:

— зазора между якорем и корпусом электромагнита рабочего тормоза;

— готовности к действию аварийного тормоза;

— действия выключателей «Стоп»;

— исправности работы эскалатора вхолостую на протяжении двух оборотов лестничного полотна.

Проверка указанных технологических операций производится порядком, утверждённым Управлением метрополитена.

8.14. При возникновении во время работы эскалатора неисправностей, опасных для пользования им, эскалатор должен быть остановлен, а пассажиры с него удалены.

8.15. В случае внезапной остановки эскалатора пуск его разрешается только после выяснения и устранения причин остановки.